Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) выступило инициатором создания рабочей группы по подготовке изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года (далее – 44-ФЗ, закон).
КАКИЕ поправки готовятся, особенно в сфере строительства? Чем они вызваны? Повысится ли роль саморегулируемых организаций (СРО) при проведении процедуры торгов? Об этом и многом другом наш корреспондент поговорил с руководителем Аппарата НОПРИЗ Сергеем Кононыхиным.
– Сергей Александрович, есть ли уже информация о том, кому поручена работа по анализу и подготовке проекта изменений, а также проведение процедуры опросов с целью сбора общественного мнения?
– Ядро команды состоит из сотрудников Российского экономического университета имени Плеханова и консалтинговой группы компаний «БАЗИС». Эти специалисты не в первый раз участвуют в разработке нормативных документов в сфере градостроительства и совершенствования конкурентных процедур.
– За почти четыре года действия 44-ФЗ многократно подвергался изменениям: на сегодняшний день в него внесено больше 44 поправок, подзаконных актов – более 70, а писем и разъяснений различных органов и ведомств не сосчитать. Какая цель очередных новаций и почему именно НОПРИЗ становится сейчас их инициатором?
– Поверьте, необходимость давно назрела. Сегодня ситуация такова, что к работам по строительству, инженерным изысканиям, подготовке проектной документации нередко допускаются подрядчики, не способные выполнить свои обязательства качественно и в срок.
Минстрой России поддерживает разработку изменений в 44-ФЗ, ожидая проработанных предложений от профессионального сообщества.
Что касается процедуры конкурса, то при определении победителя присутствует субъективный фактор, потому что, прописывая, а затем оценивая участников закупки по критерию «качество работ», не всегда есть понимание, что качество можно оценить только по результату исполнения контракта. Зачастую просят прописать новые технологии при выполнении работ, использовании инновационных материалов, но при проектировании и строительстве такого быть не может – это не научно-исследовательские работы. Есть технические регламенты и нормативы, любые так называемые сверхэффективные технологические решения проходят сквозь сито специального технического контроля и только после их соответствующего принятия могут применяться.
Поэтому мы предлагаем ввести новый и единый способ закупки «Электронные подрядные торги», который позволит устранить существующие в настоящее время проблемы, сделать процесс более понятным и результативным. Его суть в следующем. Заявка участника будет состоять из двух частей, подающихся одновременно: это предложения по качеству/квалификации и по стоимости выполнения заявленных работ с обоснованием возможного падения.
При этом заказчик в конкурсной документации должен установить предельно допустимое значение снижения цены договора. Заявка, в которой указана цена ниже этого показателя, может быть отклонена, в случае, если комиссия не обнаружит релевантного подтверждения уменьшения стоимости контракта.
Таким образом, победителем становится участник, предложивший наименьшую цену и, заявка которого признана соответствующей требованиям документации.
Естественно, как и сейчас, все сведения будут вносится в итоговый протокол, который публикуется в единой информационной системе.
Также, на мой взгляд, данный способ закупки позволит исключить злоупотребления непорядочных подрядчиков, использующих на аукционах схему «таран», чтобы заставить добросовестных участников, введённых в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы.
– Какие ещё новации планируется внести законопроектом?
– Сейчас заказчик обязан в проектах строительных контрактов разбивать на этапы выполнение работ и их оплату. Однако не прописан процесс снижения в таких случаях стоимости контракта: то ли внутри одного этапа, то ли пропорционально в каждом. На практике уже есть случаи, когда подрядчик предлагает последний этап работ выполнить практически бесплатно. Будет ли такой подрядчик выполнять работу до конца, если получит всю стоимость контракта? По сути дела, заказчик «тычет пальцем в небо», поскольку не знает, за счёт чего исполнитель собирается экономить на каждом из этапов выполнения работ.
Здесь нужно включать дополнительные антидемпинговые меры. Скажем, если исполнитель уложился в общее предельное допустимое значение цены контракта, но предложил снизить стоимость на одном этапе более, чем на 20 процентов, то к нему могут применяться повышенные требования к обеспечительным мерам.
Помимо этого, есть желание предложить ввести в 44-ФЗ понятие «коллективный участник». Это возможно, когда госконтракт предусматривает множество видов строительных работ (от инженерных изысканий и проектирования до строительства и ввода объекта в эксплуатацию). Тогда бы взаимодействие между различными подрядчиками выросло бы в разы. За это нам бы сказали спасибо и заказчики, и исполнители.
– Вам известно, какова позиция Минстроя по данному вопросу?
– Минстрой России поддерживает разработку изменений в 44-ФЗ, ожидая проработанных предложений от профессионального сообщества.
– Чего Вы ожидаете от использования в процессе подготовки изменений такого инструмента как общественное мнение? Как это будет реализовано на практике?
Проведение публичных слушаний, сбор общественного мнения по градостроительным вопросам – новый действенный инструмент, который позволяет привлечь максимальное количество участников, собрать предложения всех участников процесса. В данном случае тех, кто участвует, или хотел бы быть участником контрактной системы закупок.
На практике это может быть интернет площадка для сбора предложений, сайт НОПРИЗ. Это можно сделать при помощи опроса по телефону, а также организации тематических семинаров с участием представителей заинтересованных сторон.
Поступившие предложения будут проанализированы и систематизированы по группам. На основе полученных данных составляются рекомендации и вносятся корректировки к техническому заданию, которое передаётся разработчикам законопроекта.
– Нужно ли, на Ваш взгляд, повысить роль проектных СРО в госзакупках?
– Повышение роли саморегулируемых организаций уже предусмотрено законом. С 1 июля 2017 года Градостроительным кодексом РФ установлены новые требования к участникам государственных или муниципальных закупок подряда на инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт. Одновременно введена дополнительная ответственность саморегулируемой организации в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту членом такой организации. Для этих целей СРО обязана сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
В соответствии с новыми требованиями подрядчик-участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, у которой сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Он может быть допущен к торгам только если начальная цена контракта не превышает уровень ответственности, исходя из которого такой член СРО внёс взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Государственный или муниципальный заказчик в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязан проверить соответствие участника закупки указанным требованиям законодательства. Это соответствие подтверждается только выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой – один месяц.
Также СРО наделяются новыми полномочиями по контролю за соблюдением членами СРО договорных обязательств в форме плановых и внеплановых проверок.
Беседу вёл Валерий ИВАНОВ