> Арифметика пожара - Аргументы Недели

//Общество 13+

Арифметика пожара

№  () от 20 сентября 2017 [ «Аргументы Недели » ]

21 августа в районе пл. Театральной в Ростове загорелось сразу несколько домов. Огнем было полностью уничтожено 118 домов, в которых проживало 218 семей, за помощью к медикам обратилось 45 человек. Один человек погиб. Нанесенный ущерб исчисляется несколькими миллиардами рублей.

Каковы причины этой ситуации? Почему через два часа с момента возгорания площадь пожара увеличилась с 600 до 5000 квадратных метров, а в следующие полтора часа – уже до 10000 квадратных метра?

По версии МЧС России во всем виноват сильный ветер. Действительно, и он тоже был, что не редкость для этой местности, но не был единственной и главной проблемой.

Произошедшее - результат реформ, проведенных в последнее время в МЧС России. Дело в том, что реальные цифры разрушительных последствий уже несколько лет скрываются как от населения, так и от руководства страны. И мы хотя бы немного приоткроем тайны «мчсовского» двора на примере масштабного пожара в Ростовской области. 

Итак, что из себя представляет место пожара, крупнейшего за всю историю центрального района Ростова-на-Дону? Район, называемый в народе «Говнярка», относится к самым колоритным местам Ростова-на-Дону. Кривые улицы, нет и намека на асфальт, ко многим домам не подведены водоснабжение и канализация. От окрестностей Театральной площади «Говнярка» спускается практически до Дона. Как и во многих других местах старого Ростова, для здешней архитектуры существует закономерность: чем ниже - тем хуже. Нижние улицы «Говнярки» труднодоступны для проезда любого транспорта - как полицейских машин, так и пожарной техники, и машин скорой помощи.

По данным МЧС, в тушении пожара в районе «Говнярки» принимало участие 32 единицы техники и 139 человек Ростовского (местного) пожарно-спасательного гарнизона МЧС. Кроме того, к пожаротушению были привлечены и скоростной пожарный катер КС-110, и авиация, и пожарная техника и личный состав других подразделений МЧС, но о них позже, самое важное -  разобраться, кто на самом деле эти 139 человек.

Из 32 единиц техники, по докладам МЧС, была задействована 21 пожарная автоцистерна и 1 насосно-рукавный автомобиль. 

Пожарная автоцистерна – это не просто бочка с водой, какие мы часто видим на улицах, а автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения средств тушения пожара и средствами их подачи, а также предназначен для доставки к месту пожара личного состава. Пожарные автоцистерны используются в качестве самостоятельных боевых единиц с подачей воды как из собственной цистерны, так и из открытого водоема или водопроводной сети. Личный состав такой пожарной боевой машины по нормативам составляет 6 человек, включая водителя. 

Насосно-рукавный автомобиль - пожарная машина, отличающаяся от автоцистерны тем, что цистерны у него нет, личный состав (в зависимости от спецификации) – до 7-10 человек. 

Интересная получается арифметика. 

21 автоцистерна х 6 человек боевого расчета на каждую машину = 126 человек личного состава + 1 насосно-рукавный автомобиль - 7 человек личного состава. Итого - 133 человека, если предположить, что боевые расчеты автоцистерн и насосно-рукавного автомобиля были полностью укомплектованы. 

Это почти не отличается от цифры, данной МЧС, если бы не одно «но». Мы посчитали, что на 22 единицах техники должно работать 133 человека. МЧС говорит, что в боевом расчете находилось 139 человек и 32 единицы техники. Получается, что 10 единиц техники ехали сами по себе? Или все же в машинах был некомплект боевых расчетов?

А теперь посмотрим, как дела обстояли на самом деле. 

 

Эта фотография с места тушения пожара в Центральном районе города Ростов-на-Дону как нельзя лучше подтверждает реальное положение дел в МЧС. 

По свидетельству очевидцев, сразу на место пожара приехало две пожарные автоцистерны и 5 человек пожарных. А вот это уже реальные цифры. На одной машине вместо 6 человек – 3. На второй – 2. 

При этом из 5 человек собственно пожарные только 3, остальные – это водители, которые должны управлять механизмами пожарной автоцистерны. Таким образом, на тушение пожара площадью 600 квадратных метров машины приехал «воздух» - всего лишь 3 пожарных вместо 10 человек полноценного боевого расчета. 

Через полчаса с момента начала пожара дополнительно приехало 14 единиц техники, включая 8 пожарных автоцистерн. По официальным данным МЧС на этих 14 единицах техники приехало всего лишь 43 человека. Это означает, что приехали недоукомплектованные боевые расчеты, в противном случае только на 8 автоцистернах должны были прибыть к месту тушения пожара 48 пожарных. 

Площадь возгорания к моменту прибытия этих мизерных сил составляла уже 4000 квадратных метра, при этом пожарным необходимо было не только заниматься борьбой с огнем, но и эвакуацией людей, материальных ценностей и припаркованных автомобилей.

Начальник Южного регионального центра МЧС Одер сообщил, что в тушении пожара было задействовано 2 тысячи человек, 212 единиц техники, в том числе 7 вертолетов. Кто же все эти тысячи людей и сотни единиц техники? А это – полицейские, муниципальные рабочие, военные, гвардейцы Росгвардии. То же самое и с техникой.

На самом деле, вызывает вопросы не общее количество задействованных на пожаре. Это нормальная практика, когда в оперативном штабе пожаротушения присутствуют представители всех силовых ведомств, медики, представители местной и региональной власти. Все они при этом выполняют функции в рамках своих ведомственных полномочий. Проблема в том, что катастрофическая нехватка пожарных заставила пойти тушить и полицейских, и муниципальных рабочих, и военных. И самих жителей, которые были вынуждены отстаивать свои дома от огня самостоятельно. Без соответствующей подготовки и практики, без соответствующей экипировки и каких-либо средств защиты.

Результат себя не заставил ждать - по словам ростовского министра здравоохранения, «госпитализация потребовалась семерым — их отвезли в БСМП-2. Трое полицейских отравились угарным газом, одного сотрудника МВД доставили в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой. Еще троих привезли к врачам с ожогами 15%, 7% и 5% поверхности тела».

 

По невероятному стечению обстоятельств повезло, и пострадавших оказалось не так много, как могло бы быть. 

Самое время задать вопрос: а техника? С людьми – все понятно, приехало вдвое, если не втрое меньшее количество пожарных, чем должно было быть. А достаточное ли количество техники было задействовано? Или правильнее будет спросить: вся ли техника, имеющаяся в парке Федеральной пожарной службы по Ростовской области, была отправлена на пожар в Ростов? Ответ: нет. Может быть, она была задействована на других пожарах? Частично - да, но основная причина -  техника простаивает из-за отсутствия водителей пожарных автомобилей. 

В соответствии со штатным расписанием ФПН по Ростовской области предполагается наличие 169 водителей, в настоящее время в боевых расчетах – чуть более 80 водителей пожарных автомобилей, что практически вдвое меньше положенного. Как результат, всю доступную специальную технику даже не  смогли вывезти из гаражей для использования при тушении пожара в Центральном районе города Ростов-на-Дону. 

Разбираем ростовскую ситуацию далее. 

Для того, чтобы тушить огонь, необходима вода – это очевидный факт. Подача воды осуществляется, в том числе, из водопроводной сети. В Ростове-на-Дону в водопроводной сети давление оказалось очень слабым - менее 1 атмосферы, в то время как для подачи воды на пожарный ствол нужно не менее 3 атмосфер. В результате установка пожарных цистерн для забора воды на пожарные гидранты, расположенные в непосредственной близости от пожара, оказалась бессмысленной, автоцистерны несвоевременно заполнялись водой, образовывался большой промежуток в подаче воды для тушения пожара. Проще говоря, воды в количестве, достаточно для тушения, попросту не оказалось, и останавливать огонь было нечем. 

Конечно, эксплуатация пожарных гидрантов – ответственность местных властей и ОАО ПО «Ростов-Водоканал». Однако проведение проверок на предмет наличия и исправности пожарных гидрантов – это полномочия государственной противопожарной службы МЧС. Но сейчас ГПН МЧС, во-первых, сокращен больше, чем на 60%, во-вторых, ограничен установками центрального аппарата МЧС не пугать бизнес и местные власти излишним вниманием. В итоге, когда по результатам майской проверки ГПН МЧС в городе Ростов-на-Дону был насчитан 221 неисправный пожарный гидрант, ГПН смог отправить только информационные письма о состоянии источников противопожарного водоснабжения главе администрации города Ростов-на-Дону В.В. Кушнареву и генеральному АО «Евразийский» - управляющей организацией ОАО ПО «Ростов-Водоканал» О.Е. Петухову. К административной ответственности привлечен никто не был…  Это строго запрещено приказами центрального аппарата МЧС.

Из-за неисправных пожарных гидрантов или отсутствия таковых пожарные остались без воды. К тушению был привлечен скоростной пожарный катер КС-110, от которого необходимо было развернуть магистральную линию и обеспечить подачу воды на пожарные стволы. Оперативно сделать это не удалось, поскольку охрана порта в течение 30 минут не впускала личный состав для того, чтобы протянуть магистральную линию от катера к пункту заправки водой пожарной техники.

В дополнение к уже работающим на пожаре прибыли: 

через 3 часа с момента начала пожара -  5 пожарных автоцистерн и 16 человек личного состава Таганрогского и Новочеркасского местных пожарно-спасательных гарнизонов. По 3 человека в боевом расчете вместо 6.

через 4 часа с момента начала пожара - 10 пожарных автоцистерн и 34 человека личного состава МЧС Краснодарского края. Снова – в боевом расчете по 3 человека вместо 6.

через 14 часов с момента начала пожара - 7 пожарных автоцистерн и 23 человека личного состава МЧС Ставропольского края. По 3 человека в боевом расчете вместо 6.

Через 15 часов с момента начала пожара - 6 пожарных автоцистерн и 18 человек личного состава МЧС Карачаево-Черкесской республики. По 3 человека в боевом расчете вместо 6.

В общей сложности на мероприятиях по тушению пожара было  задействовано 1987 человек и 212 единиц техники, из них от МЧС – 231 человек и 60 единиц техники. Вот и получается, что из тех 2000 человек, о которых говорил Одер, численность группировки МЧС была чуть более 10%.

Кроме того, было привлечено  7 вертолетов, из них от МЧС – только 1 вертолет Ми-8, остальные – от Росгвардии (2 вертолета Ми-8 и 1 вертолет Ми-26) и от Минобороны  – (2 вертолета Ми-8 и 1 вертолет Ми-26).

 

Кратко резюмируя ростовский пожар: несмотря на заявленную Одером группировку в 2000 человек, профессионально подготовленных и соответственно экипированных сил и средств у МЧС по Ростовской области было в десять раз меньше. Катастрофически мало. Как результат, эффективно бороться с таким сложным и масштабным пожаром при такой нехватке личного состава и пожарной техники для локализации пожара, при отсутствующей подаче воды на пожарные стволы, при блокировке катера в порту у пожарных не было никаких шансов. И когда кто-то их будет обвинять во всех бедах, он просто даже не представляет, насколько те, кто работает в территориальных подразделениях МЧС, задушены инициативами и «реформами» их центрального аппарата.

Удивительно, но главные виновники не только не понесли ответственность, но еще и приобрели «очки» для собственного имиджа. Это – министр МЧС Пучков, его первый заместитель Степанов и статс-секретарь Баженов. 

То, что произошло в Ростовской области – не исключение из правил, а система. Те боевые расчеты, которые прибыли на помощь Ростовскому главку МЧС из Краснодарского края, Ставропольского края и Карачаево-Черкессии, были недоукомплектованы ровно так же, как и боевые расчеты Ростовской области. Ситуация в МЧС одинакова во всех регионах – численность боевых расчетов сокращена в 2-2,5 раза. 

Численность водителей пожарных автомобилей уже сокращена в 2 раза, а сейчас, по приказу Пучкова и Степанова, их вообще уничтожат как класс. Что это означает? Поскольку ни Пучков, ни Степанов, ни Баженов не являются пожарными, опыта у них в делах спасательных и пожарных – ноль. Они считают, что водителем может быть и обычный пожарный. Или наоборот. Если бы это был водитель автобуса, то он, наверное, мог бы «подрабатывать» пожарным, но это не так. Пожарный автомобиль – сложнейший механизм. Чтобы стать профессиональным водителем, нужно пройти специальное обучение и получить практический опыт. Тушить водитель тоже не может. Не потому, что он не хочет стать героем, а потому, что кто-то должен оставаться у машины и управлять механизмами по подаче воды. Или лестницей. Или подъемником. Таким образом, сейчас в составе боевых расчетов автоцистерн выезжают не трое пожарных, а двое пожарных и водитель. На фотографиях ясно видно, что пожарный рукав трудно удержать даже втроем. А ведь параллельно с тушением необходимо заниматься эвакуацией людей и их имущества. Поэтому и тушат всем миром, невзирая на чины и должности. Потому и попадают в больницы, и погибают. 

Но это проблемы сотрудников МЧС «на земле», а мчсовские небожители продолжают их «выстраивать на плацу» и заставлять «чистить зубными щетками туалеты». Все: и Пучков, и Степанов, и Баженов не имеют ни малейшего представления ни о спасении, ни о тушении. Но зато могут поучать, как эффективно экономить на скрепках.

А ведь ровно год назад, на заседании президиума Совета при Президенте РФ Пучков представил доклад о реформе контрольной и надзорной деятельности министерства. Выводы, если коротко, такие: боевые подразделения как были, так и останутся в количестве, установленном недавним указом президента. Сокращения их не коснутся. Солгал министр высшему руководству и лично Президенту страны в полном составе.

Но шила в мешке с пафосными докладами не утаишь, и пожар в Ростовской области убедительно показывает истинное положение дел. 

На самом деле, под прикрытием совершенствования системы, в МЧС разрушается созданная за 20 лет структура, инфраструктура и подходы к предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации и происшествия.

Наиболее активная работа в части оптимизации структуры и численности началась с 2014 года, максимально набрав обороты к 2017 году. 

За три года – 2015, 2016 и 2017 годы было издано более 230 приказов и директив, касающихся организационно-штатной структуры МЧС России (около 10 структурных изменений ежемесячно). 

Пучков оправдывает проводимые сокращения поручениями Президента РФ, Правительства РФ и Минфина, постоянно утверждая, в том числе и на селекторных совещаниях на всю страну, что лично Президент РФ дал указание значительно сократить численность и финансирование фонда оплаты труда МЧС. На первом слайде каждой презентации по очередным сокращениям и экономии – портрет Президента РФ. Таким образом показывается, что все изменения – это не пучковская инициатива, а спущенное сверху указание.

Утверждения министра не имеют никакого отношения к реальности – опять ложь под прикрытием имен высоких руководителей.

Сокращение установленной предельной штатной численности в рамках исполнения поручений и указов Президента Российской Федерации, проводилось только 1 раз,  и предельная штатная численность была сокращена менее, чем на 1% - с 291124 штатных единиц в 2014 году до 288572 штатных единиц в 2016 году. При этом фонд оплаты труда был увеличен на 5% - с 126506,3 млн. рублей в 2014 году до 133540 млн. рублей в 2017 году.

 

 

В 2015 году в МЧС образовалась финансовая «дыра» в размере 3.7 млрд. рублей, причины - многочисленные ошибки в планировании бюджета и выплата Пучковым больших премий (по 20 млн. рублей и более) себе и своим приближенным.

Пытаясь закрыть эту задолженность, Пучков с 2016 года сократил реальные выплаты фонда оплаты труда и денежного довольствия. Провел масштабные сокращения сотрудников во всей системе министерства. 

Не помогло, поскольку проводимые организационно-штатные мероприятия не были правильно просчитаны, и финансово-экономический эффект от изменений был прямо противоположным желаемому – кредиторская задолженность только увеличилась. 

Пытаясь ликвидировать кредиторскую задолженность по заработной плате в размере 4,3 млрд. рублей, только теперь уже за 2016 год, Пучков увеличил количество сокращаемых сотрудников.

Кроме того, во всех учреждениях и организациях МЧС запрещены любые переназначения и передвижения по службе, а также самостоятельный найм новых сотрудников. Все вновь назначаемые или перемещаемые на другие должности сотрудники, вне зависимости от подразделения, региона и должности (от генералов и полковников до уборщиц и электриков) должны проходить через Центральную аттестационную комиссии МЧС, проходящую под председательством лично Пучкова или Степанова. Таким образом, при отсутствии официального запрета на прием новых сотрудников, по факту вся кадровая работа полностью парализована тем, что все назначения любого уровня должны согласовываться лично министром, его первым заместителем и статс-секретарем.

 Таким образом, по состоянию на июнь 2017 года общий некомплект штатной численности МЧС в регионах составляет более 37%-40% от одобренной Правительством РФ численности МЧС. 

Еще в 2015 году, на коллегии МЧС, Пучков, в нарушение действующего законодательства, освободил от проверок ГПН МЧС органы местного самоуправления. 

После этого не нужно удивляться тому, что у нас гектарами выгорают леса,  сотнями выгорают дома, гибнут люди и не работают пожарные гидранты.

Ростовская область – лишь один из многочисленных эпизодов неэффективной деятельности МЧС в регионах. Но прямой вины начальников главков МЧС в том нет. Невозможно потушить пожар на сотни квадратных метров стаканом воды, да и тот нечасто можно попросить из арсенала МЧС. 

В МЧС осталась лишь показуха и работа на имидж министра – формально третьего по эффективности в официальном рейтинге федеральных министров (после Шойгу и Лаврова!), а по сути – циничного чиновника, дискредитирующего успехи тех же Шойгу и Лаврова, подрывающего  веру людей в руководство страны, готового ради власти, спасения своей карьеры и сохранения личного благосостояния уничтожать как систему МЧС в целом, так и судьбы людей по отдельности. 

 

 

 

 

ГБ


Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте