Военно-политический прогноз на 2018 год
№ () от 10 января 2018 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Традиционно в начале каждого года «Аргументы недели» публикуют военно-политический прогноз. Что же ждёт российско-американские отношения, Украину, КНДР и Сирию?
Потепления не будет
В отношениях между Россией и США в наступившем году, к сожалению, прорыва ждать не приходится. Вряд ли Трампу удастся преодолеть негативные тенденции внутри своего окружения и обуздать «ястребов» внутри администрации с помощью «прагматиков». Короля успешно переиграла свита, причём в очередной раз в истории США. А если свита этого не может, то короля везут в Даллас в открытой машине навстречу «волшебной пуле».
К тому же у Трампа даже в собственном семействе хватает «диверсантов». Достаточно напомнить, кто подсказал ему «мудрую» мысль потратить почти 2% наличного запаса крылатых ракет на сирийскую авиабазу Шайрат. Это были дочь Иванка и зять Кушнер. Остаётся только надеяться, что в этом году попыток столь примитивно проверить Россию «на слабо» предприниматься не будет. А то ведь во второй раз не только крылатые ракеты могут «пропасть» по дороге, но и их носители.
Околодоговорная возня
Продолжится возня вокруг нарушений договора РСМД (по ракетам средней и меньшей дальности) – скрытых и явных, выдуманных и реальных со взаимными обвинениями и без какой-то чёткой доказательной базы. Её попросту нет. И не потому, что никто ничего не нарушает, а потому, что этого не доказать.
Впрочем, нельзя исключать того, что в этом году договор будет торпедирован. Если это случится, то точно можно предсказать, что группировка баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км с обычным и ядерным оснащением первой появится у России. Можно сказать, почти мгновенно. А вот американцы вряд ли смогут «родить» что-то кроме крылатых ракет в неядерном исполнении.
Тем не менее стороны не будут трогать договор СНВ-3. Более того, в этот год обе сверхдержавы вступили с числом носителей и размещённых зарядов СЯС, соответствующим лимитам документа. России это пришлось сделать почти в последний момент – у нас было большое превышение по зарядам, а у американцев было больше носителей. Но по зарядам они даже до лимитов не дотягивали.
Продолжится и гиперзвуковая гонка, которую начали США и которую они успешно и уверенно проигрывают России. Могут проиграть даже Китаю. Также в наступившем году американцы продолжат развёртывание складов с обычными вооружениями для сухопутных войск в Бенилюксе (примерно на дивизию).
На Восточном стратегическом направлении
Продолжится и противостояние США с КНДР. Впрочем, не только США – формально против ядерной программы Пхеньяна выступает весь мир. Но на деле всё не так однозначно. Больше всего ядерное, а теперь и термоядерное оружие КНДР и её испытываемые МБР и БРПЛ беспокоят американцев и японцев. Даже Южная Корея, как выяснилось, вполне способна найти общие точки и разговаривать с КНДР в отличие от США, для защиты от которых и создаёт свой ракетно-ядерный потенциал Пхеньян.
Вашингтон не собирается признавать ядерный статус КНДР. Но это факт, и от него теперь никуда не деться. Среди американских чиновников уже раздаются голоса, что с этим придётся смириться, как и с тем, что Крым – российский. Подобные заявления говорят о том, что воевать с КНДР американцы боятся. При этом Ким Чен Ын в наступившем году ещё «порадует» США новыми испытаниями ракет и зарядов.
И хочется, и колется
Несмотря на то что американское руководство ныне не питает никаких иллюзий по поводу Киева, с довольствия оно его пока не снимает. Более того, в Вашингтоне решили попробовать испортить настроение России и повысить ставки на Донбассе. Речь о поставках так называемого «летального» вооружения. Пока ничего кроме 12, 7-мм снайперских винтовок «Барретт» официально не подтверждено. Винтовки эти, разумеется, не чудо-оружие и ничего не изменят. Но украинцы очень надеются получить «символ веры» в то, что «Америка с ними», – противотанковые комплексы (ПТРК) взводного уровня «Джавелин». Поставка всё же может состояться – аж 35 комплексов с небольшим запасом ПТУР.
Собственно говоря, у «Джавелина» есть как плюсы, так и минусы. Плюсы – это портативность, наличие тепловизионной головки самонаведения, позволяющей оператору после пуска покинуть позицию, а не продолжать наводить ракету. А также возможность скомпенсировать достаточно небольшую бронепробиваемость атакой в крышу танка. А минусы – небольшая дальность в 2500 м (как правило, ещё и менее), достаточно сложное освоение – руководство на «Джавелин» в 10 раз толще руководства более дальнобойного и пробивающего практически любой танк в лоб «Корнета».
Охлаждаемая матрица тепловизионной ГСН «Джавелина», будучи охлаждённой, готова к применению только пару минут. Затем нужно менять баллон со сжиженным газом-охладителем – это неудобно. Есть и надёжные средства противодействия этим ПТРК. [end_short_text]Например, оснащение танковых систем запуска дымовых гранат «Туча» гранатами ЗД6М или ЗД17 позволит создавать завесы, полностью перекрывающие весь инфракрасный диапазон длин волн. Это не позволит «Джавелину» увидеть цель. Оснащение артиллерии 1‑го и 2-го армейских корпусов современными дымовыми и дымокурящими снарядами также позволяет это сделать. Не говоря уж о прочих методиках, которых немало.
Впрочем, по последней информации, если ПТРК и будут проданы (а не переданы), то это будут не «Джавелины», а «ТОУ‑2А». Такие же, какие американцы передавали бандитам в Сирии. Более того, американцы хотят всё передаваемое оружие не пускать на фронт, опасаясь, что украинцы прогуляют добро, поменяв его на горилку. Они хотят складировать всё под присмотром у своих инструкторов где-то на Западной Украине.
Прогноз «АН» – вряд ли ВСУ даже с американскими подарками решатся на серьёзное обострение. Но местные конфликты вполне возможны, даже уровня боёв 2015 года.
Станет ли 2018 год последним годом открытой войны в Сирии?
Наступивший год сирийской войны может стать таким же печальным для террористов из бывшей «Джебхат-ан-Нусры» (запрещена в РФ), каким прошлый год стал для также запрещённого в России ИГИЛ. Несмотря на разрекламированный вывод части группировки ВС РФ, сирийские источники отмечают, что, по сути, группировка серьёзно не сократилась. Теперь уже «зелёные» террористы в провинциях Идлиб, Хама и Алеппо находятся под жёстким прессом ВКС, выполняющих всё те же 70–100 вылетов в сутки. Именно эта поддержка позволила в ходе начавшегося незадолго до Нового года наступления войскам под командованием генерала Сухейля «Тигра» Хассана быстро достичь окрестностей авиабазы Абу-Духур. На момент написания материала авиабаза освобождена не была, но это вопрос времени. В результате террористы уже попали в большой полукотёл в Северной Хаме и части Идлиба и Алеппо.
Очевидно, понимая, что российский воздушный меч в Сирии является абсолютно решающим оружием, и желая сохранить хоть что-то после разгрома ИГИЛ, покровители боевиков ориентировали их на акции, направленные против главной военной базы России в Сирии – Хмеймима. Сейчас зона обороны базы увеличена, появились дополнительные опорные пункты с нашими подразделениями, а сирийские подразделения отодвинули на новое внешнее кольцо.
Возможно, исламисты предпримут новые атаки и в этом году. В том числе и с помощью самодельных ударных БПЛА самолётного типа. 13 таких аппаратов уже атаковали пункт базирования ВМФ в Тартусе и Хмеймим, но все были или сбиты «Панцирями», или взяты под контроль комплексами РЭБ. БПЛА были самодельные, да вот аппаратура у них оказалась интересная. Да и американский базовый патрульный самолёт P-8А «Посейдон» как-то уж очень вовремя оказался в это время в нейтральных водах у Сирии.
Прогноз «АН» – в эту игру можно играть вдвоём. Какие-нибудь бородачи могут атаковать любой из пунктов временной дислокации ВС США в Сирии или Ираке. Там никакой ПВО нет и в помине. Кроме этого в наступившем году «зелёные» территории в Алеппо, Идлибе и Хаме будут или освобождены, или будет найдено политическое решение по реинкорпорации этих районов. Возможно, всё сразу сделать не удастся, но часть – точно. Разогнавшийся русско-сирийский паровой каток мелкими диверсиями не остановить. Но война на этом, конечно, не закончится – боевики могут перейти к диверсионной войне.