Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 38(580) от 28.09.2017 13+

Учёные и «АН» победили «дракона» Фурсенко

Главой РАН стал настоящий физик, а не привластный проходимец

, 21:17 , Обозреватель отдела Наука

Академик Александр Сергеев, директор нижегородского Института прикладной физики РАН, подавляющим большинством голосов был избран новым руководителем научного ареопага страны – Российской академии наук. Теперь его кандидатуру должен утвердить президент Владимир Путин и затем сквозь зубы поздравить правительство, которое на этих выборах отчаянно лоббировало совсем других кандидатов.

Один в поле воин

«Аргументы недели» в своём материале «Кто он – последний негритёнок российской науки?» («АН» №37 от 21.09.2017) подробно рассказывали не только обо всех пяти кандидатах на этот значимый пост, но и о тех административных и финансовых кругах, которые стояли за их спинами. По нашей информации, должен был победить либо один из кандидатов от «партии власти» (академики Владислав Панченко и Геннадий Красников), либо выборы будут признаны несостоявшимися. Членам Общего собрания РАН, которые должны были отдать свой голос, теми или иными способами намекали, как правильно им распорядиться. Прогосударственные СМИ всячески пропагандировали «нужный» чиновникам, а не фундаментальной науке результат. После выхода материала в «АН» и его публикации на сайте РАН на редакцию обрушилась лавина звонков от учёных, которые благодарили нас за поддержку. В итоге в результате тайного голосования в первом туре Панченко и Красников получили 204 и 269 голосов соответственно. И выбыли из дальнейшей гонки. Во время оглашения этих результатов глава Курчатовского института Михаил Ковальчук (он считается лоббистом Панченко) помрачнел.

Во второй тур вышли два кандидата, члены неформального оппозиционного академического клуба «1 июля», академики и настоящие учёные Роберт Нигматулин (набрал 276 голосов) и Александр Сергеев (681 голос).

Как говорят правительственные источники, за первым туром в режиме реального времени следил правительственный «смотрящий» за наукой Аркадий Дворкович, который сразу доложил о конфузе советнику президента по науке Андрею Фурсенко и своему шефу Дмитрию Медведеву. В белодомовских кабинетах началась паника: решали, под каким предлогом сорвать второй тур и законсервировать ситуацию «до после» мартовских выборов президента страны.

Однако в «другой башне Кремля» – администрации президента – также внимательно следили за ситуацией. И после доклада Самому последовал приказ «Не вмешиваться!». В результате за Александра Сергеева отдали свой голос 1045 академиков РАН. За Роберта Нигматулина – 412. Всего было признано действительными 1457 бюллетеней. После объявления итогов большой конференц-зал РАН огласили дружные аплодисменты.

– Сергеев крайне неудобный и в хорошем смысле недоговороспособный собеседник для недоучек из правительства. У него есть известное в научном мире имя и есть чёткая и самостоятельная программа по выводу академии из того кризиса, в который её загнали фурсенки и ковальчуки. Например, во время встречи с президентом Путиным (а отныне по должности они будут встречаться часто) он планирует настаивать на изменении статуса РАН. Сейчас это ФГУП – уровень какого-то ЖЭКа. Причём, когда Путин встречался с нами (академиками РАН. – Ред.), он допускал изменения ФЗ №253 (закон «О Российской академии наук» от 27.09.2013 – Ред.) в этой части. Так что я надеюсь, уже в эту сессию в Госдуму поступят такие поправки в закон о РАН. Второе. Сергеев чётко и в конкретных цифрах назвал источники дополнительного финансирования фундаментальной науки и научных исследований. То есть сакраментальное: «Денег нет. Но вы держитесь!» больше не сработает. Третье. По моей информации, президент страны чётко осознаёт, что в нынешней геополитической ситуации надо менять приоритеты с «общества потребления» на «общество творцов и исследователей». А это невозможно сделать, пока фурсенки определяют вектор научного развития страны. Поэтому, вероятно, Сергееву поступит предложение стать новым советником по науке, взамен окончательно дискредитирующего себя Андрея Фурсенко. А это совершенно другой уровень в нашей иерархии, – заявил «АН» один из академиков, попросивший не называть его имени («Не хочу подставлять своими словами нового президента»).

По словам других источников в академии, вопрос с увольнением, а точнее, позорной отставкой злого демона российской науки Фурсенко практически решён. Если у него остались «нейтрино» совести, должен уйти сам: надоел всем до смерти! Вопрос лишь в том – согласится ли новый президент РАН на эту расстрельную должность? Пока в кругу друзей он отшучивается: «Неприятности надо решать по мере их поступления».

Жирные коты должны делиться

Самая большая проблема для него – поиски финансирования большой науки. Сейчас на «фундаменталку» деньги идут фактически из трёх источников: финансирование научных исследований по линии ФАНО и государственных научных фондов и средства, выделяемые президиумом РАН. Суммы в общей сложности смешные – они не дотягивают даже до объёмов финансирования одного американского или китайского университета.

В своей предвыборной речи академик Александр Сергеев поставил печальный диагноз: «Наука попала в своеобразную долину смерти. Государство уже не могло финансировать её в тех объёмах, в каких финансировал СССР. А промышленность, по существу, так и не начала финансировать. Проблема в том, что в основном в науку вкладываются высокотехнологические экономики. А наша экономика в основном сырьевая. Поэтому, естественно, по законам капиталистической экономики вкладываться в науку, чтобы получить быструю прибыль, ей не очень нужно».

– Считаю необходимым создание фонда инструментализации российской науки. По нашим с коллегами оценкам, такой фонд должен составлять около 30 миллиардов рублей в год, это не так много. И можно было бы сказать, чтобы государство дало эти деньги. Но я считаю политически правильным, чтобы этот фонд был образован за счёт налога на прибыль наших сырьевых корпораций и госкомпаний. Ведь те богатства и доходы, которые они сейчас имеют, вообще говоря, добыты трудом наших учёных.

Коллеги, у меня в программе написаны мои представления о том, как должен быть устроен фронт фундаментальных исследований. Это три уровня. Уровень понимания – сплошной, уровень конкурентности – фрагментированный и третий – уровень лидерства. По нашим оценкам, чтобы все эти уровни профинансировать, необходимо около 60 миллиардов рублей в год. Меня спрашивают: «Вот ты говоришь про деньги, а откуда деньги взять?» Коллеги, из-за невыполнения 599-го указа президента («О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». – Ред.) в этом году наша фундаментальная наука недополучит 80 миллиардов рублей. Поэтому на вопрос «где взять деньги?» ответ совершенно понятен. Надо выполнять указы президента! – считает избранный глава РАН.

Разумные предложения учёного по экспроприации небольшой части финансового жирка у сырьевых компаний и его желание заставить Минфин «выполнять указы» главы государства сразу вызвали ропот среди этих экспроприаторов национального богатства страны. По данным «АН», в ряде частных и окологосударственных добывающих компаний уже прошли закрытые совещания по выработке мер рекламного и административного противодействия планам академика Сергеева. Источники в Минфине и Минэкономразвития также в один голос утверждают, что там готовятся доклады первому лицу о невозможности и нецелесообразности дополнительного финансирования российской науки.

Злые языки также говорят, что Владимира Путина со всех сторон уговаривают не утверждать Александра Сергеева на пост, а некие «ведомства» вроде бы собираются искать на него компромат. Фактически вновь сталкивают лбами президента с российским научным сообществом. В преддверии мартовских выборов это очень напоминает предательство и измену.

Редакция «Аргументов недели» желает Александру Михайловичу Сергееву терпения и успехов на новом посту во славу России. Интервью с президентом РАН читайте в ближайших номерах «АН».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram