В начале октября в России традиционно отмечается День пожилого человека. Как ни печально, по отношению к самим «виновникам торжества» эта дата чаще всего проявляет себя разве что многочисленными концертами и прочими «поздравительными» мероприятиями. Между тем, по мнению экспертов, сегодня куда нужнее не концерты, а внятная государственная концепция поддержки пожилых граждан, благодаря которой отношение к зрелому возрасту как к «периоду дожития» постепенно уходило бы в прошлое. «Аргументы недели» выясняли, что нужно для появления такой стратегии и какие шаги в этом направлении сделаны на сегодняшний день.
УТВЕРЖДЕНИЕ о том, что население России стремительно стареет, уже давно не подлежит сомнению. Так, в 2015 году число граждан, перешагнувших границы трудоспособного возраста, составляло 412 человек на 1 тыс. населения, тогда как в 2007-м этот показатель был почти на 25% ниже (330 человек на 1 тыс. населения). По имеющимся прогнозам, дальше будет только хуже: к 2026 г. число граждан пенсионного возраста может достичь 40 млн человек. Одновременно с этим нетрудно заметить, что отношение общества и государства к людям «серебряного возраста» беспроблемным не назовёшь. В частности, как утверждают специалисты, существенных доработок требует система так называемой гериатрической помощи (гериатрия – раздел медицины, занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста. – Прим. «АН»).
«Формально система гериатрической помощи в России существует, но по факту её всё равно что нет, – говорит Павел Воробьёв, заведующий кафедрой геронтологии одного из ведущих российских медицинских вузов. – У нас сделана ставка на существование геронтологов как врачей некоей совершенно отдельной специализации. На мой взгляд, это в корне неправильно. Пожилые люди страдают по большей части теми же недугами, что и все остальные. Все различия состоят в тактике ведения таких больных – вот тут разница действительно есть, и весьма существенная. Поэтому, по моему мнению, нужны не отдельные врачи – необходимо обучать уже работающих докторов, причём всех без исключения, методикам работы именно с пожилыми людьми. Такая практика давно принята во всём мире, но у нас система подобного обучения практически отсутствует. Отсюда и проблемы».
От передовых достижений мировой практики Россия отстаёт и по направлению частно-государственного партнёрства в социальной сфере. Если во всём мире негосударственные системы социальной поддержки давно и успешно «встроены» в общегосударственный механизм, то в России с этим пока всё довольно непросто. Как признаются непосредственные участники этого пока скромного рынка услуг, отвержения со стороны власть имущих вроде бы нет, однако полноценными игроками на этом поле они себя пока не чувствуют. Кроме того, налаживать контакты с «верхами» в сфере поддержки пожилых граждан сегодня пытаются и некоммерческие организации.При этом государству они себя не противопоставляют и его «заменой» себя не считают – напротив, всячески стремятся к сотрудничеству во имя общих целей.
«На поддержку пожилых людей и, в частности, на содержание стационарных учреждений государство ежегодно тратит огромные деньги, – говорит Александра Кузьмичёва, представитель благотворительного фонда «Старость в радость». – Однако мы, зная, как строится работа на местах, видим, что расходуются эти средства зачастую очень нерационально. Мы бы хотели, используя наши знания и опыт, помочь отладить такую систему, которая работала бы эффективно и бесперебойно. Тогда мы как благотворительная организация с удовольствием занялись бы не решением каждодневных проблем учреждений, что приходится очень часто делать сейчас, а тем, чем нам положено заниматься, – помогали бы в экстренных случаях и организовывали досуг бабушек и дедушек. К счастью, сейчас к нам готовы прислушиваться, мы видим интерес и готовность к сотрудничеству. Очень надеемся, что всё получится».
Таким образом, как видно, система помощи пожилым людям пока похожа на печально известных Лебедя, Рака и Щуку. У каждого «впряжённого» есть своё видение того, куда двигаться (и видение явно правильное со своей позиции), однако грамотного «возчика», который нашёл бы общую дорогу для всех троих и помог по этой дороге проехать, пока не нашлось. При этом очевидно, что в роли такого «возчика» явно должно выступить государство. Остаётся надеяться, что рано или поздно это произойдёт.
Экспертное мнение
Вадим Юрьевич САМОРОДОВ, руководитель программы «Старшее поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко:
– Вопрос качества жизни старшего поколения является комплексным и многогранным, и, для того чтобы что-то изменить, нужно видеть целую экосистему взаимоотношений – семья, соседи, местное сообщество, доступность медицинской помощи и социальных услуг, качество городской среды и так далее. Некоммерческий сектор и гражданская активность – это то, что помогает выстраивать взаимосвязи между частями экосистемы, помочь посмотреть на ситуацию глазами самого человека и найти решения там, где никого нет. Именно благодаря благотворительным программам появляются клубные формы работы с пожилыми, «серебряные волонтёры» и новые услуги в государственных учреждениях. Это позволяет упорно, последовательно и мягко настраивать систему на человека и адаптировать её к конкретным условиям и территории.