Открытое письмо
Председателю Правления
Банка ВТБ
Костину Андрею Леонидовичу
Уважаемый Андрей Леонидович!
Обращаюсь к Вам с открытым письмом через средства массовой информации в надежде на то, что Вы обратите внимание на моё обращение, поймёте суть возникшей ситуации и оцените должным образом действия сотрудников/управляющего менеджмента Банка ВТБ (Публичное акционерное общество).
Группа компаний: ООО «Премиум» – официальный дилер Suzuki* в Красноярске; ООО «Престиж-Авто» – бывший официальный дилер Porsche*** в Красноярске; ООО «Статус-Авто» – официальный дилер Infiniti**в Красноярске, с 2009 года занимается автобизнесом и до середины 2015 года была преуспевающей и динамично развивающейся группой.
Наше сотрудничество с Банком ВТБ началось в июне 2014 года с получения нашей Группой компаний оферты на целевой кредит: для строительства автоцентра Suzuki*, строительства автоцентра Infiniti** и на финансирование текущей деятельности.
Во время строительства автоцентра Suzuki* Управляющий филиала ВТБ (ПАО) в Красноярске неоднократно подтверждал последующую готовность открыть финансирование (в соответствии с офертой) на строительство автоцентра Infiniti** сразу после завершения строительства автоцентра Suzuki* и передачи его в залог Банку. Более того, Управляющий Филиала ВТБ (ПАО) сам неоднократно приезжал на строительство автоцентров и видел, что мы по согласованию с ним для исполнения обязательств перед импортёром параллельно вели строительные работы по автоцентру Infiniti** за счёт своих финансовых средств. При этом никаких претензий ни устно, ни письменно Банк не высказывал.
Несмотря на наши неоднократные обращения в Банк в 2015-2016 годах мы недополучили от Банка финансирование оборотных средств в размере 22,9 млн рублей, что, по нашему мнению, привело к серьёзным потерям и убыткам Группы компаний, а именно:
– к потере нами статуса официального дилера Porsche*** из-за невыполнения стандартов о наличии новых и тестовых автомобилей, а также поддержания склада запасных частей;
– к потере консигнации (отсрочке оплаты) от импортера Suzuki* (ООО «Сузуки Мотор Рус») и открытия в городе Красноярке второго дилерского центра Suzuki*.
В период строительства, с апреля 2014 года по август 2015 года, ввиду кризиса и девальвации рубля (удорожания строительных материалов) и неучтённых видов работ произошло увеличение сметной стоимости автоцентра Suzuki* на 15%. Мы обращались в Банк за дополнительным финансированием в январе 2016 года, но нам было отказано. Мы вынуждены были для завершения работ по строительству автоцентра Suzuki* продать свой актив (магазин спорттоваров «Ермак-Спорт»), при этом часть средств от его продажи по требованию Банка была направлена на погашение части основного долга по кредиту (вне графика), погашение увеличенных в одностороннем порядке процентов по кредиту. Другая часть средств от продажи была направлена на завершение строительства автоцентра Suzuki*.
Несмотря на сдачу в эксплуатацию и передачу в залог построенного автоцентра Suzuki*, нам было отказано в финансировании для завершения строительства автоцентра Infiniti**.
Мы активно искали выход из сложной финансовой ситуации в условиях кризиса и предприняли следующие действия:
1. Приняли участие в тендере на получение статуса дилера KIA****, ввиду ослабления бренда Suzuki*(снижение модельного ряда до двух моделей), и победили в данном тендере.
2. Начали поиск покупателей на свой актив (свободный земельный участок 2,1 га) и получили предложение по застройке жильём от строительной компании.
3. Искали варианты рефинансирования и дофинансирования оборотных средств в других Банках. Но рефинансирование получить не удалось в связи со снижением выручки группы и низким кредитным рейтингом. Дофинансировать не получилось из-за общего требования Банков о предоставлении твёрдых залогов (все наши активы находятся в залоге у Банка ВТБ, их он даже частично отказался выпускать).
4. Провели сокращение персонала и снизили расходы на содержание автоцентра Suzuki*.
В июле 2016 года от одной из строительных компаний нам поступило предложение по строительству жилого комплекса на свободном участке площадью 2.1 га, принадлежащем нам и находящемся в залоге у Банка. Предложение, полученное от Застройщика, было довольно выгодным и позволило бы группе компаний «Премиум» в течение трёх лет погасить всю задолженность перед Банком, а также обеспечить ещё и развитие вновь полученного дилерства бренда KIA****.
Однако Банк как Залогодержатель земельного участка отказался согласовать условия сделки с Застройщиком, которые предусматривали обязательства по освобождению из-под залога части земельного участка после перечисления Банку части денежных средств на погашение кредита. При обсуждении условий сделки менеджеры Банка постоянно изменяли условия, выдвигая всё более жесткие требования как к Застройщику (увеличение в несколько раз суммы аванса за снятие обременения), так и к группе компаний «Премиум» (требование о передаче в залог долей в уставном капитале компаний).
Фактически своими действиями менеджеры Банка сорвали сделку с Застройщиком: неоднократные изменения условий сделки и выдвижение более жёстких требований, отказ освобождения части земельного участка от залога свидетельствуют, по нашему мнению, о злоупотреблении Банком своими правами.
Кроме того, как упоминалось выше, Банк в качестве условия для рефинансирования оборотных кредитов (продления на 365 дней) потребовал передать в срок до 30.01.2017г. в залог 100% долей в уставном капитале всех компаний Группы. При невыполнении указанного условия Банк сообщил о готовности досрочного взыскания долга, а в противном случае пригрозил не пролонгировать кредитные соглашения на оборотные средства Группы и отозвать ранее выданное им же письмо в ООО «Киа Моторс РУС», подтверждающее нашу финансовую состоятельность.
Только когда нас вынудили подписать Дополнительное соглашение и обязали передать доли в залог, мы получили от Банка подтверждение нашей финансовой состоятельности, необходимое для участия в тендере по бренду KIA****.
В то же время Банк отказался в дальнейшем финансировать проект реновации автоцентра под новый бренд KIA**** в размере 15 млн. рублей. И вообще отказался дофинансировать Группу компаний.
Все вышеуказанные действия Банка в итоге привели к тому, что мы вынуждены были прекратить выплату Банку ВТБ основного долга и процентов.
На неоднократные наши предложения вариантов решения сложной для обеих сторон ситуации и, в частности, дофинансирования Группы компаний, Банк ВТБ отвечал отказом.
В начале 2017 года было проведено несколько рабочих встреч с руководителем филиала Банка, в результате которых мы достигли понимания о возможности разрешения ситуации через уступку Банком прав (требований) задолженности ООО «Премиум» с дисконтом. Но после продолжительного ожидания согласования Банком указанной сделки (более 5 месяцев) нам поступил очередной отказ со стороны Банка.
Сегодняшнее состояние Группы компаний в результате действий (или бездействия) Банка крайне нестабильное, мы имеем серьёзный дефицит оборотных средств, текучку профессиональных кадров, потерю брендов портфеля Группы и репутации. Проводя согласования с потенциальным покупателем долга со стороны ООО «Премиум», мы планировали после сделки по уступке долга получить через него дополнительные инвестиции для развития автобизнеса Группы и завершения реновации автоцентра Suzuki* под бренд KIA****.
Резюмируя историю наших взаимоотношений, могу констатировать, что Банк ВТБ не выполнил следующие взятые на себя обязательства:
1. Отказался от выполнения условий кредитования и недофинансировал нашу Группу компаний в сумме 152,9 млн. pублей.
2. Отказался от сделки с Застройщиком, предусматривающей гашение части задолженности и освобождение от залога незанятой застройкой части земельного участка 2,1 га для строительства жилого комплекса.
3. В настоящее время не выполняет достигнутые договорённости в части возмездной уступки третьему лицу долга ООО «Премиум» с дисконтом и лишает возможности получения дополнительных инвестиций в развитие бизнеса.
4 октября 2017 года ООО «Премиум» направило в Банк ВТБ (ПАО) новое предложение о реструктуризации кредитных обязательств ООО «Премиум» с предоставлением отсрочки на 12 месяцев и замещением существующих залогов другими, в большем количестве и с большей рыночной стоимостью.
10 октября 2017 года от Банка был получен ответ, в котором сообщается о нецелесообразности замены существующего залога на залог предложенных нами объектов, но при этом предлагается предоставить их в качестве дополнительного залога (!).
В связи с этим прошу Вас ответить: Какие цели и задачи выполняет управляющий персонал Банка в вышеописанной ситуации? Кому и зачем выгодно доведение нашей Группы компаний до банкротства?
Мы стремимся сохранить бизнес и развивать его, предлагаем пути выхода из сложной финансовой ситуации, но все наши предложения отклоняются Банком, а те, которые Банк предварительно согласовал, – фактически не выполняются со стороны Банка.
Убедительно просим Вас услышать нас, принять действенные шаги для сохранения бизнеса и возможности погашения задолженности перед Банком. Надеемся на взаимопонимание с Вашей стороны.
С уважением,
Генеральный директор ООО «Премиум»
А.В. Панченко