В своей книге «Вода: яд или лекарство? Тибетская медицина о воде» Светлана Чойжинимаева, основатель первой клиники тибетской медицины в России, разбивает стереотипы о необходимости пить воду литрами и рассказывает, как влияет жидкость на организм в зависимости от того, к какому типу конституции человек принадлежит, где живёт, кто он по национальности и сколько ему лет.
АВТОР называет золотым треугольником здоровья равновесие трёх регулирующих систем (конституций), жизненных энергий организма: «Ветер» (нервная система), «Желчь» (печень, желчевыводящие пути, кровь и т.д.) и «Слизь» (лимфа и гормоны). Их состояние определяет, насколько мы здоровы или нездоровы физически, умственно и психоэмоционально.
В отличие от классификации Гиппократа, разделившего людей на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов, тибетская медицина в каждой из групп – «Ветер» (сангвиник), «Желчь» (холерик) и «Слизь» (флегматик) – выделяет и физиологические особенности. Зная свой статус, можно починить себя, используя банальную коррекцию образа жизни и питания. Основные типы «Ветер», «Желчь», «Слизь» различаются по обмену веществ, и от этого зависит, как, когда и зачем пить воду. К рекомендациям о чрезвычайной полезности приёма воды, которые дают практически все врачи европейской медицины, Светлана Чойжинимаева призывает относиться с осторожностью.
Например, у представителей конституции «Ветер», вечных мерзляков, от переизбытка бутилированной воды тело «холодеет». В более глобальном смысле, уточняет автор, снижение температуры тела у большей части населения может оказывать влияние на жизненно важную живую теплоту целого народа, нации, страны. А это, в свою очередь, скажется на рождаемости, демографических показателях.
Представители конституции «Слизь», крупные и высокие, склонные к отёкам, употребляющие холодную воду по рекомендации «авторитетных» людей, «утяжеляют себя», и их тело наводняется ещё больше.
Зато вода полезна огненному, горячему типу «Желчь». Это очень активные люди, с сильной энергетикой, крепыши. Многие медики, советующие пить побольше воды, по словам автора, именно из них – им вода помогает, и они, не учитывая, что другие люди устроены иначе, с энтузиазмом несут в массы собственный опыт.
В книге много впечатляющих историй из медицинской практики о том, к чему приводит следование модным советам, продиктованным, конечно, самыми благими намерениями. Здесь же имеются детальные инструкции: почему людям-«ветрам» нужны только согревающие напитки (и как их готовить), почему «слизям» нельзя запивать еду ледяным квасом и закаляться в октябре и почему допустимый максимум жидкости в день – полтора литра, и то, если давление и пульс в норме.
Автор пишет о пользе горячей воды, которая промывает сосуды, очищает стенки желудка и улучшает обмен веществ; о том, что добавлять в эту чудо-воду и как правильно её пить; и напоминает о том, что мамина мудрость «не пей холодное после жирного» таки имеет смысл. Практику холодных обливаний, голодание ради красоты и сыроедение автор также подвергает сомнению и подробно, с примерами из жизни пациентов объясняет, почему все эти штуки скорее вредны, чем целебны.
Существует древняя буддийская легенда, что во времена Золотого века люди жили бесконечно долго – без еды, обходясь лишь медитациями. Но однажды кто-то из них, поддавшись искушению, съел вещество, похожее на корневище, и у него случилось несварение. Услышав его стенания, Будда посоветовал ему выпить горячей кипячёной воды – и человек излечился. С того времени стали считать, что первым врачом был Будда, первой болезнью человека – несварение, а первым лекарством – кипячёная вода.
Тибетская медицина выделяет очень сложное состояние в организме человека под названием «ма-жу» (несварение). «Ма-жу» рассматривается в древних медицинских трактатах Тибета как причина всех внутренних хронических заболеваний. Книга Светланы Чойжинимаевой – копилка простых действенных советов не только про воду, но и про еду, помогающих избежать той самой первопричины.