> Ураган «Матильда»: буря в стакане с царской кровью - Аргументы Недели

//Общество 13+

Ураган «Матильда»: буря в стакане с царской кровью

№  () от 27 сентября 2017 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]

Фото А. Коротаев / ТАСС

Словно снежный ком нарастали шум и уголовные разборки в связи с предстоящей премьерой самой скандальной киноленты всех времён и народов. «АН», как правило, стараются не участвовать в подобного рода дискуссиях, которые поначалу представляют из себя полную хрень. Но когда молчать становится неприлично, остаётся взглянуть на «хрень» с неожиданной стороны: предположить, что фильм – лишь внешнее проявление сложной политической многоходовки, которые иной раз случаются в загадочно-безалаберной российской внутренней политике.

НАЧНЁМ с цитаты из булгаковского «Мастера и Маргариты». Один из центральных персонажей романа Коровьев говорит Маргарите, что Сатана избрал её королевой бала, поскольку она королевских кровей. И пояснил: «Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами. Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что её прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам».

Точно так же один из российских царей (конкретно Николай II) очень удивился бы, узнав, что его прелестная праправнучка в первой четверти XXI века тоже станет балериной в, по сути, императорском Большом театре…

Чтобы обострить интригу и доказать, что история с Матильдой вовсе не «хрень собачья», оттолкнёмся от Михаила Булгакова и сообщим, что в труппу Большого театра только что принята балерина из Питера, которая… Впрочем, лучше начать с событий почти 125-летней давности.

Будущая балерина Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов Императорского Мариинского театра. У Матильды были сестра Юлия и брат Иосиф Кшесинский. Запомним его – он стал танцовщиком и балетмейстером. Умер в 1942 году, не пережив ужасов блокады Ленинграда. Иосиф – первый хранитель тайны своей сестры Матильды. Тайна вот какая. О ней рассказал Валентин Бобров, член Санкт-Петербургского общества творческих музейных работников.

Дача Матильды Кшесинской соседствовала с императорским Константиновским дворцом в Стрельне. Сегодня и то и другое входит в огромный охраняемый комплекс «Константиновский дворец». Как пишет г‑н Бобров, «в сентябре 1910 года император проживал в Константиновском дворце без семьи. Матильда Кшесинская всю осень 1910-го и зиму 1911 года в основном провела там, на даче в Стрельне, редко появляясь в столице. А весной и летом (до июля 1911 года) балерина вообще исчезает из поля зрения светского общества Санкт-Петербурга. В это время она жила в имении родственников своей подруги в Тверской губернии. Имение принадлежало дворянам Севенардам, именно тогда в первый раз пересеклись пути двух фамилий: Кшесинских и Севенардов.

Здесь же жил её брат Иосиф Кшесинский со своей молодой женой. Они возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре 1911 года с девочкой Целиной. Рождённый в июне ребёнок записывается не за Матильдой, а за молодой женой её брата Иосифа и получает фамилию брата: Кшесинская. На уникальных плёнках 1914 года сохранились кадры, где маленькой трёхлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются в соответствии со строгим этикетом того времени царские почести». Когда Матильда уехала от большевиков за границу, Целина, как две капли воды похожая на Матильду, осталась с Иосифом в России. Ранее сестра Матильды Юлия сочеталась браком с адъютантом Николая II. А саму Матильду выдали замуж за великого князя Андрея Романова.

Таким образом, нет сомнений, что у Николая II была дочь Целина, которую удалось спрятать от большевиков. Сделал это Иосиф Кшесинский. Целина тоже стала балериной в Мариинке и вышла замуж за Константина Севенарда, советского инженера-гидростроителя, потомка старого французского дворянского рода. Напомним, что именно в тверском имении родителей Константина Матильда Кшесинская и разрешилась от бремени. Так что муж Целины прекрасно знал, чья она дочь.

Идём дальше. Начинается самое интересное. В семье Целины и Константина родились трое детей – среди них сын Юрий Севенард. Его имя хорошо известно уже и нам. Он знаменитый гидростроитель. Перечислять его дела не хватит бумаги. Строил защитную дамбу в Питере, был депутатом Госдумы. Имеет двоих сыновей. В 1967 году родился Константин, названный в честь деда, мужа Целины Кшесинской. Именно Константин стал внимательно изучать историю своей семьи и практически доказал, что его прабабушка – Матильда Кшесинская фактически была женой российского императора в так называемом морганатическом браке. И он недалеко ушёл от своего венценосного предка – является депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Но перейдём к финальной части этой истории. Вот что пишет пресса: «На днях дочь Константина Севенарда, выпускница Академии русского балета имени Вагановой Элеонора Севенард, была принята в балетную труппу Большого театра». Круг замкнулся.

Проще всего объяснить такой ход событий причудливой тасовкой колоды карт, как говорил персонаж Михаила Булгакова. Но что-то подсказывает, что в делах небесных случайностей не бывает, мы наблюдаем «игру вдолгую». Неслучайно и обострение за последние годы темы возврата к самодержавию. Нынешняя политическая система России, основанная на бесконечных выборах и подготовке к ним, нравится не всем. Так что «Матильда» и агрессивная защита имени Николая II, причисленного к лику святых, оказалась как нельзя кстати. Очень похоже на прививку по принуждению к любви к бывшим и будущим императорам.

На наших глазах сам собой разрешается и спор о законных наследниках последнего российского императора. Среди них мужчины и женщины – осталось провести генетическую экспертизу, и всё: готовь общественное мнение – кому быть русским царём. Хорош английский принц Гарри. Но свой кандидат лучше – холостой мужчина, которого любит вся страна. Называть его имя не будем. Оно и так всем известно.

Андрей УГЛАНОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте