Исполнилось 30 лет с тех пор, как в лесостепных красотах Южного Урала, в Челябинской области, было обнаружено древнее круговое городище мистического назначения, которому археологи дали название Аркаим. Его возраст – четыре тысячи лет. Инновационный центр, сказали бы сейчас. Он старше Русского государства на три тысячелетия, античной цивилизации – на тысячелетие, древнееврейских ветхозаветных патриархов – на два столетия, арийской Индии – на пять столетий. Аркаим – ровесник первой династии Вавилона, первой династии Китая, Среднего Царства Египта, древних Микен.
Незадолго до Аркаима учёные нашли аналогичное поселение рядом, на реке Синташта (поэтому данная культура зовётся синташтинской), а после Аркаима – ещё два десятка подобных городищ на расстоянии 40–60 км друг от друга. Их назвали Страной городов. Кто построил и населял эту страну? Достоверно известно лишь одно: согласно антропологии, это бы- ли представители европеоидной (белой) расы. Судить о их языке мы не мо- жем – они не имели письменности. Но есть серьёзные основания для инте- ресной гипотезы, и учёные музея-заповедника «Аркаим» рассматривают её как главную. Хотелось бы увидеть физиономии немецких нацистов, ес- ли б те узнали, что цивилизация древних ариев, на которую они молились, началась на территории России.
Слово Геннадию ЗДАНОВИЧУ – доктору исторических наук, заместителю директора заповедника по научной работе.
Неуловимые индоевропейцы
– Почему вокруг Аркаима столько шуму? Мало ли археологических раскопов!
– На рубеже XVIII и XIX веков были обнаружены древние религиозно-философские тексты – индоарийская «Ригведа» и ираноарийская «Авеста», которые потрясли воображение всей Европы. Возникло понятие «индоевропейцы» (так называются предки большинства белых народов, древних и современных: индоариев, персов, греков, римлян, славян, западноевропейских народов и т.д. – Авт.). Более двух столетий учёные питают огромный интерес к происхождению индоевропейцев. И немудрено, ведь индоевропейские народы сыграли огромную роль в мировой культуре.
– Главную роль, если отбросить политкорректность.
– Нет, так сказать нельзя, не будем пренебрегать культурным вкладом других цивилизаций. Существуют три основные гипотезы относительно индоевропейской прародины. Одна из них связывает происхождение индоевропейцев с Карпато-Балканским регионом (населённым сегодня преимущественно южными славянами. – Авт.). Вторая яркая гипотеза областью первоначального расселения индоевропейцев представляет район Восточной Анатолии, Южного Кавказа и Северной Месопотамии. Однако сегодня наиболее распространена точка зрения о степной прародине: это северное Причерноморье и северный Прикаспий, включая Поволжье, Урал, Казахстан. Самые древние (IV тыс. до н.э.) признаки индоевропейского присутствия обнаружены в Поволжье. Особенности формирования Страны городов на Урале хорошо согласуются с этой схемой.
– Аркаимская цивилизация – древнейшая среди индоевропейских?
– Одна из древнейших. Наравне с хеттской или микенской, например (там, кстати, попадаются аналогичные находки). Аркаим сыграл особую роль в поисках прародины, предоставив новые факты для подтверждения степной гипотезы. Очевидно, что Страну городов и значительную часть степей того времени населял народ, называвший себя ариями. Часть его ушла в Индию и Иран, где оставила письменные памятники, а другая часть породила скифов и сарматов. Как известно, арии появляются в Индии в XV-XIV веках до н.э., и примерно тогда же была записана индоарийская «Ригведа» с её мифологией. Но такая мифология формируется не одно столетие! Учёные долго мучились вопросом: где же та материальная культура, в которой зародилась мифология «Ригведы»? Не исключено, что это синташтинско-аркаимский археологический комплекс. В нём отражён мир степных арийских народов до времени их активных миграций.
Говоря об ариях, приходится констатировать, что данный термин безобразно политизирован нацистами. Почти никто не занимается культурной реабилитацией ариев. Я убеждён, тексты «Ригведы» и «Авесты» должны быть адаптированы для изучения в школах России. Это в том числе и наша история.
– Значит, славяне являются потомками ариев?
– Не прямыми. Правильнее говорить о тесных контактах праславян и ариев.
– Вы сказали, та часть ариев, которая не ушла с Урала в Индию и в Иран, породила скифов. Благодаря знаменитому стихотворению Блока все мы наслышаны, что скифы, в свою очередь, породили славян.
– Это не так, скифы не породили славян. Взаимное влияние – да, было, и очень сильное. Сегодня славян из ариев часто выводят псевдопатриоты, делая это из шовинистических побуждений и тем самым возрождая нацистский миф. Мы не можем допустить, чтобы древнее благородное имя поэтов и философов снова присвоили фашисты.
– А гора ариев на известной картине Глазунова «Вечная Россия» – это корректно?
– А это корректно, да. Говорить о прямой родственной связи нельзя, а о культурном симбиозе, общем историческом фоне – можно. Славянский и арийский языки очень близки друг другу в мистических понятиях, даже слово «Бог» имеет арийское происхождение, если быть точным – иранское. Кстати, арии, по-видимому, были симпатичным народом. В том смысле, что другие перенимали их название – и вовсе не в результате силового воздействия. В Тюменской области и в Ханты-Мансийском округе встречаются посёлки с корневым звучанием «Арья» в названиях.
Немного мистики
– Но указывают ли индоарийские тексты на уральскую прародину?
– В них сказано, что арии пришли в Индию с севера. Тексты «Ригведы» сохранили сакральную географию. Она открывает простор для фантазии – сторонники разных гипотез трактуют её по-разному. Южный Урал подпадает под это описание. Здесь и своя святая гора Хара – это гора Чека, или Иремель, и свои семь рек – их тут множество, и своё озеро Ворукаша – это Каспийское море (слабосолёное озеро, крупнейшее в мире. – Авт.), на берегу которого тоже обнаружены следы данной цивилизации.
– Местоположение Страны городов какое-то особенное?
– Хотите, чтобы я поговорил о мистике? (Смеётся.) Мистика – вера в сверхъестественное, это неотъемлемый элемент религиозных верований, в том числе и современных мировых религий. У мистики, знаете ли, свои законы, свои образы. Но я хочу говорить о реальных смыслах, которые, возможно, и порождают элементы мистики. Страна городов лежит на пересечении всех возможных дорог и путей. Человек всегда ходил «по воде», то есть там, где ручьи, реки, пресная вода. Вспоминаются легенды о рае, где воды текут во все стороны. Здесь реки Европы и Азии соединяются прямо встык.
На границе Челябинской и Оренбургской областей есть место, где на высоком плато среди реликтовых лесов бьют родники, ручьи из которых текут на восток и на запад. На востоке они образуют бассейны рек, текущих к Северному Ледовитому океану (Синташта, Берсуат, Тобол, Иртыш). На западе через притоки Суундук, Большая Караганка они наполняют реку Урал, текущую к Каспийскому морю. Перед нами нерасчленённый водораздел сибирских и европейских рек – связующее звено Европы и Азии. Очень мощный образ. Всё соединяет вода.
Природоведы насчитали в Аркаимской долине 730 видов высших сосудистых растений, тогда как в степном заповеднике Оренбуржья с его колоссальной территорией – 300 видов. Аркаим находится в особой экосистеме, которая объединяет в себе Европу и Азию, Север и Юг: здесь и растительные виды из пустынь Казахстана, и полярные виды, которые заходят по Уральскому горному хребту. И нет ничего удивительного в том, что именно здесь вспыхнула культура Аркаима, – таковы природные и энергетические составляющие этой местности.
– После православных святынь Аркаим – одно из самых посещаемых мистиками мест в России.
– Людям хочется прикоснуться к тем временам, когда человек не мыслил себя отдельно от космоса. Взгляните на планировку этих городищ: круг, квадрат, овал, яйцо… Это же модели Вселенной! Чтобы создать себе жилище, человеку нужно было поместить дом в мироздание. Копируя Вселенную, как он её представлял, тем самым человек приглашал к себе домой богов. Я не мифолог, я археолог, вещевед, и для меня, когда я столкнулся с Аркаимом, всё это было измышлениями современных культурологов, которые фантазируют с позиции сегодняшнего умозрения. Но, проработав несколько десятилетий с находками Синташты и Аркаима, читая древние тексты, я понимаю: геометрические модели отражают мир, присущий древним. В Аркаиме всё проникнуто духовностью. Что означает его круговая планировка? Круг времени. Стена всякого дома является стеной другого дома: каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую.
– Похоже на циферблат часов! Непрерывность времени, вечность…
– В текстах «Ригведы» и «Авесты» мы видим отражение аркаимской архитектуры, планировочных решений. Например, в «Ригведе» слово «дом» почти не употребляется в единственном числе, будто «вилы», «грабли», «штаны» – в Аркаиме дом отдельно существовать не мог. Круговая планировка символизирует колесо со спицами. И солнце. Приглядитесь: внешний круг домов разбит на четыре сектора поперечными стенами, четырьмя входами – это навевает свастический образ. Свастикой насыщены украшения и керамика аркаимцев. Символ солнца, символ добра. К сожалению, он украден нацистами. Вместо того чтобы вернуть его своей цивилизации, мы сегодня ассоциируем его с идеями фашизма.
Страна городов представляет собой цивилизацию, которую можно назвать как протогородской, так и сверхгородской. Нельзя сказать, что из такого «города» вырос современный город. Эта культура – отдельная ветвь цивилизационного развития. Городища строились по заранее продуманному плану – сразу и с нуля. Сотни человек собирались в «чистом поле» на маленькой площади в несколько гектаров и воздвигали свой общий дом. Рядом всегда была гора, с которой открывается красивейший вид на степные просторы.
Справка АН
Аркаим – это 66–67 жилищ, из которых раскопано 29. Во внешнем кольце – 39–40 домов, во внутреннем – 27. Площадь одного – от 110 до 180 кв. метров. Ширина – 6–8 м, длина – до 20 метров. Здесь мог проживать семейный клан до 60 человек.
Стены делались из дерева, камня, глины, грунта. Внешняя стена «города» имела высоту 3, 5 м и диаметр 145 метров. Центральная площадь была почти прямоугольной, 25 на 27 м, углы направлены по четырём сторонам света. Квадрат, вписанный в круг (или наоборот), представляет собой индоарийскую мандалу – священный знак, обозначающий Вселенную. По-видимому, аркаимцы считали свой «город» центром мироздания.
Помимо функции храма-обсерватории Аркаим также выполнял функцию крепости, убежища. Тот вход во внешней стене, что казался главным, вёл незваного гостя не в «город», а в лабиринт, делая врага уязвимым для атаки сверху, со стен.
- ВЫ ВЫСКАЗЫВАЛИ предположение, что, прежде чем попасть в сакральный центр Аркаима, во внутренний круг домов, человек должен был сперва обогнуть его по круговой улице – из ритуально-мистических соображений. Человек как бы выписывал спираль. Здесь угадывается модель нашей спиралевидной галактики – Млечного Пути. В тогдашних условиях астрономически определить структуру галактики было невозможно. Это интуитивное знание или?.. Вспоминается фильм «Прометей», где праиндоевропейский язык оказывается языком инопланетян.
– Нельзя всё объяснить с позиции сегодняшнего дня. Мы смотрим в глубину тысячелетий глазами современного человека, предельно рационального, и не можем вникнуть в систему мышления древних. Какие-то явления прошлого кажутся необъяснимыми, нечеловеческими, и тогда в воображении возникают инопланетные образы…
Что касается астрономии, то само расположение и планировка городища обу- словлены ею. Аркаим – это храм-обсерватория, построенная в соответствии с пригоризонтной астрономией, чтобы наблюдать за восходами и закатами Солнца и Луны в переломные моменты годовых циклов (дни солнцестояния, равноденствия и так далее). Планировка поселений всегда осуществлялась в зависимости от окружающего ландшафта, была ориентирована по азимутам важнейших астрономических событий – эти небесные события совмещались с ландшафтным контуром. Городище как бы вписывали во Вселенную. Земля и небо зеркально соответствовали друг другу. На небе всегда порядок – и этот порядок древние хотели перенести в свою жизнь. Астрономия для них была неотделима от каждодневной реальности, когда практика и мистические верования составляли неразрывное целое.
Современный горожанин выселил Бога в храмы, а тогдашний человек ощущал присутствие богов повсюду. Его интерес к природе первичен и колоссален. В своей увлечённости небом каждый древний – это астроном. Электрических фонарей, извините, не было, и потому огромную часть времени человек проводил под тёмным небесным куполом.
– Да и сейчас над Аркаимом – из-за его удалённости от больших населённых пунктов – звёзды очень яркие и крупные, их множество, и чётко просматривается звёздная «дорога» Млечного Пути. Современному человеку, чтобы попасть в космос, нужен космический корабль, а древние и без того ощущали себя в космосе.
Пример для Сколково
– А что можно сказать о технологических достижениях этой цивилизации?
– Именно здесь, на Синташте, обнаружена древнейшая колесница, которая датируется рубежом второго и третьего тысячелетий до н.э. Мы утратили способность удивляться. Подумаешь, какая-то колесница, – у нас самолёты летают! А между тем на протяжении почти всей своей истории человек перемещался на длительные расстояния со скоростью пешехода – пять километров в час. Человечество освоило жилое пространство всего земного шара, но пешком. Только представьте, как сильно люди были ограничены в передвижении. Колесо изобрели в Египте в VII тысячелетии до н.э., и почти тогда же оно было изобретено здесь, в степи. Но это сплошное деревянное колесо для телеги, в которую запрягался кастрированный бык. Жизнь человека тем самым частично упростилась, но скорость передвижения оставалась той же. Для освоения пространства колесо само по себе ничего не дало. И только лёгкая колесница, со спицами, с лошадью в упряжке, открыла человеку пространство. Это неповторимо! Это кардинальная перемена в возможностях человека и его психологии! На колесницах потомки жителей Страны городов открыли для себя и всего человечества того времени огромные евразийские пространства, появились в Средиземноморье, Месопотамии, Египте (нашествие гиксосов).
На месте Синташты сегодня мог бы стоять памятник великому изобретению человечества – колеснице и её безымянным создателям. Этим актом мы подчеркнули бы историческую значимость российского пространства.
– Вы уже сказали, что Страна городов – одна из древнейших индоевропейских цивилизаций. Она была среди них самой развитой?
– Я предпочитаю быть осторожным со словом «самый». Безусловно, она была достаточно развитой по тогдашним меркам. Страна городов дала начало евразийской металлургической провинции, наиболее передовой для своего времени. В Египте в это время был ещё только медный век, а в Аркаиме – уже бронзовый. Чтобы расплавить руду, аркаимцы использовали уникальные печи, которые воздуходувным каналом соединялись с колодцами. Мы экспериментировали на месте – это работает. Видимо, так и появился арийский миф о рождении Агни, бога огня, из воды. Казалось бы, огонь из воды – как это возможно? А вот, пожалуйста. Рождаясь в колодце, Агни раздувает жар невиданной силы и превращает каменья в жидкий поток металла. Урок веры в миф, если хотите. Производство и магический ритуал как единое целое.
Кстати, большое количество колодцев в домах и обилие останков животных внизу, на доньях, порождают гипотезу: а не производили ли аркаимцы газ посредством утраченной нами технологии? Она зафиксирована в текстах и графике Древнего Китая. Между прочим, ямные газогенераторы используются в хозяйствах и в настоящее время – экологически чистые технологии.
– Что насчёт творчества? Украшения и орнаменты – это понятно, а обнаружены ли изображения людей, зверей?
– И да и нет. Есть случайные находки в пределах распространения этой цивилизации, чудесные скульптурные изображения: человек, смотрящий в небо; человек с сократовской улыбкой; топор из Тургая со скульптурным изображением головы, где очень рельефно и выразительно переданы черты лица. Мы не знаем наверняка, какой цивилизации они принадлежали. Почему изобразительное искусство не обнаружено здесь в массовом порядке? Скорее всего, жители Страны городов прятали изображения своих богов. Известно, что в арийском Иране до появления монументальной скульптуры создавались небольшие изображения – и помещались в тайники.
– Далёкое прошлое представляется пасторальным и уютным. А вот Герман в фильме «Трудно быть богом» показал Средневековье во всей красе: плюются, сморкаются, ходят под себя, прошу прощения… Аркаим в этом смысле лучше Средневековья?
– Несомненно. Средневековые города действительно были очень тесными, грязными и зловонными – неслучайно аристократия предпочитала жить подальше от них. Достаточно вспомнить, как содержимое ночного горшка версальской королевы выбрасывали из окон дворца. Современному унитазу со смывочной системой чуть более века, поэтому странно искать его в Аркаиме. Однако туалеты здесь были продуманными: зафиксированы туалетные ямки, сток из которых вёл в ливневую канализацию, дождь всё вымывал. Функцию очистных сооружений выполняли сточные ямы, углублённые до мокрого песка с галькой.
– Что практиковали аркаимцы – моногамию или многожёнство с многомужеством?
– Скорее всего, моногамию. Но, зная историю древних народов, можно предположить, что браки расторгались довольно легко.
– А людоедство они не практиковали?
– Ну что вы, нет. На это ничто не указывает. Комфортные условия аркаимского быта и развитое хозяйство совсем не способствовали крайним проявлениям человеческого существа как всеядного животного.
– Отдельный интерес представляют ритуалы аркаимцев на могилах: они проводились строго до тех пор, пока не истлевали мягкие ткани. Один из главных страхов современного человечества, отображаемый в ужастиках, – это зомби-апокалипсис: трупы, которые не сгнили, встают на ноги и жрут людей. Этот страх был присущ человеку уже тогда?
– Безусловно! Если мы возьмём самые ранние погребения (неандертальские), то увидим, что, с одной стороны, человек сочувствует умершему, жалеет его, оставляет ему кусок мамонтины, а с другой стороны – он его боится, заваливает могилу камнями. В этнографии есть примеры повторного убийства, когда «убивали» уже мёртвое тело «на всякий случай». Этот страх перед умершими сопутствует нам до сих пор.
– В Аркаиме обнаружены захоронения мужчин в женских платьях и украшениях…
– А рядом с женщиной, наоборот, могли положить топор. Не думаю, что это указывает на однополые отношения. Скорее на то, что женщина в обществе и ритуальной практике играла особую роль. И, если мужчина хотел быть жрецом и понять божественный смысл, он мог его постигнуть через соединение мужского и женского начал.
– Почему жители Страны городов покинули её?
– Известно, что местный климат времени Аркаима был близок к нынешнему. Можно назвать его климатом рискованного хозяйствования. Здесь хорошие условия для скотоводов, но оседлое скотоводство требует земледельческой подпитки, которая была далеко не стабильной. Степь в эпоху бронзы не выдержала испытание цивилизацией.
– Однажды вы написали, что Страна городов – это послание из прошлого в будущее…
– Любое прошлое есть послание в будущее. Оно в достижениях каждого поколения и в духовной, и в материальной сферах, и, если хотите, в геноме человека. Есть афоризм: будущее в прошлом. Нужны ли нашей самонадеянной и суетной цивилизации глобальные знания, накопленные тысячелетиями с каждым поколением, ушедшим в небытие?..