Аргументы Недели Иркутск → Общество № 12(605) от 29.03.18 13+

Между врачом и пациентом

, 13:18

Есть ли шанс получать качественную помощь по полисам обязательного медицинского страхования? Что сегодня представляет собой ОМС, насколько адекватна эта модель? Сможет ли Россия при нынешнем уровне организации здравоохранения выйти на обозначенный высшим руководством страны ориентир — войти в клуб стран с высокой продолжительностью жизни «80+»? Вокруг этих вопросов строилась дискуссия за круглым столом в конференц-зале иркутского КДЦ «Художественный». Очередная встреча в рамках проекта «Экспертный совет», инициированного еженедельником «Аргументы недели», состоялась 22 марта.

На старте обсуждения постоянный ведущий «Экспертного совета», известный иркутский журналист Игорь Альтер озвучил для собравшихся некоторые выдержки из жесткого материала, вышедшего на федеральных страницах еженедельника «Аргументы недели» в начале марта. В статье под названием «Бабла палата» еще один журналист Денис Терентьев критикует систему ОМС.

Автор текста ссылается на опросы, согласно которым работой ОМС недовольны три четверти врачей. Говорит, что систему критикуют эксперты и пациенты. При этом за год по каналам ОМС проходит 1,7 трлн рублей, и каждый работодатель в России вносит в эту «кубышку» свою лепту — 5,1% от зарплаты любого сотрудника. «Сразу и не поймешь, куда деваются миллиарды», — недоумевает Денис Тереньтев. Наверное, и многие читатели не верят, что система ОМС реально эффективна.

Есть даже радикальное мнение: приватизировать все учреждения, и пусть они конкурируют. Дескать, тогда сразу вырастет качество медицинской помощи. Будут бороться за клиента, на котором зарабатывают.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже недавно озвучила свою точку зрения. Она, как сообщает argumenti.ru, рекомендует превратить обязательное медицинское страхование в добровольное, а средства, выделяемые на ОМС, закладывать в федеральных и региональных бюджетах. Матвиенко дала поручение комитету по соцполитике изучить этот вопрос и успешный зарубежный опыт.

На самом деле, споры о том, как должна измениться система — и ОМС, и финансирования (пока это «система постоянного недофинансирования»), и российское здравоохранение вообще — идут уже давно. А что думают эксперты, собравшиеся за круглым столом в Иркутске? Действительно ли все мрачно и безнадежно, или есть прогресс в пользу пациента? В обсуждении со стороны страховых организаций участвовали директор Иркутского филиала АО «СК «СОГАЗ-Мед» Кристина Сосова и ее заместитель Наталья Воронина, директор Иркутского филиала ОАО «СОГАЗ» Елена Зимина. Врачебное сообщество представляли замглавврача по медицинской части Иркутского диагностического центра Елена Белых и директор курорта «Ангара» Ольга Князюк, являющаяся также главным внештатным специалистом по санаторно-курортному лечению при Министерстве здравоохранения Иркутской области. Официальную позицию регионального министерства озвучивали заместители министра — Галина Синькова и Елена Голенецкая.

Эффективность — общая цель

Эксперты не стали отрицать, что в публичном пространстве можно обнаружить огромный поток негативных отзывов о российской медицине.

В частности больницы ругают за риторику о выгодности/невыгодности пациента. Главврач сегодня вынужден выполнять функцию финансиста. А потом всплывают «приписки», которые тоже ставят в вину медучреждениям. В погоне за рублем учреждения, поставленные на грань выживания, порой добавляют в истории болезни медицинские услуги, которые по факту не оказывались. В этом контексте страховщики напомнили, что именно они помогают злополучные приписки обнаружить и сэкономить бюджетные средства. В среднем в год страховые медицинские организации возвращают в казну порядка 60 млрд рублей.

Галина Синькова подчеркнула, что структуры власти плотно взаимодействуют со страховыми организациями, и поблагодарила их за участие во многих проектах, направленных как раз на повышение эффективности системы здравоохранения и качества помощи населению. Возможно, система ОМС не идеальна, но она совершенствуется, считают участвовавшие в дискуссии эксперты. Чиновники верят в результат инициированных Минздравом РФ и реализуемых при поддержке Федерального фонда ОМС проектов и программ.

Вспомнили о том, что Иркутская область вошла в число 33 регионов страны, участвующих в реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника». В нескольких учреждениях Приангарья сегодня пробуют выстроить «новую модель медицинской организации», которая должна сократить время оформления записи на прием, время ожидания врача пациентом и при этом увеличить непосредственно время контакта врача с пациентом.

Кроме того, известно, что страховые компании информационно поддерживают проект «Диспансеризация». Они сообщают людям о возможности пройти профилактический медицинский осмотр бесплатно. Галина Синькова напомнила, что именно информирование, организованное страховщиками, помогло многим лечебным учреждениям выполнить план по диспансеризации.

Проблема в том, что 50-60% застрахованных вообще не знают, где у них полис ОМС, справедливо критикуют население страховщики. Это говорит о том, что люди не в курсе предоставленных им возможностей. И здесь на помощь приходят страховые организации. Они действуют в интересах застрахованных. Важно, чтобы люди знали, что у них есть защитник и как с ним связаться. Здравоохранение и ОМС сегодня делают большой шаг в направлении пациентоориентированной модели. Хотя у каждого из нас появилась возможность оперативно связаться со своим страховым представителем, или, как его еще называют, страховым поверенным и подключить его к решению своих проблем. Но многие ли из нас используют эту возможность? Между тем работа таких специалистов, если она будет выстроена эффективно, способна кардинально изменить расхожее мнение о системе ОМС.

Менеджеры здоровья

Кристина Сосова (СОГАЗ-Мед) напомнила, что институт страховых представителей — это общенациональный проект, в который вовлечены действующие на территории России страховые медицинские организации. Старт проекту был дан в 2016 году, в полную силу он заработал с января 2018 года.

«Страховые представители — это «менеджеры здоровья», — объяснила Кристина Сосова. — Они являются посредниками между медицинской организацией и застрахованным лицом. Система страховых представителей формировалась поэтапно. Она трехуровневая. Первыми заработали операторы контакт-центров, куда может обратиться любой житель России, имеющий полис ОМС. Операторы консультируют по вопросам, связанным с обслуживанием в медучреждениях. Должна ли быть услуга платной или бесплатной? Какие сроки ожидания медицинской помощи регламентированы? Что делать, если в твоей поликлинике нет нужного узкого специалиста? Во всем этом мы помогаем разобраться. На втором этапе внедрения системы появились страховые представители, информирующие застрахованных в смс, по телефону и через другие каналы о медицинской помощи, в том числе о профилактических мероприятиях. И, наконец, с начала 2018 года можно воспользоваться поддержкой страховых представителей третьего уровня. Это эксперты (врачи с высшим образованием и стажем работы). Они рассматривают письменные обращения и жалобы застрахованных. Мы и раньше вели такую работу, но сейчас она вышла на новый уровень. Все направлено на повышение правовой грамотности застрахованных и, в конечном итоге, на улучшение качества медицинской помощи».

Недовольны? Проверят!

Представители страховых организаций обратили внимание на то, что они организуют проведение экспертизы качества оказанной пациенту медицинской помощи. В компаниях есть высококвалифицированные специалисты.

Наталья Воронина (СОГАЗ-Мед) подчеркнула, что страховые компании на самом деле отрабатывают все жалобы, поступающие на сайт президента, в Росздравнадзор или Минздрав: «Эти структуры обращаются к нам, чтобы организовать авторитетную экспертизу. Ее и суды принимают во внимание».

Современные ИТ-технологии позволяют СК собирать в единую базу сведения обо всех оказанных медицинских услугах застрахованным, централизованно получать данные о результатах трехэтапного контроля соблюдения сроков, объемов и качества медицинской помощи, проводить анализ выявленных нарушений, разрабатывать и направлять медицинским организациям рекомендации с целью предотвращения системных ошибок.

В свою очередь Галина Синькова заговорила об оценках, которые дают учреждениям население и общественность, в том числе и в сети Интернет. Не всегда их можно считать объективными. «Мы работаем ради здоровья населения, — сказала представитель регионального минздрава. — Но как оценить результат? Есть ведь и четкие общепринятые показатели. Уровень жизни, уровень смертности и рождаемости. Хотя даже они не только от минздрава зависят».

Умереть не дадут

Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Елена Голенецкая рассказала присутствующим о «стабильной положительной динамике» снижения смертности на территории Иркутской области на протяжении последних нескольких лет. «Каждый год 3-4-5% снижение, — сообщила представитель министерства. — Мы очень долго к этому шли».

По словам Елены Голенецкой, в регионе снижается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Она связывает это с системой сосудистых центров и увеличением числа операций по шунтированию. Считает, что свой вклад в оптимистичные показатели внесло и внедрение тромбологической терапии — тромболизиса. «В первые часы пациенту вводится препарат, растворяющий тромб, — объяснила замминистра. — Полностью решена проблема обеспечения наших скорых и медучреждений современными тромболитическими препаратами. Обучены все, кто должен работать с такими больными. И мы видим стабильное улучшение ситуации в течение трех лет. Это не случайная цифра».

Также минздрав сообщил, что вместе со страховыми компаниями приложил большие усилия по оказанию помощи больным с гипертонической болезнью, и эта работа продолжается: «В этом году мы будем проводить аудит оказания помощи больным с гипертонией. Если выполняется стандарт, риск сосудистой патологии гораздо меньше, и проблем у человека в дальнейшем меньше, он живет дольше и чувствует себя хорошо. Это тоже большое направление, которым мы второй год вплотную занимаемся».

Гордится министерство и хорошими показателями, отражающими снижение смертности от болезней органов дыхания. «В рамках нашего регионального календаря прививок два года вакцинируем население Иркутской области. Прививаем от пневмонии группу риска, 20-25 тысяч взрослых ежегодно и всех детей до 4 лет. В итоге мы вышли на среднероссийский показатель смертности. У нас он раньше был выше. Думаю, сейчас он окажется даже ниже», — надеется Елена Голенецкая.

Она также рассказала, что сохранить жизнь пострадавшим в ДТП помогают расположенные поблизости аварийных участков трасс современные травматологические центры, «оснащенные компьютерными томографами, хорошими операционными, где врачи владеют современными технологиями». Случаев смерти от заболеваний желудочно-кишечного тракта и ВИЧ-инфекций тоже стало меньше.

«И самая, наверное, большая наша победа — это снижение смертности от туберкулеза на 19%. Иркутская область в этом плане достаточно сложный регион, но благодаря внедрению новых технологий, новых методов обследования и полного обеспечения всех пациентов препаратами за счет областного и федерального бюджетов мы видим снижение и заболеваемости, и смертности. По детскому туберкулезу тоже улучшение ситуации. Если раньше за год заболевало 102-104 ребенка, то в 2017 году это чуть больше 50», — констатировала Елена Голенецкая.

В финале своего доклада она признала, что в Иркутской области есть еще проблемы по оказанию помощи онкологическим больным, хотя увеличилось раннее выявление этой патологии. Она считает, что «сдвинуть» показатель в сторону улучшения мешают такие факторы, как старение населения, сложная экологическая обстановка и недостаточная грамотность населения.

У ведущего Экспертного совета тоже с собой некоторая подборка цифр была. В 2015 году Иркутская область как регион в рейтинге эффективности системы здравоохранения, составленном Высшей школой организации управления здравоохранением при Минздраве России, занимала 81-е место из 85. Рейтинга свежее не оказалось, возможно, за два года картина изменилась. Хотя и на уровне федерации тоже далеко не все радужно. По итогам мартовского опроса ВЦИОМ, 27% россиян считают первоочередной задачей свежеизбранного президента решение проблем, накопившихся как раз в здравоохранении.

Какими будут отчеты, цифры, рейтинги, опросы и реальное положение дел через год или через пять? Нас настроили на то, что есть проекты, которые обязаны дать ощутимый результат. Иркутская область вошла в эти проекты, и мы с интересом будем следить за их развитием.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram