Железнодорожная ветка, которая соединит Красноярск и аэропорт Емельяново, появится после Универсиады-2019. Такую уверенность выразил врио губернатора края Александр Усс во время пресс-конференции, которую он провёл по итогам посещения города президентом страны Владимиром Путиным.
Мы по крохам узнаём, о чем говорили Путин и Усс. Увольнений не последовало. Дирекция Универсиады хоть изрядно и понервничала, но устояла. А там профессионалов-то нет, одни комсомольцы из числа детей вышестоящих руководителей региона. Но универсиадные объекты строятся – благодаря «Сибиряку», «Платине», «Норникелю», «РУСАЛу»… Множеству московских генподрядчиков. И слава Богу!
По словам главы края, без мощного авиационного каркаса край существовать не может. Поэтому здесь должна быть и транспортная составляющая – жд/ветка, и авиационный хаб, и базовая авиакомпания, которой станет скорее всего «Нордстар».
Первый нюанс. «Нордстар» – авикомпания Потанина, а не Дерипаски. Напомним, структуры Олега Дерипаски вели реконструкцию Красноярского аэропорта, они же ведают всем кластером в аэропортах Емельяново и Черемшанка. Хотя в «Норникеле» достаточно долей у Дерипаски. Значит, финансовый и организационный кризис у двух структур, столпов российской экономики, тормознул развитие самого быстрорастущего в России города.
А может, существует новосибирский след? За аэропортами сибирской столицы стоят иные, отличные от Никеля и Русала фигуры влияния. Там лидирует по перевозкам гигант Аэрофлот, например, а не малыш Нордстар.
Вдруг это дёрнул стоп-кран бывший губернатор Виктор Толоконский? Зачем ему, новосибирцу, быстрорастущий экономический монстр Красноярск? Помните, как мялся вождь: то не надо аэроэкпресс, то надо… Скрытые механизмы в олигархических оргструктурах показали хук Уссу, но не подставили подножку.
«Нам нужны не только пассажирские перевозки. Нам нужна полноценная железнодорожная ветка, которая послужит основой для создания на базе Черемшанки особой экономической зоны и так называемого грузового сухого порта. Красноярск может стать сибирским Анкориджем – крупной перевалочной базой для грузовых судов», – сказал Александр Усс.
Теперь мы знаем, эта тема обсуждалась во время визита Путина. И тогда ряд экспертов, которые учли опыт эксплуатации аэроэкспрессов в Казани и во Владивостоке, заявили, что работа над таким проектом в Красноярске нецелесообразна. Однако президент попросил к теме вернуться ещё раз.
Нюанс второй. Господа чиновники, федеральные и еже с ними, региональные, эксперты доморощенные и завезённые, под первое лицо государства или КЭФ! Базовый клиент, составляющий основной пассажиропоток Емельяновского аэропорта, я уж не говорю про Черемшанку, не ездит на «камри» или «мерсах» с мигалками. Средняя температура воздуха в Красноярье значительно отличается от казанских и владивостокских сити.
Казань – столица не только татар, но и быстрорастущих капиталов, федеральных проектов и скоростных… поездов. Казань-Москва – милое дело. Даже самолёт не нужен.
Ценовой нюанс. Авиабилеты подешевели, это да. Иногда удачу можно ухватить за хвост и за пять тысяч слетать в Москву, пусть и на тесной «Победе». А вот РЖД – колдун, так даже Дерипаска не может «волшебствовать». Цены запредельные на купе, теснота на полках и дефицит вагонов-поездов. Вся социальность РЖД ушла в праздники. Скоро весна, а там замаячит лето. И все (авиаторы и железнодорожники) одновременно поднимут цены. Заоблачно. Чтобы вытрепать сибиряков до трусов. «Не хай по Сочам и Крымам не ездиют», сибирских озёр предостаточно…
Но вернёмся к нашим авиабаранам. Что касается сроков, то Усс заявил: в данный момент мы уже опоздали с тем, чтобы построить объект к Универсиаде. Однако после неё реализация проекта вполне возможна.
Очень поздно на должность, пусть и временную, поставили Усса. Он бы такой тянучки не допустил. Землестроительную ситуацию в Емельяновском районе он знает хорошо, кадры местные тоже (недавно главу района Рейнгардта выпер из района). Дерипаска ему доверяет, «Норникель» и «Русская платина» недавно тоже руки пожали. Всё есть! Даже планы Единого экономического пространства с Хакасией и Тувой. Только не хватает самолётов, инфраструктуры и умных голов.
Вместо послесловия. Нас порадовали на днях, что Путин и Усс говорили о возобновлении строительства красноярского метро. А.Усс: «До этой встречи я не верил, что мы к метро в обозримом будущем вернёмся. Но президент резко и однозначно отреагировал в положительном смысле на эту идею. И в личном разговоре, когда я спросил: «Владимир Владимирович, можем ли мы сказать журналистам, что вы не исключаете в будущем возможности вернуться к этой теме?», он ответил: «Не исключаю. Мы будем строить метро!».
Если Усс при жизни запустит первую станцию метро, то он по-настоящему, по-губернаторски войдёт в историю края, как Павел Стефанович Федирко. Это вам не 4-й мост через Енисей и даже не спортсооружения Универсиады. Эти объекты кто только не начинал, кто только не строил и сколько не тырил там деньжат… Но ни Лебедю, ни Хлопонину, ни Кузнецову и Толоконскому метрострой не поддался…