Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 50(592) от 21.12.17 13+

Русская осень

, 18:16

Федеральный бюджет тратит на содержание Крыма и Севастополя больше, чем на здравоохранение по всей стране. В 2017 г. на реализацию «крымской» ФЦП планировалось направить около 158 млрд рублей, но в конце сентября правительство заявило о выделении дополнительных 72 миллиардов. Параллельно кабинет Дмитрия Медведева одобрил внеплановое повышение акциза на топливо: в 2018 г. каждый россиянин будет платить за литр бензина на один рубль больше. Не скрывается, что это сделано ради Крыма, чтобы выбранная без конкурса петербургская фирма могла построить за 128 млрд трассу «Таврида». Правда, нельзя сказать, что мы «кормим Крым» словно Кавказ: всё-таки по «Тавриде» на курорты поедут миллионы россиян. Вопрос в другом: удаётся ли с помощью вливаний центра изменить облик «всероссийской здравницы»? И довольны ли переменами её жители?


 

Всероссийская стройка

С одной стороны, крымчанам грех жаловаться: плановые расходы на развитие Крыма выросли с 2015 по 2020 г. до 769, 5 млрд рублей. Некоторые изменения заметны уже сейчас. Реконструировали аэропорт «Симферополь», обслуживший в 2015 г. более 5 млн авиапассажиров. Преобразился легендарный детский лагерь «Артек». Вдвое увеличены мощности паромной переправы через Керченский пролив. А после достройки Керченского моста и 237-километровой трассы «Таврида» наступит полное счастье: с территории Краснодарского края в Севастополь можно будет с комфортом доехать за пару часов. Сегодня столько же уходит на путь в столицу моряков из республиканского центра Симферополя, который длиной всего-то 78 км.

Глава Крыма Сергей Аксёнов назвал самыми важными вопросами обеспечение людей водой и электроэнергией. Построен уникальный энергомост. В периоды пиковых нагрузок на электросети наблюдается дефицит энергии на уровне до 200 мВт, однако с вводом двух новых ТЭС вопрос снимется навсегда. И хотя в украинские времена проблемы воды и света так остро не стояли, крымчанам отрадно знать, что теперь они меньше зависят от катаклизмов на Большой земле. Всего за 2 года уровень заработной платы в Крыму вырос вдове – с 11 тыс. рублей в 2013 г. до 22 тыс. в 2015 году. Пенсии тоже увеличились вдвое и продолжают расти – в среднем выходит около 14 тыс. рублей.

Бюджет Республики Крым в 2016 г. составил 86, 6 млрд рублей, а при Украине он «весил» 20 млрд по самым оптимистичным подсчётам. Капитально обновляется инфраструктура Черноморского флота и его корабельный состав – более 20 новых боевых судов за 3 года. В целом военных стало в разы больше. И зарплаты у них значительно превосходят украинские, что самым благотворным образом сказывается на розничной торговле не в сезон.

Николай Азаров, бывший украинский премьер в правительстве Януковича, признал, что Крым никогда не был для Киева уникальной территорией. На программу его развития тратили миллиард гривен в год – 2, 1 млрд рублей по нынешнему курсу.Россия же в 2014 г. сразу дала 125 млрд рублей из правительственного резерва. А по линиям различных министерств, госкомпаний и даже из региональных бюджетов шли сопоставимые цифры. Их общий объём мы вряд ли узнаем – сегодня не менее трети российской казны распределяется по секретным статьям.

Кроме того, на «переходный период» Крыму и Севастополю оставили налоговые поступления,которые остальные субъекты перечисляют в федеральный бюджет: например, 7 млрд, собранных в виде НДС. По словам эксперта Натальи Зубаревич, даже с учётом налоговых преференций уровень дотационности Крыма составлял 80%, что на уровне Чечни и Ингушетии.

После вхождения Крыма и Севастополя в РФ с высоких трибун заявлялось, что мощные вливания им потребуются в течение 1–2 лет, после чего правила игры для них станут такими же, как и для других регионов. Министерство по делам Крыма действительно ликвидировали в июле 2015 года. К тому же сроку энерготарифы предполагалось поднять до экономически обоснованного уровня. Однако и в октябре 2017-го правительство снова решило растянуть этот процесс – на этот раз до 2020 года. Приятный для крымчан бонус потребует дополнительных расходов федерального бюджета в размере 14 млрд руб. за три года.Сегодня киловатт-час на полуострове стоит ниже себестоимости в два раза.

Оказалось, что государство готово доплачивать даже за такую вкусную тему, как организация круизного сообщения между Крымом и Краснодарским краем. Ещё в 2011 г. ФГУП «Росморпорт» приобрёл ради этого два пассажирских катамарана, но проект прогорел. Кивая на тот прецедент, в Минтрансе заявляют, что организация путешествий по Чёрному морю не может состояться без господдержки: речь идёт про 100–200 млн рублей в год.

Кому-то может показаться, что крымчане жируют на шее «остальной» страны. Но это нонсенс: где и когда простому россиянину разрешали благоденствовать под заботой внимательных чиновников, исполняющих мудрые законы? Свойства системы исключают такой вариант, сколько бы денег ни шло из казны.

 

Песня остаётся прежней

Де-юре исполнено распоряжение центра, требующее поднять зарплату медиков до 159, 6% от среднекрымской. А де-факто массовые увольнения отмечены в детской больнице Керчи, где сотрудники проклинали мизерные зарплаты, невыплату стимулирующих и огромные нагрузки. Та же картина в Первой городской больнице Севастополя: врачи отказались работать за копейки. Возмущаются и учителя: зарплаты административной надстройки в разы больше чем у них, но «средняя по образованию» – вполне пристойная.Власти обещают навести порядок.

Опасаясь санкций, в Крым не идут крупные российские банки, торговые сети, даже письма доставляет местное госпредприятие «Почта Крыма». Снять наличные в банкомате – проблема. Рост перевозок в Россию вызвал бум на авиатранспорте и в портовой перевалке, зато рухнула добыча газа – единственного ресурса, которым обеспечивал себя Крым. По удивительной российской логике поставки из Сибири оказались дешевле.

Прогнулся даже туристический рынок, которому прогнозировали волны отдыхающих из России. В 2013 г. на полуострове оттянулись 6 млн туристов, а в 2015‑м – меньше 5 миллионов. Причём местные уверяют, что падение ещё более значительное, а в «туристы» попадают все командировочные, которые по сто раз в год летают из Симферополя в Москву. Показательный штрих – в Крыму почти не стало белорусов, которые раньше были заметны и на российско-украинском фоне. Причины: резкий рост цен, скромный сервис, отсутствие дешёвых рейсов из Минска. А в России охлаждение к Крыму в 2016–2017 гг. связывают с нормализацией российско-турецких отношений.

Но самое главное: у крымчан нарастает ощущение, что Родина-мать становится злой мачехой. При Украине были бардак и мздоимство, но на полуострове никогда не видели таких полчищ чиновников-контролёров. Роспотребнадзор, ФМС, Экологический надзор, СЭС, МЧС и десятки структур помельче требуют отчитываться за каждого отдыхающего. Сам президент Путин сказал на прямой линии, что долги украинским банкам возвращать не обязательно. Но не прошло и двух лет, как российские структуры скупили эти «проблемные активы» и настойчиво требуют возврата с процентами. Но и это мелочь по сравнению с изъятием земли и домов у простых крымчан.

Началось всё в 2014 г. с Постановления «О вопросах управления собственностью республики Крым», согласно которому властям Симферополя перешла бывшая недвижимость Украины и бесхозные объекты. В течение года бумага приросла перечнем из 250 земельных участков, зданий и предприятий, которые решили изъять у частных лиц. Народу объяснили, что это раскулачивают злых редисок – олигархов Коломойского и Ахметова, других бандеровцев-фашистов. Но следом власти Севастополя подали 3, 8 тыс. судебных исков к собственникам небольших земельных участков. Суть исков – в признании незаконным права их выделения при Украине. Хотя многие ответчики имеют пакет документов и кадастровые номера уже российского образца.

1, 2 тыс. дел касаются участков в зоне урочища Ласпи, где планируется создание особо охраняемой природной территории. По 70 искам приняты судебные решения, уже вступившие в законную силу. Но землю отжимают по всему полуострову. Хотя закон определяет следующее: все правоустанавливающие документы, которые были выданы при украинской власти, являются законными и действительными. Никакие российские документы, которые бы подтверждали законность этих документов, не требуются.

Светлана Троценко с мужем переехали в Севастополь из Нижнего Новгорода в «русскую весну» 2014 г., купили недостроенный двухэтажный дом с мансардой на участке, оформленном под ИЖС. Достроили, перевезли родителей, но вскоре получили иск от управления земельного контроля Севастополя о сносе самовольной постройки. Троценко даже выиграли первую инстанцию, но дальше город продолжает называть их домик с мансардой многоквартирным. И силы явно не равны.

Семья Сергея Лялина при Украине получила участок площадью 10 соток в посёлке «Дружба-80» на Сапун-горе. Есть и полный пакет российских документов: право собственности, кадастровый номер. И вдруг севастопольские власти заявляют, будто землю когда-то давно выделили с нарушениями.

Доходит до полного маразма: в Партените хотят выкинуть владельцев участков, которые выделили в 1960-е гг. на голых скалах. За десятилетия люди завозили сюда землю, создав настоящие «висячие сады». По центру посёлка создали рукотворный водоём, выложив дно камнями. За него-то и зацепились чиновники: якобы это озеро, вокруг него – водоохранная зона, и все постройки тут незаконны. Почему-то никто не требует свернуть, например, строительство на заповедном мысе Айя, где «по беспределу» строили виллу для бывшего президента Януковича, «крымское Межигорье». Сегодня дело продолжила питерская компания, близкая к российскому истеблишменту. Не тревожат и фирму одного из крымских депутатов, развернувшую стройку возле Солдатского пляжа Севастополя.

Ничего удивительного: Крым уже стал Россией со всеми её родимыми пятнами. Правда, в перспективе Керченский мост и трасса «Таврида» могут перевесить для крымчан все минусы возвращения под скипетр Москвы. Тем более что и рассчитывать больше не на кого: ООН с подачи Киева поддерживает абсурдные резолюции, ставящие под сомнение даже право жителей Крыма выезжать за границу. А украинские времена они вспоминают в основном по убитым дорогам, которые ещё не успели отремонтировать.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram