> Понятие "Мастер" стало расплывчатым - Аргументы Недели

//Общество 13+

Понятие "Мастер" стало расплывчатым

№  () от 18 октября 2017 [ «Аргументы Недели » ]

Сергей ВЕКСЛЕР учился в Школе-студии МХАТ на курсе Андрея Мягкова и Олега Ефремова. Первая главная роль в боевике «Ягуар» на долгие годы определила амплуа артиста: спецназовец, чекист либо криминальный авторитет. Подобные роли Сергей сыграл в таких фильмах и сериалах, как «Антикиллер», «Мама, не горюй!», «Кавалеры морской звезды», «СОБР», «Кремень», «Мужская работа», «Консервы» и др. Впрочем, были в биографии актёра и «мирные» персонажи: «Савва Морозов», «Дело гастронома №1», «Жених», «Кухня», «Последний янычар». Не забывает Сергей Векслер и о драматической сцене, третий год служит в знаменитом Театре на Таганке.

ЕРГЕЙ, на Таганке вы играете в нескольких спектаклях и в том числе в «Чайке 73458». Цифра – намёк на то, что данная постановка чеховской пьесы, мягко говоря, далеко не первая. Интересно, что вас подвигло исполнить роль в зачитанном до дыр произведении?

 

– Среди общего количества пьес есть те, которые интересны вновь и вновь. Время меняется, и люди меняются, приходят другие. До сих пор я никогда не играл Чехова. Ни разу! На Таганке у меня, казалось бы, не самая звонкая роль – управляющий имением Шамраев. Но, репетируя её, я вдруг с удивлением обнаружил, что Эжен Ионеско и Сэмюэль Беккет были правы, когда называли Чехова своим истоком, родоначальником театра абсурда.

– Где же там абсурд, кроме как в пьесе внутри пьесы с известным монологом «Люди, львы, орлы и куропатки…»?

– Сплошь и рядом, везде. В моём персонаже, например. Посмотрите, с какой реплики начинается роль Шамраева: «В 1873 году в Полтаве на ярмарке она играла изумительно». И далее он пространно рассуждает о делах театральных. Это говорит управляющий имением, который в другом своём появлении кричит Аркадиной: «А где я возьму хомуты? Где я возьму хомуты? Это удивительно! Это непостижимо!» Простой и недалёкий Шамраев далее замечает: «Помню, в Москве в оперном театре однажды знаменитый Сильва взял нижнее до». Понимаете? Где находится имение? Какое-то глухое местечко в Малороссии. Какая Москва, какой оперный театр, да ещё с Сильвой и с его «нижним до»?! В общем, невероятно абсурдная пьеса, и мой Шамраев – совершенно абсурдный персонаж.

– Может, и абсурдный, но – хозяйственный! А вы сами что-то делаете по дому в реальной жизни? Или скорее доверитесь профессионалу?

– Я совмещаю два принципа. Люблю чего-то поделать сам. Но иногда, если работа очень трудоёмкая и занимает много времени, проще заработать своей профессией и отдать деньги мастеру. Другой вопрос, что понятие «мастер» в настоящее время стало расплывчатым. Множество людей, называющих себя мастерами, таковыми не являются. Потом приходится за них переделывать.

Вот не так давно я купил землю в районе Большого Сочи, в горах. Моя жена всегда ездила отдыхать на море, а я валяться на пляже не люблю, мне скучно. Нашли с женой компромисс: вроде и море рядом, и лес, горная речка. Я люблю охоту, рыбалку. Наняли строителей, построили дом с нуля. Однако и косяков дорогие мастера понаделали!

Нашёл я одного человека, Давида, он живёт там неподалёку. Вот он – настоящий мастер! Потрясающе кладёт камень, хорошо работает по дереву, с растениями в саду. В общем, мы с ним доводим всё до ума, устраняем недостатки. Пробуем делать то, что ни он, ни я не делали никогда. Люблю осваивать что-то новое. Когда в начале нулевых я уволился из МХТ, решил завязать с актёрской профессией. Пошёл работать в строительную бригаду. Меня поставили убирать мусор. Мастера делают ремонт в квартире – я убираю. Однажды сам попробовал поштукатурить стенку. Я в своё время учился в художественной школе, скульптура была моим любимым предметом. Хорошо чувствую поверхности, объёмы, пространства. Это увидел прораб и говорит: «А ну попробуй потолки!» Я попробовал. И прораб тут же перевёл меня на шпатлёвку потолков. Кстати, дали очень приличную зарплату.

– Сколько же вы продержались в бригаде?

– Где-то с полгода. Потом меня пригласили сниматься в одну из серий «Дальнобойщиков». Там на съёмках я понял, что кино всё-таки приносит больше денег, чем шпатлёвка потолков. К тому же не надо постоянно выхаркивать из себя сгустки цемента и другой строительной гадости. В общем, работа не такая пыльная. И я вернулся в актёрскую профессию.

– Я знаю, что у вас в актёрской профессии есть табу. Вы никогда не играете заключённых на зоне. Почему?

– С 1979 по 1982 год я служил во внутренних войсках, в конвойном полку. В основном несли службу в автозаках, перевозя заключённых, а также в судах. Я наблюдал тюремную жизнь с другой стороны. Видел унижение, которое испытывает человек, попадая на зону. И всё то, что я узнал за годы службы в конвое, не вызывает сейчас никакого творческого вдохновения. Пару раз встречал там своих друзей и знакомых. Однажды, перевозя этап, увидел за решёткой земляка из Полтавы, с которым мы раньше приятельствовали. А ещё борьбой занимался, и как-то встретил на зоне друга-спортсмена. Он отбывал срок в соседней с нашей частью колонии, был хлеборезом. Мы с ним через караул передавали друг другу приветы. В общем, зная настоящую жизнь за колючей проволокой, не хочу её приукрашивать в кино. А правду сказать о российской зоне не сможет никто.

Александр МАЛЮГИН



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте