Депутаты и сенаторы на хайпе?
№ () от 31 января 2018 [«Аргументы Недели », Сергей ГРИНЁВ ]
Из года в год, от созыва к созыву, в Госдуме РФ то и дело возникают весьма странные законотворческие инициативы, которые простому обывателю показывают, как парламентарии порой далеко находятся от народа. Не стала исключением и фракция «Справедливая Россия». Так, например, недавно Антоном Беляковым было внесено предложение приравнивать гражданский брак к официальному.
ПО СЛОВАМ А. Белякова, внесение в Семейный кодекс РФ такого понятия, как «фактические брачные отношения», необходимо в связи с сокращением числа браков в стране. По сравнению с 2016-м в прошедшем году их было зарегистрировано на 20% меньше. А чтобы хоть как-то защитить права мужчин и женщин после распада таких пар, где брак не зарегистрирован, и нужно приравнивать совместное проживание в течение 5 лет (или 2 лет при наличии общих детей) к официальным отношениям. Мол, если разойдутся, то смогут поделить совместно нажитое имущество по закону через суд.
Самое интересное, что справедливоросс предпочёл законодательную борьбу со следствием, а не причиной. Получается, что с «фактическими брачными отношениями» сожителям нет резона вступать в законные зарегистрированные отношения – всё равно же приравняют. Поэтому многие коллеги Белякова уже опасаются, что такая норма может привести к ослаблению семейных ценностей и института семьи.
Зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, глава комиссии по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина резко раскритиковала идею приравнять сожительство к официальному браку. По её словам, фактический брак очень неустойчивый, порождает много семейно-правовых споров. «Такие инициативы – это вредительство. Если мы хотим нанести вред России, то давайте примем такой закон», – сказала она. Кроме того, Мизулина напомнила, что в СССР уже пытались узаконить сожительство, и в итоге это привело к волне разводов.
Вообще, по словам Сергея Миронова, лидера «Справедливой России», их фракция занимает второе место по числу законодательных инициатив. Безусловно, среди них есть и адекватные, направленные на решение реальных проблем. Однако иногда может сложиться впечатление, что это просто их количество переходит в качество. Условно, придумаем десять, а хорошая будет одна.
Так, например, весьма странным выглядит предложение партии запретить проектирование жилых многоквартирных домов с газовыми коммуникациями. Основная идея в том, что якобы газ – опасен, а потому во всех новых домах должны быть только электроплиты.
Более странной мотивации найти сложно. Скорее может сложиться впечатление, что депутаты хотят, чтобы граждане больше тратили денег на коммуналку. Давно известно, что газовые плиты стоят дешевле и в эксплуатации они существенно выгоднее электрических. Получается, решение проблемы новых домов, которые сдают с нарушениями, решили переложить на кошельки тех, кто собирается купить квартиру в новостройке?
Безусловно, трагедии со взрывом бытового газа происходят. Однако это единичные случаи и связаны исключительно с плохими коммуникациями или неправильной эксплуатацией. Если исходить из логики, что нужно запрещать всё опасное, то следующей инициативой должны стать запреты лифтов (они могут упасть), автомобилей (они чаще уносят жизни, чем взрыв газа), кухонных ножей – как одного из самых распространённых орудий убийства.
К слову, о ножах. Буквально недавно эсер Олег Нилов заявил, что работает над законопроектом, который запрещает ношение холодного оружия с лезвием больше 5–6 см.
«Ножи, которыми осуществляется большинство преступлений, – это опасное холодное оружие. Но ношение такого оружия не является преступлением, а отсюда вседозволенность, которая сегодня и является основной причиной поножовщины», – говорит Олег Нилов.
Выглядит это так, будто бы депутат просто не разбирается в вопросе от слова «совсем». Дело в том, что ношение холодного оружия в нашей стране и так запрещено. Более того, не всякий нож вообще соответствует понятию «холодное клинковое оружие». Однако парламентарий, наверное, не видит разницы в этих терминах или не знает их. Вдобавок есть Федеральный закон «Об оружии», где в ст. 6 говорится о том, что «холодное оружие» простым гражданским лицам покупать, продавать, носить, хранить – вообще запрещено. Тем более в законах чётко прописано, что является «холодным клинковым оружием», а что нет.
Если же справедливоросс пытается запретить ношение и транспортировку всех ножей с лезвием больше 5–6 см, то, пожалуй, туристическое движение в стране просто умрёт – нож ведь из дома выносить нельзя будет. А что будет в таком случае с промысловыми охотниками? И конечно же, непонятно, почему человек, решившийся на убийство, грабёж или изнасилование, остановится перед страхом вынести нож длиной более 6 см?
В итоге складывается впечатление, что очень многие инициативы генерируются на фоне каких-либо негативных новостей в СМИ – как тот же взрыв бытового газа в Ижевске или поножовщина в пермской школе. Чтобы на волне этих трагических событий лишний раз заявить о существовании партии. Однако очевидно, что хотя бы эти перечисленные инициативы – вряд ли будут приняты.
Получается, что эсеры лучше всех понимают, что такое молодёжное понятие «хайп» и как на нём делать себе имя. Иначе какой смысл в подобном законотворчестве?