Кто убил СССР – 2
№ () от 5 марта 2018 [«Аргументы Недели », Дмитрий ГРУНЮШКИН ]
Вышедшая в ИД «Аргументы недели» книга Анатолия ТЕРЕЩЕНКО «Преступления без наказания» очень популярна у наших читателей. В ней наш постоянный автор, ветеран госбезопасности и историк проводит глубокое исследование причин крушения Советского Союза и последовавшего за ним безвременья 90‑х, называя конкретных виновников. Чтобы уточнить некоторые вопросы, поднятые в книге, мы встретились с её автором.
Не повезло никому
– По историческим меркам советский эксперимент подобен метеору, ярко сверкнувшему на небосводе и так же быстро погасшему. Был ли шанс у Советского Союза достичь коммунистической цели, не спалив дотла по дороге свои ресурсы и идеалы?
– Советский эксперимент, просуществовавший без малого 74 года, никак не мог превратиться в коммунизм, особенно к 1980 году. Коммунизм не мог наступить в силу разных причин: это и последствия для России разрушительных войн (1914–1918, 1918–1922, 1939–1940, 1941–1945, 1950–1953 и т.д.). И борьба за союзников с огромными финансовыми вливаниями на поддержание их живучести. Колоссальные траты на поддержание боеготовности армии огромной страны, убитая промышленность, железный занавес, почти те же экономические санкции Запада, что и сейчас, и прочее.
Однако правящая партия продолжала декларировать идею не только возможности наступления «светлого будущего», но каждый раз теоретически то приближала, то отдаляла горизонты «коммунистического рая», считая, что в конце концов он обязательно и непременно наступит.
А вот в жизни, особенно в глубинке, никаких кардинальных подвижек не было. Партчиновники просили подождать этого «яркого дня». Для многих советских граждан 1970-х годов коммунизм уже представлялся утопией и миражом, хотя тот период партийно-политического правления одни считают «застоем», другие – «золотым веком». Жизнь протекала в русле реки спокойствия. На партийных собраниях и занятиях по марксистско-ленинской подготовке парторги и секретари партбюро требовали верить в то, во что уже верить было нельзя.
– Есть ли среди бывших республик СССР такие, которые бы выиграли в результате развала страны?
– Среди бывших республик СССР, образовавших самостоятельные государства, в экономическом плане никто не выиграл. Пострадали промышленные производства, наука, культура, образование, здравоохранение и вся социальная сфера. Выиграли чиновники-властолюбцы, бизнесмены, получившие в результате приватизации по Чубайсу за бесценок предприятия бывшей госсобственности Советского Союза. Некоторые из них стали олигархами, заимевшими собственную недвижимость за границей, прячущими деньги от прибылей на счетах в иностранных банках, поселившими в забугорье своих родственников.
Последствия развала страны ощутили на себе все отколовшиеся бывшие республики, ставшие «независимыми» странами:
– резкое сокращение производств и падение уровня жизни;
– территория России сократилась до границ XVII века;
– осложнился доступ к морским портам;
– уменьшилось население России почти вполовину;
– возникли многочисленные национальные конфликты с появлением территориальных претензий у бывших «союзных» братьев и сестёр;
– началась глобализация с процессами, превращающими мир в единую политическую, информационную и экономическую систему;
– мир стал однополярным: с единой сверхдержавой – США.
А вообще мы или наши потомки будут со временем искать причины событий не только в злой или доброй воле правителей, но и в стремлениях миллионов людей к лучшей жизни.
Россия крепче СССР
– Вы пишете, что одним из самых сильных ударов, пошатнувших СССР, был сговор США и арабов, обрушивших цены на нефть. После «крымской весны» последовал схожий сценарий, когда нефть уронили в пять раз. Но Россия выстояла. Получается, нынешняя Россия стоит на ногах надёжнее позднего СССР, при том, что сравнивать промышленный потенциал просто невозможно, СССР в этом плане имел гигантский отрыв от нынешних времён.
– Да, такой сговор был. В 1980-х годах директор ЦРУ Уильям Джозеф Кейси – тринадцатый руководитель разведывательного ведомства, глава избирательной кампании Рейгана, член правительства США в ранге министра, член Совета национальной безопасности и Мальтийского ордена – посетил Саудовскую Аравию. Цель – провести одну операцию, направленную против Советского Союза. Суть её заключалась в том, что, по оценке аналитического отдела ЦРУ, если цены на нефть упадут всего на один доллар, то СССР будет терять от 500 миллионов до миллиарда долларов в год. И он договорился с саудовцами.
Итог был ужасен – в 1986 году потери Советского Союза от падения цен на нефть составили 13 миллиардов долларов. Специальные операции, проведённые США по занижению цен на нефтепродукты в 2013–2014 годах, один в один повторили ситуацию с тем, что происходило с СССР. Руководство Саудовской Аравии по наущению «нашего партнёра» включило насосы на полную мощность, а вслед и США увеличили добычу нефти на 48%. Запретили некоторым фирмам торговые сделки с российскими партнёрами. А чтобы окончательно добить экономику России, «порвать её в клочья», как говорил президент Обама, включили механизм санкций с преследованием российского бизнеса за рубежом. Мы выстояли, сбросив балласт республик, соцлагеря и стран третьего мира, и стали создавать экономическую модель с расчётом на собственные силы, интересы и возможности.
Сегодня Запад этими непродуманными действиями нанёс себе же такой ущерб, от которого пострадал в первую очередь его бизнес. Особенно торговля сельскохозяйственными товарами. Получается, нынешняя Россия стоит на ногах надёжнее позднего СССР. И этим можно гордиться. Действительно, полнит чувство гордости за нашу победу над ИГИЛ (организация, запрещённая в России) в Сирии совместно с воинами её вооружённых сил. Причём сделали эту победу с минимальными потерями ограниченным контингентом Российской армии и её ВКС. А ведь на стороне противника стояла коалиция во главе с США, которая снабжала оружием бандитов.
– Вы говорите, что и царские, и советские, и «демократические» власти в первую очередь занимались тем, что не строили будущее, а разрушали прошлое. Может быть, стоит теперь заняться обратным – вернуть исконные ценности? Ведь получается, что даже США, история которых ничтожна по времени существования, имеют нерушимые базовые ценности, а у нас они чуть не каждые 10 лет новые.
– Страшно то, что в канву процесса развала Советского Союза попали гнилые нити предательства – полотно и разошлось. Враг не предаёт, предают только свои. Поэтому часто в России не столько строили будущее, сколько разрушали прошлое, не вникая в суть его и не принимая во внимание его ошибок.
Вернуться к истокам никогда не поздно, но для этого нужна политическая воля. В любых временных пластах есть что-то полезное, дельное, хорошее. В советском обществе тоже было много того, к чему можно было обратиться сегодня. Революция 1917 года, 100-летие которой власти почему-то проигнорировали, то ли побоялись самого слова, то ли глупостей мальцевских выступлений 5 ноября, но в них были и опасные тенденции – школьники и студенты. А это наше завтра. Значит, не работает в полную силу в России сегодняшняя капиталистическая идеология. Все нацелены только на одно – зарабатывать, часто, мягко говоря, «лёгким способом», деньги, деньги, деньги. Не это ли причина появления у нас огромной армии ненужных сторожей, неэффективных чоповцев и вороватых чиновников.
«Бессмертный полк» как символ возрождения
– Вы говорите, что влияние Запада на нашу систему образования тлетворно воздействует на нашу сопротивляемость их вирусу. Но Сорос пропихнул свои учебники в наши школы уже после развала СССР. Те, кто по ним учился, выходили на марш «Бессмертного полка». А те, кто учился по советским учебникам, либо разваливали СССР, либо не сильно этому сопротивлялись. Нет ли в этом противоречия?
– Не Сорос пропихнул в нашу школу свои учебники после развала СССР, а наши некоторые недалёкие и «далёкие» правительственные чиновники либерального крыла открыли шлюзы, сдерживающие человеческую пакость. Они сделали всё от них зависящее, чтобы потоки нечистот выливались на наше прошлое – и плохое, и хорошее. Но прошлое отменить нельзя. Оно всего лишь будущее, с которым мы разминулись в пути, но с другой стороны – это родина души человека. И если в эту душу бросают нечистоты – последствия могут быть ужасными. Это доказывают исторические примеры.
А на «Бессмертный полк» выходят порядочные, душевные, благодарные люди, а те, кто разваливал СССР, сидят в норах своих квартир и злобствуют.
Сергей Капица перед уходом из жизни по этому поводу сказал: «Я предупредил министров: «Если вы будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Такой страной легче управлять, но у неё нет будущего».
– Вернёмся к «Бессмертному полку». То, что из нас и наших детей системно вытравливают память о Победе, – не подлежит сомнению. Но грандиозные шествия заставляют усомниться в результативности этого вытравливания. Что это – иммунитет к наветам, русский ген памяти или столь же системная работа по противостоянию промыванию мозгов?
– Да, в течение четверти века существования современной России – огромного осколка СССР – постепенно происходило вытравливание памяти о нашей Победе, подчёркивание «великой американской победы». Но память народная сопротивлялась как могла. И вот произошло то, что произошло в виде бунта против умолчания, очернения, оплёвывания прошлого, которое не может возразить. Так появился «Бессмертный полк». Вытравить память о событиях планетарного значения нельзя.
– И последний вопрос. На ваш взгляд, мы сделали работу над ошибками или снова собираемся идти по старым граблям?
– Полномерной работы над ошибками, к сожалению, до сих пор не сделано, особенно в социальной сфере. Сидеть только на одной «трубе» – нам труба. Держать огромнейшие деньги в США, не вкладывая их в отечественную промышленность, – удавка государству. Колоть общество на белых и красных – смерти подобно. Армия должна защищать страну, народ, а не выбранную им власть. Страшно, когда люди разочаруются в жизни, – вот тут и грабли. Патриотизм не в слове, а в деле.
Прусский военачальник и военный теоретик Клаузевиц, служивший в Русской армии в 1812–1814 годах, так сказал о непобеждённой России: «Россия… может быть побеждена лишь внутренней слабостью и действием раздоров. Достигнуть же этих слабых мест политического бытия можно лишь путём потрясения, которое проникло бы до самого сердца страны».
Вот это и есть грабли…