Каково будущее языка и лидерства? Как грамотно построить репутацию? Насколько важна этика в коммуникациях? Ответы на эти вопросы искали участники форума «Диалог лидеров поколений», который прошел в середине ноября при информационной поддержке ИД «Аргументы Недели».
Здесь обсуждалось прошлое и будущее этики в коммуникациях. «Пока каждый из нас не скажет «нет» компаниям, где не придерживаются высоких этических стандартов, работают нечестными и «грязными» способами, ничего не изменится. К сожалению, у сотрудников не всегда есть выбор, так как кристально чистых компаний очень мало. Я думаю, что глобальные изменения в коммуникациях не произойдут до тех пор, пока не изменится среда», – такое мнение высказал мировой гуру коммуникаций Пол Холмс, один из самых востребованных в мире спикеров по вопросам PR-коммуникаций. Поводом для дискуссии стала нашумевшая история с PR-агентством Bell Pottinger, которое было исключено из Ассоциации консультантов PR (PRCA) из-за скандала, вызванного его работой в Южной Африке. Компанию обвинили в неоднократном нарушении устава организации, кодекса корпоративной этики и разжигании расовой ненависти. Скандал разгорелся в 2016 году в ЮАР после того, как заместитель министра финансов Мсебиси Джонас заявил, что бизнесмены из семьи Гупта предложили ему пост министра финансов. Вскоре после этого Oakbay Capital (компания, принадлежащая семье Гупта) начала сотрудничать с Bell Pottinger. Пиар-специалисты из Британии постарались отвлечь внимание общественности от семьи и её связей с руководством страны и переключить его на другие проблемы. В частности акцент делался на засилье «белого капитала» в стране. «Это самый вопиющий случай нарушения этики, который я когда-либо видел, – заявил гендиректор PRCA. – Деятельность Bell Pottinger отбросила Южную Африку лет на десять назад. Поскольку своими действиями компания дискредитировала индустрию PR, Bell Pottinger выносится самое жесткое наказание».
Обсуждалось и создание арбитражного третейского суда на базе российской академии общественных связей (РАОС). Большинство участников с энтузиазмом поддержали идею, однако специалист по связям с общественностью, профессор Сергей Зверев считает, что бесполезно создавать новые этические суды, пока они не будут реально действовать. «В нашей отрасли нет абсолютно честных отношений. К сожалению, те проценты прибыли, которые застилают иногда глаза, стильно меняют этические рамки. Ребятам, только вышедшим со студенческой скамьи, сложно отказаться от хороших гонораров. Поэтому никакие этические кодексы не будут работать, пока изложенные в них принципы не станут нормами поведения».
Также участники форума говорили об инструментах и каналах построения репутации. «В 21 веке каждая организация и компания – постоянный участник коммуникаций. Львиная доля влияния сегодня принадлежит социальным медиа и людям, которые пользуются доверием аудитории. Именно поэтому репутация сегодня – это умение слушать и правильно отвечать на полученное сообщение. Необходимо прислушиваться к обществу, его ожиданиям и грамотно с ним взаимодействовать», – считает Барт де Врис, президент Международной ассоциации по связям с общественностью IPRA. Действительно, влияние социальных медиа сегодня огромно. Согласно исследованию Future Outlook Research, которое проводилось в рамках форума, люди склонны доверять не крупным авторитетным СМИ, а индивидуальным авторам контента в Интернете. Этот феномен экспертам только предстоит объяснить.
Пленарную сессию открыл Пол Холмс. Он начал с эмоциональной речи о том, что такое PR сегодня, почему специалисты в этой области незаменимы, и как вести себя новичкам. «PR помогает наладить диалог между всеми заинтересованными сторонами: потребителями, работодателями, сообществами, правительством, медиа. Поэтому перед специалистами по связям с общественностью открывается море возможностей. Но многие люди, занимающиеся, например, рекламой, маркетингом, думают, что они могут заметить пиарщиков. Надеюсь, что они ошибаются. PR – это не пресс-релиз, не новости, не конференции, а построение отношений. И это то, что отличает нас от всех других. Отношения в нашей сфере могут основываться только на доверии, диалоге, умении слушать. Мы должны быть любопытны».
Обсуждая будущее языка, эксперты сошлись во мнении, что необходимо идти в ногу со временем: «Если тебе 50 лет и ты не знаешь язык эмоджи – пора его выучить», – считает Пол Холмс. А что с лидерством? Нужна ли харизма современному лидеру в эпоху машин лернинг и блокчейн? Спикеры высказали мнение, что «живая харизма» никуда не уйдет, а, наоборот, станет еще более значимой. Если её не тренировать, останешься без работы. Ректор РГСУ Наталья Починок уверена, что «будущему лидеру нужно будет еще больше амбиций и креативности, чем сейчас». А заместитель председателя совета директоров ИД «Аргументы Недели» Игорь Диденко считает, что «искусственный интеллект может во всем конкурировать с человеком: он не стареет, не болеет, не имеет чувств, может эффективно работать без перерывов на отдых. Человеку уже сейчас, чтобы быть востребованным, нужно обладать огромным количеством компетенций».
Форум стал завершением Eventiada Awards 2017. Конкурс, в котором награждают лучшие коммуникационные проекты, проводится с 2011 года. В жюри вошли представители международной ассоциации IPRA и премии Golden World Awards. В этом году за победу в 25 номинациях боролись разработчики 132 проектов из десяти стран мира: России, Беларуси, Украины, Венгрии, Польши, Словакии, Болгарии, Хорватии, Эстонии и Латвии.