Аргументы Недели Иркутск → Общество № 48(590) от 07.12.17

Вам топливо или суррогат?

, 09:54

В России очередная волна борьбы с теми, кто бессовестно и бесстрашно «бодяжит» бензин. Проверки, проведенные по поручению президента Владимира Путина, опять выявили огромное количество нарушений. Впрочем, многие автомобилисты и без экспертиз прекрасно знают, что с бензином у нас беда: мотор периодически жалуется и отказывается работать. Куда смотрят контролирующие органы? Неужели нет способа пресечь оборот и использование фальсифицированного топлива? Или динамика все-таки положительная?

В конце ноября на сайте «Открытое правительство» появилась новость о том, что для повышения качества моторного топлива в России необходимо маркировать недобросовестные заправки, через лаборатории предприятий и за счет современных информационных технологий внедрять формат дистанционного контроля качества топлива, а также разработать навигатор для поддержки граждан, пострадавших от покупки некачественного топлива. Такие меры предложил министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Предложение родилось по итогам публичных слушаний, касавшихся качества моторного топлива. Слушания состоялись 27 ноября в формате Открытого правительства. «Главная цель осуществляемого в отрасли госконтроля — снижение оборота суррогатного топлива на рынке до 1 процента», — подчеркнул тогда министр.

Взять на контроль, но не переусердствовать

Напомним, что навести порядок на рынке автомобильного топлива в 2015 году поручил президент РФ Владимир Путин. И начались массовые проверки. «Более года правительство реализует реформу государственного контроля и надзора, и мы в формате постоянного диалога и с экспертами, и с общественными организациями стараемся найти форматы, при которых повышалось бы качество продукции, реализуемой в стране, — подчеркнул Михаил Абызов. — В 2015 году президент впервые обозначил проблему некачественного топлива и дал соответствующие поручения. По данным контрольных мероприятий, более 20% топлива реализовывалось с отклонением от стандартов технического регламента. За последние два года в результате масштабных мероприятий государственного контроля нам удалось сократить цифру в обороте некачественного топлива до 11% в текущем году. В ближайшие годы можно достигнуть показателя в 1% некачественного топлива на наших заправках. Это невозможно обеспечить только силами госконтроля, и отрадно, что развиваются элементы общественного контроля».

Говоря о правильном балансе карательных и стимулирующих мероприятий, Абызов обратил внимание на важный момент: ужесточая порядок регулирования, нельзя приводить к ситуации, когда заниматься этим бизнесом станет невыгодно. Эффективная система государственного контроля не должна быть избыточной с точки зрения нагрузки на предпринимателя, и хорошо бы, чтобы она не приводила к удорожанию качественного топлива. Однако при всем при этом нужен механизм, который не допускал бы оборота контрафакта и суррогата.

Штрафы и публичное «фи»

В свою очередь глава Росстандарта Алексей Абрамов тоже подтвердил, что массовые проверки 2015 года позволили существенно снизить объем суррогатного топлива на рынке. Потому ведомство обратилось в правительство повторно, с тем чтобы провести новый рейд по качеству топлива.

«Росстандарт разработал комплекс мер по повышению качества топлива на рынке. Среди них — введение оборотного штрафа для организаций, реализующих фальсифицированное топливо, введение требования по паспортизации топлива с испытаниями на нефтебазах перед отгрузкой в розницу, а также введение системы отслеживания топлива от НПЗ до конечного потребителя», — также сообщает ресурс Открытого правительства.

Что касается размера штрафа, то пока между Росстандартом и Российским топливным союзом дискуссия продолжается. Но так называемый законопроект об оборотных штрафах, направленный на то, чтобы экономически демотивировать деятельность по продаже некачественного топлива, уже внесен в Госдуму и принят в первом чтении.

В то же время руководитель Роскачества Максим Протасов обратил внимание на проблему недостаточного количества аккредитованных лабораторий, причиной чего является низкий спрос на исследование топлива. «Роскачество заключило соглашение с Росстандартом, и в следующем году мы присоединимся к работе по исследованию топлива», — заявил Протасов.

А Михаил Абызов высказал идею разработать систему контроля качества топлива, которую можно было бы использовать на каждой заправке, в каждой емкости хранения топлива — чтобы человек, подъехав на заправку, мог, к примеру, увидеть показатель октанового вещества, объемов примесей с помощью моментальной системы анализа и измерения на заправке. При такой публичной и прозрачной системе оценки вопрос контроля качества топлива отпал бы сам собой.

Обсуждалась и помощь тем, кому все же не повезло. «Необходимо создать удобный навигатор, который поможет водителю, купившему некачественное топливо, оперативно сориентироваться — куда обращаться, какая организация может оказать ему поддержку, причем как во внесудебном, так и в судебном урегулировании. В идеале этот навигатор автомобилисты могли бы скачивать на мобильный телефон. И, столкнувшись с такими ситуациями, знали бы, как себя вести», — высказал пожелания Абызов.

Тем временем в СФО, в том числе в Иркутске, озвучены результаты свежего мониторинга бензина АИ-92.

Небезопасная лотерея: 4 из 10

Бензин проверяли на соответствие техническому регламенту Таможенного Союза и действующему ГОСТу на автомобильный бензин по показателям качества и безопасности. Мониторинг на АЗС Красноярского, Алтайского и Забайкальского краев, Омской, Кемеровской, Новосибирской и Иркутской областей провели специалисты центров стандартизации и метрологии СФО.

На территории Иркутской области — в Иркутске, Ангарске, Братске и Зиме — было отобрано и проанализировано в общей сложности 10 образцов топлива. Продукция исследовалась в испытательном центре ФБУ «Иркутский ЦСМ» по следующим показателям: объемная доля бензола, объемная доля углеводородов, массовая доля кислорода, объемная доля оксигенатов, массовая доля серы, объемная доля монометиланилина, плотность, фракционный состав, октановое число по моторному и исследовательскому методу.

«По результатам проверки было установлено, что 4 образца бензина не соответствуют действующим нормам качества и безопасности, — сообщил начальник испытательного центра Иркутского ЦСМ Росстандарта Дмитрий Баженов. — Все четыре образца не прошли тест на октановое число. Два образца не соответствовали как по моторному, так и по исследовательскому методу, а два других образца не прошли тест только по исследовательскому методу».

Эксперт объяснил, что показатель «октановое число» характеризует детонационную стойкость бензина и является одним из основных качественных эксплуатационных показателей. Детонационная стойкость, выраженная в единицах октанового числа, характеризует устойчивость бензина к ненормальному взрывному сгоранию с образованием ударных волн, распространяющихся со сверхзвуковыми скоростями. Внешними проявлениями детонации являются звонкие металлические стуки в двигателе, увеличение дымности выхлопа, падение экономичности и мощности двигателя. Детонационное сгорание приводит к перегреву двигателя, увеличению износа цилиндропоршневой группы. В крайних случаях при длительной работе двигателя с детонацией возможно обгорание кромок поршней, разрушение прокладки между блоком цилиндров и головкой блока, обгорание электродов и изоляторов свечей.

«В исследованных образцах наибольшим отклонением по показателю «октановое число» было установлено значение 80,3 при норме 83,0 по моторному методу и 86,0 при норме 92,0 по исследовательскому методу. Данные показатели соответствуют значительному уровню снижения качества относительно требований ГОСТ», — прокомментировал Дмитрий Баженов.

Также во всех четырех образцах было найдено превышение допустимых нормативов по показателю содержание серы от 4 до 15 раз. Данные показатели соответствуют 2, 3 и 4 экологическому классу бензинов, выпуск в обращение и обращение которых на территории РФ не допускается. Повышенное содержание серы способствует коррозионному износу деталей двигателя, снижению мощности и отрицательно влияет на окружающую среду.

В трех исследованных образцах выявлено содержание монометиланилина, использование которого запрещено на территории РФ. Монометиланилин представляет собой антидетонационную присадку, добавляемую к низкооктановым бензинам с целью увеличения детонационной стойкости. Недостатком монометиланилина является его высокая токсичность. Повышенное содержание монометиланилина может способствовать повышенному нагарообразованию и образованию смолистых отложений в двигателе, приводящим к его преждевременному износу.

В двух образцах бензина было установлено наличие метилового спирта, присутствие которого не допускается требованиями технического регламента и ГОСТ по соображениям безопасности.

В одном образце бензина обнаружено превышение нормы по содержанию кислородсодержащих компонентов — оксигенатов, использующихся в качестве высокооктановых компонентов в автомобильных бензинах. Повышенное содержание кислородсодержащих компонентов приводит к снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива.

Представитель Иркутского ЦСМ сообщил, что стоимость приобретенных образцов топлива варьировалась от 33 до 39 рублей за литр. И, что неудивительно, именно в самом дешевом топливе были выявлены несоответствия нормативным показателям. В этом бензине также был обнаружен монометиланелин.

В конечном счете сомнительная получается экономия…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram