Аргументы Недели → Общество 13+

Менеджеры ВТБ – рейдеры?

, 20:07

Менеджеры ВТБ – рейдеры?
globallookpress.com

Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Евгений Фёдоров, отправил запрос в Счётную палату, МВД и Центральный банк в связи с обращением к нему российского бизнесмена Дмитрия Косарева относительно участия ВТБ в сделке по продаже ведущего болгарского телекоммуникационного оператора Vivacom. По мнению Косарева, группа топ-менеджеров банка сознательно отсекла неугодных им участников аукциона, и продала актив ВТБ по заниженной стоимости люксембургскому офшору на кредит самого банка.

В чём суть претензий? Косарев владеет 76,6% Vivacom через две свои компании Empreno Ventures Ltd («Empreno») и LIC Telecommunications Sarl («LICT»), поэтому логично, что он хочет, чтобы Vivacom, которая, по сути, управлялась «ВТБ Капитал», была продана за максимально возможную сумму. 

Но происходит странное. ВТБ выставляет актив на аукцион, однако, согласно обращению Косарева, всячески препятствует независимым участникам. В итоге 30 августа 2016 г. Vivacom была продана в общей сумме за 330 млн. евро, из которых примерно 180 млн. ушло на погашение старого кредита, а 150 млн. составило цену 100% акций компании. Между тем, параллельно было предложение с ценой за акции почти вдвое выше от не аффилированного с ВТБ  Марка Шнайдера и американских фондов CVC. Но, как считает, Д. Косарев менеджеры ВТБ решили играть в некую свою игру и просто смогли выжить из торгов этих игроков. А это уже наводит на мысль, что сам аукцион носит фиктивный характер.

Эти подозрения подкрепляют сразу несколько вещей. Первое, согласно независимой экспертизе стоимость 100% акций Vivacom составляет порядка 500 млн. евро! То есть, акции продали дешевле более чем втрое! Но какой в этом смысл? Разве что Vivacom продавали дешевле специально, для своих, с планами последующей скорой перепродажи, но уже по рыночной цене? И вот тут уже вскрывается второй фактор, который заставляет сомневаться в чистоте аукциона. Компания, которая купила Vivacom называется Viva Telecom (Luxembourg) S.A. Как потом выяснилось, победитель аукциона действительно является консорциумом, включающим как сам ВТБ (20% - 1 акция), так и его менеджеров, а также болгарского бизнесмена Спаса Русева (номинал, владеющий акциями в пользу высшего менеджмента ВТБ). Третий фактор – одно из условий аукциона обязывало участников вносить депозит в размере 20 млн. евро.  Очень нестандартное требование, призванное отсечь всех действительно независимых, то есть неугодных для ВТБ игроков.  Именно это и произошло: в финале «аукциона» не осталось независимых участников.  Второй финалист Пан Германос участвовал в аукционе, имея предложение дочерней компании ВТБ о кредите на покупку!

В связи с этим т.н. «аукционом» ещё в феврале 2016 г. компании Косарева «Empreno» и «LICT» подали иск в Высокий суд Лондона против ВТБ Капитал, Viva Telecom (Luxembourg) S.A., главы болгарского офиса ВТБ Милена Велчева и директоров ВТБ в компании-залогодателе, которая была прежнем владельцем заложенных акций. Среди банкиров ВТБ, ответственных за рейдерский захват Vivacom, Косарев также называет Юрия Соловьева и Алексея Яковицкого.

В своём иске г-н Косарев утверждает, что ВТБ проигнорировал предложения бизнесмена о рефинансировании кредита и заблокировал ему возможность поучаствовать в аукционе по покупке Vivacom. То есть, один из совладельцев предложил вариант возвращения прежнего кредита, но в ВТБ от этого отказываются. А после случается ещё более странная вещь – ВТБ сам профинансировал покупку акций Vivacom! На эти цели банк выдаёт аффилированной Viva Telecom (Luxembourg) S.A. кредит в размере 240 млн. евро.  Что получается? До этого ВТБ были должны 180 млн. евро, а теперь стали должны 240 млн. Не нужно обладать учёной степенью, чтобы понять, что вряд ли продажа актива была продиктована желанием вернуть прежний долг. А если и так, то какой смысл тогда давать кредит, когда существовали и другие предложения?

На сегодняшний день судебный процесс продолжается. Так, в своём решении от 7 февраля 2018 г. Высокий суд г. Лондона разрешил истцам продолжить преследование ответчиков в связи с упущенной возможностью купить Vivacom из-за того, каким образом этот аукцион был проведен. При этом суд посчитал, что истцы не могут требовать признания незаконности сделки, так как они являются лишь косвенными акционерами. Однако все эти исковые требования доступны для компании-залогодателя, которой является V2 Investment Sarl (Люксембург). Поэтому представители Косарева в совете директоров V2 предложили компании присоединиться к иску Empreno и LICT и взыскать с ВТБ упущенные убытки либо признать сделку недействительной. Но члены совета директоров V2, представляющие ВТБ, пытаются заблокировать действия компании.
Вдобавок ко всему высшее руководство ВТБ не горит большим желанием разбираться в сложившейся ситуации. Скорее даже наоборот. По словам Косарева банк проявляет недюжинные лоббистские возможности по замалчиванию ситуации. Так, бизнесмен обращался в МВД РФ с просьбой провести проверку по этому делу и возбудить дело по статье «мошенничество». В Полиции действительно вызвали А. Яковицкого на допрос, но тот проигнорировал и просто не явился. Тогда правоохранители решили, что они сделали всё что могли и попросту умыли руки, отказав в возбуждении дела.

Получается весьма странное дело. Есть российский гражданин, который вынужден защищать свои интересы против, в том числе, других российских граждан, но не на Родине, а во всевозможных инстанциях за рубежом! И это в условиях, когда есть подозрения на то, что сотрудники госбанка, за государственные деньги провели захват компании в свою личную пользу.
В связи с этим будет очень интересно понаблюдать за ответами ЦБ, МВД и Счётной палаты РФ на запросы Е. Фёдорова. Понятно, что проблемы Косарева может решить суд в Англии. Но почему не работают наши правоохранители? Почему каждый, кто присосался к государственному ресурсу, тут же начинает пользоваться им в своих интересах, избегая наказаний и серьёзных последствий?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram