Мошенничество в Азове
Деградация следствия и прокурорского надзора на одном примере
№ () от 28 февраля 2018 [«Аргументы Недели », Николай ПАРАТУНИН ]
В городе Азове Ростовской области, известном всей стране лишь петровскими военными походами да, пожалуй, развитой в советское время индустрией, произошла «кража века». Руководители завода кузнечно-прессовых автоматов (АзКПА) мошенническим путём завладели госимуществом, по самым скромным подсчётам, на 200 млн рублей. В результате этой махинации земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, стоимостью более 600 млн руб., говоря юридическим языком, стал «обременён», а говоря простым языком – стал ущербным неликвидом.
ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО Азова, где вся социальная жизнь бурлит только в ограде городского рынка да вечерами – на Петровском бульваре, хищение такого размера, да ещё у государства Российского – событие эпохальное, сопоставимое с Великим ограблением поезда в Англии в 1963 году. И по масштабам действительно сопоставимо. Напомним, что английские преступники похитили 2, 6 млн фунтов стерлингов. Так что трепещи, чопорная Англия!
Надо отдать должное сотрудникам азовского МРО №7 УБЭиПК ГУ МВД России по Ростовской области (УБЭиПК – Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. – Прим. «АН»). Они не в пример «англицким» коллегам (большая часть похищенного в Англии так и не была найдена) не сразу, конечно, но, покопавшись, распутали нехитро завязанный клубок мошеннического завладения принадлежащими государству железными дорогами в количестве аж 13 штук! Удивила местных полицейских да и нас тоже только простая, как азовская жизнь, схема «увода актива» у потерявшего бдительность государства. Работники Росреестра по городу Азову оформили документики (ну безусловно, бескорыстно!) под названием «Свидетельство на право собственности» на указанные железнодорожные ветки без законом предусмотренных оснований. Просто так?! Поразительная щедрость мелких клерков, дарящих шубу «не со своего плеча»… Типа государство не обеднеет… Вот тут бы и вмешаться азовскому прокурору…
Но обо всём по порядку.
Первым на эту историю вышло краснодарское представительство нашей газеты. В материале «Что построил, то отдай» («АН-Кубань» №4 от 1 февраля 2018 г.) рассказали о том, как компания «ФТ Транс Ойл» при строительстве железнодорожной ветки обнаружила факт завладения государственным имуществом азовским заводом КПА, который всячески препятствовал строительным работам. Как подобает государственно-ответственным людям, сотрудники «ФТ Транс Ойл» сообщили об обнаруженном факте правоохранительным органам для принятия мер.
Полицейские Азова, проведя проверку, пришли к выводу, что факты завладения заводом КПА 13 железными дорогами, принадлежащими государству, подтверждаются, и необходимо принимать меры для изъятия народного имущества из незаконного владения. А дальше начинается самое интересное.
Завладеть государственным имуществом можно было, только реализуя некую криминальную схему, в основу которой, как правило, закладывается механизм достаточно высокого интеллектуального уровня. В нашем случае, правда, заложен был банальный цинизм. Специфика самого мошеннического способа хищения, который зачастую невозможно отличить от исполнения или неисполнения гражданско-правовых обязательств, особенно при обмане в намерениях, когда отсутствует сопутствующая ему подделка документов и так далее, обычно сложно расследуется в нашей российской действительности.
Но это и понятно – повсеместно невысокий профессиональный уровень сотрудников органов внутренних дел, сложность доказывания в суде и длительность расследования уголовных дел о мошенничествах, отсутствие налаженной системы возмещения вреда. Помимо вышеприведённых объективных причин существуют субъективные причины, связанные с совершением должностных проступков и преступлений со стороны сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры, призванных бороться с мошенничеством. И это, как мы расскажем дальше, самое слабое звено в сложившейся системе борьбы с преступностью.
В нашем случае, надо отдать должное профессионализму азовских полицейских, особенно из УБЭиПК, расследование было принципиальным и качественным… до момента принятия решений по возбуждению уголовных дел, в результате которых должны были быть установлены все участники и их роли в этом «азово-сицилийском картеле». Но возбуждение уголовных дел должно либо получить поддержку прокуратуры, либо не получить…
И сейчас мы хотим заострить внимание контролирующих органов России на фактах, вскрытых в результате этого полицейского разбирательства.
С точки зрения закона
Первое. Федеральный закон от 25.08.1995 года №153-Ф3 «О Федеральном железнодорожном транспорте» и Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» прямо, без оговорок, устанавливает – железнодорожные пути разгосударствлению и приватизации не подлежат.
Второе. «Согласно плану приватизации АО «Азовского завода кузнечно-прессовых автоматов», утверждённому в 1992 году, железные дороги в нём отсутствуют, и в собственность завода не передавались».
Третье. «Свидетельства о праве собственности ОАО «Азовский завод КПА» на железнодорожные пути в количестве 13 штук, расположенные в пределах заводской площадки… были выданы в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Четвёртое: «Свидетельства оформлены без наличия земли на каком-либо праве».
Можно было бы перечислять и дальше, но, пожалуй, хватит.
Выводы полицейских: «Таким образом, в действиях неустановленных представителей ОАО «Азовский завод КПА», изготовивших и предоставивших в отдел в г. Азове Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области для внесения регистрационной записи в ЕГРП, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, ст. 159 ч. 4 УК РФ (ст. 159 ч. 4 – это «мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере». – Прим. «АН»), а в действиях сотрудников Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области… усматриваются признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ» («Злоупотребление и превышение должностных полномочий». – Прим. «АН»).
«В границах РФ»
Мало того, следователи действительно «копали» и нашли в Московской области того самого государственного регистратора, который в 2008 году выдал АзКПА свидетельства на право собственности на ж/д пути в количестве 13 штук по адресу: г. Азов, Литейный, 2. Этот самый регистратор, кстати говоря, успел «отметиться» и в Подмосковье попыткой «ошибочного оформления» городского природного парка на кого-то из своих родственников. Регистратор показал при опросе, что выдал Свидетельство, «не видя Плана приватизации». Странно. Очень странно. Главная обязанность регистратора, предписанная законом, – проверить, что называется, каждую букву. А тем более основополагающий документ, который так и указывается в основополагающей графе «основание для регистрации»
Но АзКПА этого мало, и он в 2012 году повторно получает свидетельства о праве собственности на ж/д пути в количестве 13 штук. Цель повторного получения – изменить адрес нахождения железных дорог. Адрес «Литейный, 2» – был зачёркнут карандашом, что категорически не допускается, а сверху чьей-то сердобольной рукой дописано: «В границах города Азова». А могли же и в границах РФ написать… По показаниям регистраторов, основанием для повторной регистрации были не предусмотренные законом документы-основания: постановления федеральных или муниципальных властей об изменении адреса и т.д., а некое непонятно кем принятое решение. Короче, надо было заметать следы… Неуклюже? Да. Но там потом разбери, кто исправлял «кривую», а кто её искривлял…
Суть аферы
Параллельно с проверкой УБЭиПК, «ФТ Транс Ойл» обращается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр) по факту незаконной регистрации отсутствующего Права собственности завода КПА на железные дороги. Росреестр подтвердил (есть же честные и принципиальные чиновники!) письмом №14‑10188/16 от 11.11.2016 г., что «государственная регистрация прав собственности ОАО «Азовский завод КПА» на железнодорожные пути… была проведена в 2008 году на основании Плана приватизации Азовского завода кузнечно-прессовых автоматов, в котором отсутствовала информация о включении в состав имущества ОАО «Азовский завод КПА» железнодорожных путей.
Потихонечку подбираемся к главному. К чему все эти сомнительные пляски с бубнами, подпадающие под статьи Уголовного кодекса? Тут надо понимать, что завод КПА – не более чем аббревиатура, обозначающая кусок земли. Действительно, что мы всё завод да завод. «Завод»? Он давно уже ничего не выпускает и при ближайшем рассмотрении напоминает грустные кадры о развале промышленности на какой-нибудь Украине. Единственная ценность – земля, которую, как говорят, владелец АзКПА давно и безу- спешно пытается продать.
Но. Теперь-то другое дело.
С железными дорогами цена, конечно, дороже! Мало того, что на территории завода есть (на бумаге точно, аж два раза) ж/д пути в количестве 13 штук. А если ещё вспомнить про пути необщего пользования, появившиеся в 2012 году «в границах города Азова», то перспективы вырисовываются фантастические! А при содействии арбитражных судов Ростовской области, не к ночи будут помянуты, – так просто безграничные. Об этом мы обязательно расскажем! Наш народ как-то уж очень полюбил в последнее время «судейскую тему». И на фоне этой нашей истории прыгающая на свадьбе дочери бедная Хахалева, уверяем вас, будет выглядеть целомудренно и вполне достойно.
Где «око государево?»
Но вернёмся к нашим баранам. Если с мотивами владельца, государственных регистраторов, архитектора и администрации города Азова всё в принципе понятно, то совершенно непонятно, «где принятые меры» и где «око государево?»
Напомним – расследование проведено, «интересные» свидетельские показания собраны, перспективы «привлечения к ответственности» очевидны. Но мер нет. Нигде. Например, СО МО МВД России «Азовский» направил материалы на действия государственных регистраторов Управления Росреестра по Ростовской области по «подследственности» в СО по г. Азову СУ СК России по Ростовской области, т.е. структуре Следственного комитета РФ, для проверки выявленных фактов. И что? Следователь по фамилии Хачиков в своём пространном отказе в возбуждении уголовного дела пишет обо всём на свете, только как-то застенчиво уходит от оценки совершённых противоправных действий регистраторов. Вроде как не заметить изложенные и уже подтверждённые факты невозможно. Но он, следователь СКР, не замечает! Ну подумаешь, выписали регистраторы десяток «векселей» на две сотни миллионов государственных рублей, ну так не по злому же умыслу, а токмо по недомыслию детскому.
– А что, не имели права? Так давно это было.
Трижды не согласившись с беспринципностью «хачиковых», идут заявления в адрес руководителя СК РФ по Ростовской области от «ФТ Транс Ойл», не желающего мириться с действиями публики, дружно шныряющей по закромам Родины. Вышестоящий начальник обязан проверить законность выносимых решений, особенно тех, в которых речь идёт о нанесении ущерба стране. Но как бы не так! Это в российских бесконечных телевизионных сериалах домохозяйки, глотая слёзы, сопереживают бронзоволицым «ментам» – героям, ради Отечества жертвующим всем. В жизни всё циничнее до беспредела.
Тень на плетень
Я держу в руках любопытный документ – «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела» на 13 страницах (здесь нет бесовского совпадения: 13 дорог – 13 страниц) за подписью не просто следователя, а замначальника отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики), однофамильца Великого Маршала Победы над фашистской Германией.
Представляете?! За что судьба наделила такой звучной должностью и что поручило ему это самое государство, чьи интересы он и должен защищать?! Казалось бы, тут мышь не должна проскочить. Но не спешите.
Есть такой приём, не очень прилично звучащий в психологической науке, описывающий действия, связанные с попыткой вывести из зоны пристального внимания какие-либо существенные вопросы, попросту «навести тень на плетень». Надо много и невнятно говорить. Улавливаете? 13 листов – это об этом! Я, не будучи юристом, показывал с целью разъяснения этот документ выдающимся правоведам нашего государства, друзьям и читателям нашей газеты. Невзирая на бытующее мнение, что два юриста – три мнения, в данном случае вывод, не сговариваясь, был сделан один: «При абсолютной очевидности совершённых противоправных умышленных действий регистраторов и руководителей завода КПА, нанёсших ущерб государству в особо крупном размере, мер со стороны правоохранительных структур не принято!»
Обращаем ваше особое внимание на одну непреложную истину, поддерживаемую в любом государстве. В любом! Гражданин, возвышавший голос в защиту и поддержку интересов государства, этим самым государством возносится на пьедестал уважения и почитания. В каких-нибудь США при получении сигнала о том, что кто-то стащил из-под носа государства кусок железной дороги, незамедлительно бы начали войсковую операцию, а шерифы, прячась за фургоны, запыхавшись, давали бы интервью направо и налево о принимаемых мерах, бряцая при этом наручниками.
Но это у них, там! А у нас?! Читаю, и волосы встают дыбом.
Дословно:
«Отказать в возбуждении уголовного дела в отношении К. по ст. 306 УК РФ в связи с отсутствием состава преступления».
Статья №306 – это «Заведомо ложный донос». «К» – это представитель «ФТ Транс Ойл», написавший заявление о преступлении, о завладении госимуществом преступным путём в СКР. Улавливаете разницу?
Граждан, сопереживающих и отвечающих за свою страну, честно исполнивших свой гражданский долг, бьют по рукам! Мы не вправе даже спрашивать!?
Всё это очень и очень грустно (когда писал, допустил опечатку «по Фрейду» – гнусно, но всё-таки исправил), в надежде, нет, с уверенностью, как отметил в Азове таксист, подвозивший меня к руинам завода КПА, что в стране много, очень много неравнодушных и честных людей, которым «за державу обидно». И которые державу эту в обиду ни при каких «хачиковых» не дадут. В этом ряду стоим и мы, и наша многомиллионная читательская аудитория, которая требует принципиального расследования этого, казалось бы, такого незамысловатого и лежащего во всей неприглядности дела. Рассказывая эту «азовскую историю», мы как-то незаслуженно забыли про Гаранта законности на просторах Донского края, межрайонного прокурора г-на Шамру, которому, пользуясь оказией, мы зададим вопрос:
– Вы действительно не видите незаконного завладения ОАО «Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов» государственным имуществом в особо крупном размере, незаконной государственной регистрации права собственности, превышения должностных полномочий сотрудниками администрации города Азова и Управления Росимущества по Ростовской области?
А что, бывает же и так? До Бога высоко, до царя далеко… А может, боитесь чего или кого? Навряд ли, не на месте же вы комиссара Каттани, в самом деле. Да хоть и отдалённого сходства в упор не вижу. Или, может быть, возомнили, что в Генеральной прокуратуре не разберутся? Однако…
21 февраля 2018 года в Туле на совещании по вопросам защиты прав инвесторов в Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном и Южном федеральных округах генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка отметил, что в работе российских следователей за последние два десятилетия произошла деградация:
«Если 20–25 лет назад следователь и преступник – это борьба интеллектов, то сейчас всё очень просто: СИЗО, особый порядок, в котором сегодня рассматривается до 70% дел. И наступает деградация… для многих наших следователей сегодня уголовно-процессуальное законодательство, нормы материального права – это космос».
Также генеральный прокурор России Юрий Чайка предложил установить персональную ответственность прокуроров за просчёты в защите предпринимателей от административного давления: «Мы намерены установить персональную ответственность прокуроров за просчёты в организации контрольной деятельности бизнеса.
Требую от прокуроров самым жёстким образом реагировать на факты возбуждения «заказных» уголовных дел в сфере экономической деятельности, незаконного применения мер процессуального принуждения в отношении предпринимателей, необоснованной квалификации их действий, фабрикации доказательств».
P.S. Я иду по древнему ночному маленькому и по-зимнему зябкому Азову. Если верить Туру Хейердалу, проводившему лет двадцать назад тут раскопки, люди жили здесь задолго до официальной даты основания города. Жаль, что ничего не осталось из тех ветхих времён. Турецкий вал разве что, да и то, это уже свидетель более поздних времён. Здесь живут красивые люди с каким-то, видимо, идущим из глубины веков обострённым чувством несправедливости, которое ощущаешь, с кем бы ни говорил. Много я узнал за короткую командировку о «нравах и порядках», установившихся здесь за последние, как говорят местные жители, годы.
Но есть и позитивное! Это надежда людей на наведение порядка и законности. Азов – это срез нашей жизни, характерный для южных регионов, где просто необходимо наконец-то наводить порядок и особенно правовой порядок. Начало в Дагестане, Коми, на Сахалине положено! Надеемся, что это только начало…
P.P.S. 15 февраля Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Обозначая приоритетные задачи работы контрольно-надзорного ведомства на ближайшую перспективу, глава государства, в частности, сказал:
«Гражданин, обратившийся за защитой в правоохранительные органы, должен быть уверен, что ему помогут в сложной ситуации, восстановят нарушенные права, восстановят справедливость. Прошу существенно усилить надзор за следствием, причём на всех его уровнях».
И о коррупции: «Прошу действовать здесь максимально решительно. В такой работе правоохранительные органы получат всю необходимую политическую поддержку и, уверен, смогут опереться на солидарную, консолидированную позицию граждан России».
Мы и есть эти граждане!
Все имеющиеся у нас материалы по фактам незаконного завладения государственным имуществом в особо крупном размере, изложенные в этой статье, мы отправим в Генеральную прокуратуру, СКР, МВД и ФСБ России.