В Иркутске, Ангарске и ряде районов области действует новая систему оплаты тепла для граждан. В отличие от прежней, когда необходимо было платить равными суммами ежемесячно, теперь размер счета за тепло в квитанции зависит от того, насколько холодно за окном. Так, с декабря по февраль плата будет самой высокой, в конце весны и начале осени — низкой, а летом и вовсе платить ничего не придется. Для того чтобы разобраться в особенностях подобной схемы, на этой неделе Общественная палата Иркутска провела совещание с участием представителей областной и городской власти, регионального Госжилнадзора, «Энергосбыта», социальных служб и управляющих компаний.
Есть повод для сомнений
Напомним, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области, жители Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Шестаковского городского поселения, Балаганского, Боханского, Куйтунского, Усть-Удинского районов будут платить за потребленное тепло по факту в течение отопительного периода. Другие муниципалитеты оплачивают эту коммунальную услугу равными долями в течение года.
Руководитель Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Александр Проценко считает, что распространенная повсеместно равномерная система оплаты вызывает больше вопросов и недовольства у населения, так как включает перерасчеты не в пользу граждан. «Данные для перерасчетов при этом фактически невозможно точно проверить, людям в феврале этого года выставили значительные суммы, в нашу организацию за 9 месяцев этого года поступило более 10 тыс. жалоб, — объясняет он. — Слова «равномерная плата» только на первый взгляд звучат хорошо, но не стоит забывать про перерасчет. Новый способ более прозрачный, мы будем агитировать за него всех граждан».
Как добавляет замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Наталья Сдобнова, переход на новую систему оплаты связан с многочисленными обращениями активных граждан и ТОСов. «Такой способ оплаты считается более прозрачным. Сколько тепла потребили, столько и оплатили, кроме того, исчезают перерасчеты, вызывавшие ранее много вопросов. Конечно, есть опасения, что этот способ окажется не очень удобным для малообеспеченных семей, да и в целом вызовет массу претензий от людей, привыкших к прежней схеме. Ожидаем, что предстоящий отопительный сезон будет непростым, так как он пилотный и гражданам предстоит во всем разбираться и осваиваться», — замечает она. К сожалению, по информации замминистра, аналогичного опыта в соседних территориях пока не наработано. Остальные сибирские регионы пока живут по прежней схеме 1/12, на оплату по 1/9 перешли только некоторые области в центральной части России, где более мягкий климат.
Чиновников призывает не торопиться с выводами руководитель СРО «Межрегиональная ассоциация управляющих многоквартирными домами Иркутской области и Республики Бурятия» Михаил Дамешек. По его мнению, новая система оплаты тепла может повлечь за собой определенные социальные риски. «Наш человек не привык к тому, что если у него образовалась экономия летом, то деньги нужно отложить и заплатить зимой, когда ему выставят большие счета. В итоге можно уже сейчас спрогнозировать, что с декабря мы столкнемся с падением собираемости платежей. Если обычно декабрь у нас демонстрировал положительную собираемость — больше ста процентов, то, если в этом году будет более 90%, будет очень хорошо. С чем это связано? Человек, который всегда платил четыре тысячи рублей, придет в кассу с этой суммой. У него больше нет», — обрисовывает перспективы Михаил Дамешек.
По его словам, возникнет и много вопросов у жителей. «Если руководитель Госжилнадзора говорит о 10 тысячах обращений за 9 месяцев по вопросам перерасчета, то в управляющие компании и в «Энергосбыт» такое же количество жалоб приходит только за один месяц. Именно мы с энергетиками являемся первой инстанцией, куда идут люди, именно на нас перекладывают всю ответственность за пересмотр тарифов, за внедрение новых способов оплаты, хотя решение принимают органы власти, — подчеркивает он. — Чтобы снизить социальное напряжение при подобных нововведениях, необходимо освещать их в СМИ не постфактум, а при принятии решений. Причем делать это должны органы власти».
Посчитаем по-новому
Для того чтобы понимать, о чем беспокоятся управляющие компании, необходимо представлять порядок цифр. Александр Проценко приводит расчеты, которые его ведомство сделало на примере нескольких квартир разной площади в Иркутске и Ангарске. Так, по данным Госжилнадзора, платежи населения в период с декабря по февраль вырастут в 1,8-2,5 раза. «При этом фактически с мая по сентябрь платить почти ничего не нужно», — добавляет он. В пересчете на живые деньги схема выглядит следующим образом (усредненные данные). Владелец двухкомнатной квартиры в Иркутске при схеме 1/12 платил ранее около 1280 рублей в месяц в течение всего года. При схеме 1/9 он заплатит в январе 2578 рублей, в феврале — 2485 рублей, в марте 2097 рублей, в апреле — 1309 рублей, в мае — 257 рублей. В летние месяцы плата взиматься не будет, а с сентября по декабрь — плавно нарастать.
Для того чтобы сумма в платежках в зимние месяцы не была шоком, региональный Госжилнадзор и «Иркутскэнергосбыт» договорились — в нынешнем отопительном сезоне будет проведено два перерасчета в пользу граждан, перешедших на новую систему платы за тепло.
Первый, за сентябрь, можно будет увидеть в квитанциях в декабре, сумма перерасчета составит от 280 до 1093 рублей. Второй, за период с января по август 2017 года, будет отображен в мартовских квитанциях, его максимальный размер составит 2015 рублей. По мнению Александра Проценко, эти две корректировки сделают переход на новую систему оплаты более мягким, а также позволят морально и материально подготовиться жителям к следующему отопительному сезону.
Расчеты Госжилнадзора подтверждает и заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов, однако он заостряет внимание на следующем моменте: «Подчеркиваю, что приведенные цифры не являются абсолютными. В Иркутске нет одинаковых домов: везде проведены разные мероприятия по энергосбережению, разные управляющие компании, много других отличий, соответственно, разное потребление тепла и разные суммы. Однако с порядком цифр мы согласны — пиковые суммы по оплате тепла потребителям будут выставлены в декабре и январе», — замечает он.
По словам Андрея Харитонова, сбытовая компания готова к тому, что часть потребителей, возможно, не справятся со своевременной оплатой счета. «Однако определенные разрывы у нас всегда были, даже при прежней системе: платежная дисциплина всегда немного снижается в новогодние, майские праздники, а также в августе-сентябре, зато в декабре все люди закрывают долги, — говорит Андрей Харитонов. — По должникам у нас начисляются пени, но бывают и исключения, если вспомнить февраль прошлого года и большие суммы перерасчета, то мы объявляли о моратории на пени в течение трех месяцев. Пойдем ли мы на такие меры в этом году, пока неизвестно. По закону, у нас пени и так начисляются спустя два месяца после неоплаты. То есть за пропущенный декабрьский платеж человеку только в марте будет начислена пени. Кроме того, мы широко используем индивидуальные соглашения о реструктуризации — клиент, попавший в сложную жизненную ситуацию, к нам может прийти, написать заявление и договориться об индивидуальном графике выплаты долга».
Стоит отметить, что малообеспеченные слои населения не пострадают от внедрения новой системы платы за тепло. В этом заверяют представители соответствующих служб. Так, директор управления социальной защиты населения по Иркутску Валентина Меринова сообщила, что полные компенсации по плате за тепло в областном центре получает порядка 70 тыс. человек — ветераны войны и труда, инвалиды. Кроме того, существуют субсидии на оплату коммунальных услуг для пенсионеров, многодетных семей, одиноких матерей, семей с доходом ниже прожиточного минимума. «Льготники при новом порядке не будут ущемлены. Единственное, что нас беспокоит, это психологическое восприятие гражданами роста начислений. Конечно, будет много обращений не только в организации ЖКХ, но и к нам», — резюмирует она
«Сегодня мы не говорим о том, что новая система платы за тепло — это плохо. Наша задача сделать так, чтобы ее внедрение было мягким для населения. Безусловно, нужна серьезная разъяснительная работа, социально незащищенные слои населения должны своевременно получать компенсацию. Необходимо также наладить серьезное межведомственное взаимодействие между органами соцзащиты, управляющими компаниями, «Энергосбытом» по выявлению тех граждан, кто не имеет возможности платить в полной мере в зимние пиковые нагрузки. При организации должной работы мы сможем понять, кому можно пойти навстречу с оплатой, а кто злоупотребляет своим правом», — считает вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин. По его мнению, еще один плюс перехода на новую систему состоит в том, что это будет стимулировать развитие мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах, подтолкнет потребителей к бережному отношению к энергоресурсам, а в перспективе, возможно, повысит и платежную дисциплину.