Сторожа погоды
№ () от 20 сентября 2017 [ «Аргументы Недели » ]
Гидрометцентр России справляет юбилей, в 2017 г. ему исполнится 25 лет. Последние два десятилетия в области наблюдения за погодой наша страна была не на первых ролях, но ситуация поправляется.
В НАЧАЛЕ 1990-х гг. государство настолько забросило синоптиков, что в РФ появились территории, за которыми они не наблюдали вообще. «До сих пор учёные плохо знают, как меняется погода на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Мало данных об Арктике», – рассказывает завлабораторией климатологии Института географии РАН А. Шмакин.
Виной тому резкое сокращение сети метеостанций. В конце 1980-х гг. из-за нехватки средств закрыли четверть пунктов наблюдения. В 1990-х гг. исчезли ещё 15% станций. Сейчас осталось около 3 тыс., включая 49 труднодоступных в суровом северном климате. Для сравнения: до революции в Российской империи действовало более 1 тыс. пунктов исследования погоды. К тому же на сохранившихся станциях порядком износилось и устарело оборудование, выработавшее ресурс в 2–3 раза.
Государство десятилетиями не давало денег на обновление. Дело сдвинулось только в последние три года, когда постепенно подтянулось госфинансирование. В прошлом году открытая (несекретная) часть бюджета Гидрометцентра достигла 15 млрд рублей.
Появились деньги, пошло обновление. Самым серьёзным прорывом стало строительство нового суперкомпьютера в Главном вычислительном центре Росгидромета. Он позволил улучшить масштаб моделирования глобальных атмосферных потоков со 150 до 40 километров. Синоптики научились точно предсказывать грозы и туманы. Хотя, чтобы достичь мирового уровня, мощность вычислительной машины нужно увеличить ещё в 20 раз.
Второе достижение: после 15-летнего перерыва у России вновь появилась дрейфующая станция в Арктике. Правда, пока только одна. Также завершилось обновление оборудования на метеостанциях. На всех двух тысячах пунктов старые приборы поменяли на автоматические комплексы наблюдений, которые, кстати, выпускают в Новосибирске. Каждый комплекс обходится в 1, 5–3 млн руб., зато такая техника позволяет снимать данные постоянно, а не один раз в три часа, как при ручных измерениях.
Оборудование – не всё. Как объясняют в Гидрометцентре, в ближайших планах – обеспечить нормальный уровень наблюдений за погодой, для этого добавить в сеть ещё 300–400 метеостанций. В принципе, чтобы достичь оптимальных показателей, их число нужно удвоить. Второе направление – метеорологический флот. Без него нельзя изучать арктический климат или исследовать океан. На бумаге в подчинении Росгидромета более 100 судов. На деле часть давно вышла из строя, оставшиеся порой используют неизвестно как. Скажем, Мурманское отделение 14 лет незаконно сдавало в аренду судно «Профессор Молчанов». Вместо того чтобы заниматься исследованиями, корабль катал туристов. В итоге завели уголовное дело, корабль вернулся в состав научного флота. Сейчас новые суда строятся, хотя и медленно. Главное достижение тут – со стапелей наконец сошёл первый корабль океанского класса «Академик Трешников».
Третья проблема синоптиков – спутники. Без них никуда, из космоса изучают атмосферные фронты, подсчитывают масштаб засух, отслеживают очаги пожаров. Печальный факт: к началу нулевых годов метеоспутников у РФ вообще не осталось. Только в 2011 г. с Байконура наконец запустили новый аппарат «Электро-Л», в целом в планах Росгидромета ещё 13 метеоспутников. В общем после 25-летнего застоя дело пошло в гору. Правда, чтобы Россия вернула былые позиции на мировых метеорологических фронтах, предстоит немало работы.