Аргументы Недели Иркутск → Общество № 8(601) от 1.03.18 13+

Уезжать или остаться?

, 10:52

Большинство молодых людей придерживаются мнения, что качество жизни молодежи в Красноярске, Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге выше, чем в Иркутской области. И именно возможность улучшить качество жизни 83% опрошенных представителей юного поколения назвали вероятным поводом для переезда.

Такие данные, выступая с докладом в рамках круглого стола «Уезжать или остаться», озвучила Татьяна Измайлова, директор ОГКУ «Молодежный кадровый центр». Еще несколько цифр, прозвучавших 22 февраля в «Сибэкспоцентре», на мероприятии, посвященном проблеме оттока молодежи из Иркутской области.

Общая численность молодежи, то есть жителей в возрасте от 14 до 30 лет, в Иркутской области на 1 января 2016 года составила 549 174 человека. Для сравнения: на 1 января 2015 года эта цифра составляла 567 552 человека. «То есть, за год количество молодых людей в области сократилось примерно на 18 тысяч человек», — посчитала Татьяна Измайлова. Она сообщила, что статистические данные по 2017 году еще не готовы, но можно ожидать чего-то подобного. Снижение численности молодежи в регионе — давняя и устойчивая тенденция. С чем ее можно связать? Во-первых, сказывается провал рождаемости прошлых периодов, который сейчас отражается на доле молодежи. А, во-вторых, конечно, люди уезжают в поисках лучшей жизни.

«Основными причинами внешней для региона миграции молодежи являются учеба, работа, возврат на прежнее место жительства, личные и семейные причины. По всем категориям причин количественно лидирует возрастная группа 25-30 лет», — сухо констатирует государственный доклад «Молодежь Иркутской области» (2016 год), подготовленный региональным министерством по молодежной политике.

Участники круглого стола пытались, работая в группах, еще раз обозначить, какие материальные и не материальные факторы влияют на решение, когда молодой человек задает себе, в общем-то, довольно распространенный вопрос: уезжать или остаться?

«На самом деле перед таким выбором оказывается не только молодежь, но и зрелые люди, — отметили участники мероприятия. — Просто в юном возрасте он более актуален. Это тот период, когда мы обычно определяемся, прорисовываем себе свой жизненный путь».

Организаторы дискуссии напомнили собравшимся (а это были в основном учащиеся и преподаватели колледжей и техникумов), что государство «вкладывается в человека, регион вкладывается в человека, и, естественно, надеется, что он вырастет, останется и будет развивать свою родину». Правда, из зала прозвучала реплика: «А что вкладывает-то?», но развивать беседу в этом русле никто не стал. Присутствовавших удовлетворил ответ: «Как минимум образование».

Также была попытка обрисовать портрет современной молодежи, которой уже не так важно иметь собственное жилье и машины. В конце концов на западе в ходу «шеринговый» стиль жизни, когда такими материальными благами можно пользоваться совместно. Обсуждение в группах показало, что для наших молодых людей все-таки очень важна возможность купить ту же квартиру или хотя бы использовать служебную и не платить аренду, которая обычно съедает львиную долю дохода молодого специалиста.

С другой стороны, нельзя отрицать, что нынешние 20-летние сильно отличаются от своих родителей и бабушек. Они меньше привязаны к месту. Они «дружат» с гаджетами. Интернет дал им возможность знать и видеть, как живется сверстникам в столице или, скажем, в Европе, какие вакансии существуют в городах-миллионниках, насколько насыщена там культурная жизнь. Выбор становится шире, богаче, аргументы в пользу переезда многочисленней и весомей. Иными словами, конкуренция за человеческие ресурсы усиливается.

На уровне областных властей, по словам Татьяны Измайловой, это прекрасно понимают и стараются что-то сделать, для того чтобы все, что нужно, что хочется, о чем мечтается, молодежь могла получить в Иркутской области.

«Что это за блага такие?» — спросили участников круглого стола и предложили совместно составить перечень условий, которые являются для молодежи наиболее важными, приоритетными. Ребята, работая в небольших группах, рисовали образ идеальной молодой семьи, которая чувствует себя счастливой, у которой даже мысли нет сменить место жительства.

Впрочем, составляющие этой картины-мечты оказались вполне предсказуемыми. Важно, чтобы учебные заведения давали специальность, которая будет востребована. Чтобы потом на работу брали и платили хорошо, тысяч 30-35, а лучше больше. Маленьким детям нужны детские сады, родителям доступные (или вообще бесплатные) бассейны и спортзалы.

Неплохо бы что-то придумать с компенсацией расходов на отдых и оздоровление. Цены в магазинах требуется обуздать. И, конечно, хочется гордиться городом, где живешь, вдыхать его чистый воздух, гулять по его комфортным улицам и паркам, встречая людей, которые тоже всем довольны и дарят тебе не озлобленный взгляд, а лучезарную улыбку… Этот список наверняка легко может продолжить любой читатель нашего еженедельника. И давайте признаем, несмотря на все то, что, судя по регулярным отчетам властей всех уровней делается на благо жителей, пока в Приангарье сложно назвать город, который подходил бы под определение «город-сказка», «город-мечта». Даже столица региона Иркутск — старается, но недотягивает.

Кстати, участникам дискуссии в «Сибэкспоцентре» раздали солидную подборку всевозможных рейтингов. Идея была в том, чтобы посмотреть, как регион выглядит в сравнении с другими субъектами РФ. Преуспеваем? Отстаем? Редакция «АН» тоже заглянула в рейтинги и предлагает ознакомиться с некоторыми выдержками.

Жилье: не заоблачно, но недоступно

Агентство «РИА Рейтинг» публиковало отчет «Доступность покупки жилья — рейтинг регионов по итогам 2016 года». «Лидирующие позиции сохранили Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область и Ханты-Мансийский автономный округ, где семья с одним ребенком может накопить на типовую двухкомнатную квартиру чуть меньше, чем за два года», — сообщило агентство.

Помимо уже названных трех регионов, в первую десятку рейтинга также вошли Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Камчатский край, Красноярский край, Иркутская область (8-е место в топе), Сахалинская и Челябинская области. «Среднестатистической семье с одним ребенком в перечисленных регионах потребуется минимум от 2,8 до 4,1 лет для того, чтобы накопить на типовую двухкомнатную квартиру», — прокомментировали аналитики. В трех регионах — Красноярском крае, Иркутской области и Челябинской области — высокие позиции в рейтинге эксперты объяснили тем, что стоимость учитываемой квартиры там ниже среднероссийского уровня и не превышала на момент сбора данных 2,2 миллиона рублей.

Вроде бы неплохо. Если бы не оговорка авторов рейтинга: «свободный денежный остаток среднестатистических семей в этих регионах ниже среднероссийского, что ограничивает семьи в быстром решении проблемы жилья». Примечательно, что эксперты сочли ограничивающим фактором тот самый остаток, если он не превышает 42 тысячи рублей. Риторический вопрос от «АН»: а как много семей в Приангарье могут похвастать «свободным денежным остатком» даже в 20-30 тысяч?

Цены кусаются

Еще один немаловажный показатель и для молодежи, и для любого жителя региона — уровень цен. Любопытный индекс опубликовало в феврале 2017 года РБК. Его окрестили «индексом благосостояния» или «рейтингом самых дорогих городов» России. С помощью ресурса «Авито» аналитики собрали информацию о ценах на вторичном рынке товаров и услуг в наиболее популярных категориях (31 шт.) в 36 городах с населением более 500 тыс. человек. Учитывались цены на жилье, мебель, мобильные телефоны, одежду, бытовую технику и так далее.

Первую строчку рейтинга предсказуемо занимает Москва, за ней идет Санкт-Петербург. Тройку «лидеров» замыкает Краснодар. А где Иркутск? На шестом месте из 26. Интересно, что соседний нам Красноярск в этом плане выглядит чуть привлекательней: она занял восьмую строчку. Между Иркутском и Красноярском расположился Екатеринбург.

Можно, конечно, поискать оправдания в формулировке «так это в 2017 году» было. Но вы, прицениваясь к товарам в магазине, много ли подешевевшего (или хотя бы не подорожавшего) видите?

Экология: Иркутск не идеален, Братск ужасает

А вот «Экологический рейтинг российских городов — 2017» — анализ практически новый. Его результаты были озвучены в конце 2017-го. Над рейтингом работали эксперты Общероссийского народного фронта совместно с Минприроды России.

В этом списке Иркутск разместился на 49-й строчке (в списке в общей сложности 103 города). Год назад в том же рейтинге столица Приангарья стояла на семь позиций выше — на 42 месте.

«То, что Иркутск в экологическом рейтинге российских городов находится на 49-й строчке, еще раз подтверждает актуальность и необходимость создания «зеленого щита» вокруг областного центра», — отметил, комментируя результаты, координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Сергей Апанович.

По поводу жуткой экологической обстановки в еще одном крупном городе Приангарья, промышленном Братске, не высказался только ленивый. Тут и рейтинги особо не нужны. Но если хотите, то пожалуйста. Осенью 2017 года глава Минприроды Сергей Донской упомянул Братск в числе 15 самых экологически неблагоприятных городов России. В том же списке Норильск, Липецк, Череповец, Новокузнецк, Нижний Тагил, Магнитогорск, Красноярск, Омск, Челябинск, Новочеркасск, Чита, Дзержинск, Медногорск, Асбест. Во внимание принимались уровень загрязнения воздуха и накопления отходов из-за крупных производств.

А как же наш великий и чистый Байкал? Да, серьезный аргумент, чтобы остаться в Иркутской области и наслаждаться красотами байкальских берегов и островов в любой день, когда тебя не смущает поездка за 100-200-300 км. Но, опять же, и берега Байкала уже испоганены человеком, как ни крути.

Транспортные дрязги на десерт

Рейтингов «транспортного благополучия» городов России редакция не обнаружила. Но не упомянуть этот важный фактор комфортной городской среды мы не смогли. Звонки с жалобами и вопросами по работе общественного транспорта в том же «столичном» Иркутске мы получаем практически ежедневно. Люди просят помочь, привлечь внимание к проблеме.

Пример типичного сетования: «Я жительница Синюшиной горы. От нас вечером уехать на автобусе №18 в Юбилейный невозможно. Мы понимаем, что автобусы должны работать по расписанию, но график не соблюдается никогда. Заметили, что в 19.00 заканчивают работать все муниципальные автобусы, а от остановки «ТЭЦ» идти пешком до остановки «Ручей» не очень комфортно — далеко, а порой и страшно, так как место безлюдное. Мы, жители Синюшиной горы, понимаем, что все водители хотят быстрее домой попасть, но не таким образом же, в ущерб пассажирам. Есть еще автобус №8, который идет через центр в предместье Марата. После 20.00 его ждать смысла нет. Разве это нормально? Город разве «вымирает» в 8-9 часов вечера? Людям никуда ездить не нужно? Или везде нужно на перекладных добираться? И про 38-й не промолчу. В салоне грязно, некомфортно, тесно, как в «консервной банке», остановки никто не объявляет. Недобросовестные перевозчики пользуются тем, что выхода нет, и пассажиры в любом случае поедут!»

Такие дела. Такая обратная связь. И не только от жителей Синюшиной горы. Второй Иркутск, Верхняя Набережная, Жилкино… Здесь тоже организацией движения общественного транспорта недовольны. Перевозчики коммерческих маршрутов — 12, 45, 28 и многих других — не считаются с потребностями населения, а регулировать их работу тоже, видимо, никому не по силам. Или желания у соответствующих органов нет?

Хочется в таком городе, в таком регионе жить? Каждый отвечает на этот вопрос сам. А редакция «АН» в свою очередь планирует обсудить с чиновниками на уровне области и муниципалитетов решение упомянутых в этом материале и других обозначенных нашими читателями проблем. Мы тоже мечтаем видеть Иркутск городом, где хочется остаться, учиться, работать и растить детей. В этой жизни.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram