Аргументы Недели Иркутск → Общество № 47(589) от 29.11.17 13+

Нет службы — нет проблем?

, 09:08

Не будем идеализировать работу Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области. Да, к разного рода чиновникам у народа всегда возникают вопросы, и периодически общественность их озвучивала. «Почему контроль организован так, а не эдак?», «Что с арендой угодий?», «Как сделать процесс распределения лицензий более справедливым?» Но основные показатели эффективности работы службы держались на высоком уровне, у «федералов» она на хорошем счету. Конечно, потенциал для усиления тоже всегда есть. Но, кажется, в нашем регионе могут выбрать другой путь. Неужели опять пресловутая «оптимизация» вместо усиления стратегически важных направлений?

В сентябре работу Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области прокомментировал глава региона Сергей Левченко. Во время «Прямой линии с губернатором» он заявил: «Я не буду сейчас предвосхищать события, но скажу, что с 1 января следующего года мы проведем определенные реформы в тех контролирующих организациях и структурах, которые занимаются животным миром. Я думаю, после этого наступит оздоровление». Тогда мало кто предполагал, что под «оздоровлением» губернатор имел в виду довольно радикальные меры.

Источник «Аргументов недели» в правительстве Иркутской области сообщил, что рассматривается вопрос о реорганизации: Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области может войти в региональное Министерство лесного комплекса, где и без того задач масса, а людей не хватает. Неудивительно, что специалисты в сфере охраны и использования ценных охотничьих ресурсов, а также защиты редких видов диких животных, считают, что такое решение вряд ли будет способствовать усилению охотнадзора.

Напомним, что за службой в настоящий момент закреплены довольно непростые, специфичные и особо важные для нашего региона и его уникальной природы функции — осуществление федерального государственного охотничьего надзора, охрана и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания, государственное управление в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения.

По официальным данным, на территории области обитает около 400 видов наземных позвоночных животных, из них 17 видов млекопитающих и 62 вида птиц являются редкими. Около 100 видов отнесено к охотничьим ресурсам. Вместе с тем в Приангарье активно развивается промышленность, осваиваются месторождения полезных ископаемых, увеличиваются объемы рубок леса. Как в таких условиях соблюсти разумный баланс? Как выстроить экономику, в которой промышленное развитие региона все-таки не приводит к катастрофичному снижению биоразнообразия?

«Управление лесным комплексом и охотнадзор — это две разных функции, — считает авторитетный в области и за ее пределами охотовед-биолог, путешественник, член Русского географического общества Николай Терещенко. — Сделать Службу по защите и использованию животного мира подконтрольной Министерству лесного комплекса — это значит во всеуслышание заявить, что приоритет отдается лесному хозяйству, а качество управления охотничьими ресурсами — вопрос не первостепенный».

Между тем охотничье хозяйство (в нашем-то регионе уж точно!) заслуживает не меньшего внимания и требует не менее грамотного, профессионального управления, чем лесной комплекс с его масштабными инвестиционными проектами. Тем более что тот же пушной промысел в экономике области исторически тоже играл важную роль. И сегодня в этой сфере инициирован и даже уже реализован большой перспективный проект — Байкальский аукцион по продаже ценнейшего меха — соболя. Он стал альтернативой до этого единственному в стране Санкт-Петербургскому пушному аукциону. Иркутская площадка связала охотников, крупных брокеров пушного рынка и покупателей, в том числе зарубежных, из Италии, Греции, Дании, Канады. На торги выставили 50 тысяч шкурок соболя высшего качества из Иркутской области, Якутии, Камчатского и Красноярского краев, Амурской области и других регионов Сибири и Дальнего Востока.

Во время посещения аукциона полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло подчеркнул: «Лес, вода, газ, зерно и пушнина — наш потенциал. Это достояние Сибири, которое необходимо правильно использовать, — подчеркнул полпред. — С губернатором региона мы говорили о том, что в советское время доходы от экспорта леса приносили в казну доходов больше, чем от продажи нефти. Немаловажную роль в экономике играл и пушной промысел».

Сергей Левченко в свою очередь отметил, что для многих жителей отдаленных и труднодоступных районов Иркутской области охота — главный промысел, и появление в регионе такого аукциона может сыграть существенную социально-экономическую роль. «По добыче пушнины Иркутская область занимает четвертое место. Если правильно регулировать эту сферу, можно получать хорошие дополнительные доходы в бюджет», — сказал тогда губернатор.

Каким должно быть это упомянутое «правильное регулирование»? Охотоведы региона предлагают обсудить этот вопрос с привлечением специалистов и общественности. Не стоит рубить, в прямом и переносном смысле, сгоряча. Участие в дискуссии, кроме уже упомянутого Николая Терещенко, готовы принять врио ректора Иркутского государственного аграрного университета Юрий Вашукевич, биолог-охотовед Виктор Романов (специалист с большим опытом работы в НИИ охотничьего хозяйства и звероводства), известный общественный деятель Владимир Казаков, председатель иркутской Организации охотников и рыболовов Алексей Трубников, а также представители Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области — врио руководителя Валерий Загоскин, заместитель руководителя Павел Жовтюк. Это лишь несколько известных в регионе фамилий из списка тех, кто поставил свои подписи под обращением к губернатору Иркутской области. Приводим текст письма полностью. В свою очередь «Аргументы недели» в рамках проекта «Экспертный совет» за круглым столом всегда готовы выслушать разные точки зрения на проблему, взвесив все «за» и «против» тех или иных решений».

Обращение к губернатору

Уважаемый Сергей Георгиевич!

В настоящее время в правительстве Иркутской области рассматривается вопрос о передаче полномочий Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Учитывая имеющийся в Российской Федерации опыт, хотим предостеречь Вас от принятия такого решения. Так, в 2005 году на федеральном уровне уже принималось решение о ликвидации территориальных охотуправлений и передаче полномочий по охране и использованию охотничьих животных в Россельхознадзор, аккумулировавший в себя сразу несколько направлений надзора (в том числе охотнадзор, рыбнадзор, государственный пожарный надзор в лесах). Подобный эксперимент оказался неудачным. Основной причиной низкой эффективности осуществления охотнадзора органом, в котором функции охотнадзора не приоритетны, является возложение на государственных охотничьих инспекторов дополнительных должностных обязанностей по осуществлению иных видов надзора и сопутствующих им мероприятий. В результате, как показывает практика, снижается именно эффективность осуществления охотнадзора, так как инспекторами, специализирующимися на иных видах надзора, нарушения в сфере охоты практически не выявляются, что связано с их недостаточной профессиональной и практической подготовкой в данном направлении, а также сложностью выявления нарушений законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Впоследствии функции охотнадзора, рыбнадзора, пожарного надзора в лесах у Россельхознадзора изъяты и распределены между соответствующими органами государственной власти. В Иркутской области была создана служба, которая по показателям работы находится в числе первых в рейтинге по Сибирскому федеральному округу.

Учитывая, что функции охотнадзора планируется передать в министерство лесного комплекса, в большей мере руководить процессом организации мероприятий по осуществлению охотнадзора станут специалисты в области ведения лесного хозяйства, не владеющие достаточными профессиональными знаниями в области биологии диких животных и ведения охотничьего хозяйства. Более того, приоритет будет отдан лесному хозяйству, что резко снизит качество управления охотничьими ресурсами, повлечет за собой необратимые процессы сокращения биологического разнообразия в угоду лесозаготовкам.

В этой связи важно отметить, что службой налажена работа по охране и функционированию заказников, которые обеспечивают сохранение и воспроизводство ценных охотничьих ресурсов, а также редких видов диких животных. До 2011 года заказники были бесхозными, там велась заготовка леса, процветало браконьерство. Служба организовала и провела инвентаризацию заказников, привела в соответствие с действующим законодательством описание их границ и режимов охраны. Вследствие целенаправленной работы состояние численности охотничьих ресурсов в заказниках стабильно, местами отмечен ее рост.

С передачей заказников в министерство лесного комплекса появится реальная угроза выполнению указанных выше целей и задач. Так, в нарушение федерального закона №33-фз от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст. 102, 103 Лесного кодекса РФ, леса на территории заказников в Иркутской области отнесены к категории эксплуатационных лесов. Благодаря жесткой позиции службы заготовка древесины в заказниках не ведется, но леса, находящиеся на территории заказников, министерством лесного комплекса в категорию защитных лесов до сих пор не переведены.

Ликвидация службы приведет к возобновлению рубок на территории заказников, деградации среды обитания животного мира, увеличению случаев браконьерства, снижению биоразнообразия, и, как следствие, заказники потеряют свой природоохранный потенциал для региона. Затрачиваемые на их финансирование средства областного бюджета станут неэффективными.

В связи с вышеизложенным считаем, что возможная несущественная экономия бюджетных средств в результате оптимизации структуры правительства области и передачи полномочий по охотнадзору и охране региональных заказников в министерство лесного комплекса приведет к несопоставимым потерям от нанесения ущерба животному миру, вызовет большой общественный резонанс и повредит живой природе Прибайкалья.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram