Мусорный ветер мощностью 93 млрд тонн
№ () от 13 сентября 2017 [«Аргументы Недели », Александр ЧУЙКОВ ]
2017 год объявлен в нашей стране Годом экологии. На благие экологические цели федеральный бюджет расщедрился на 76, 5 млрд рублей. Ещё на 194 млрд проведут 234 неких мероприятия. Идёт сплошной информационный треск об одной из гигантских и очень опасных экопроблем – утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО). Проще говоря – нашего с вами мусора. Сейчас в основной массе он просто сваливается на свалки, которые регулярно горят и постоянно воняют. Перерабатывается или сжигается всего около 2% этих отходов. Такой способ уничтожения имеет как своих сторонников, так и противников, вооружённых весомыми аргументами. Между тем в нашей стране уже много лет существует уникальная технология термической переработки ТБО, которая не просто выдаёт дешёвую электро-, тепловую энергию и безопасный строительный материал, но и позволяет уничтожать свалки без остатка и вреда для здоровья населения. Но чиновники предпочитают осваивать сотни миллиардов рублей, покупая за рубежом оборудование, которое категорически не подходит для российских мусорных реалий и попросту травит наш народ…
И воздуха тоже не озонировали
Летом этого года, когда по высочайшему распоряжению В. Путина в один день был закрыт крупнейший и дюже вонючий полигон «Кучино» в подмосковной Балашихе, чиновники всех мастей и уровней с шакальей ретивостью принялись проверять все остальные санкционированные свалки Подмосковья. В итоге их работу парализовали. В садовых товариществах возник «мусорный ветер», распространявшийся во все стороны от переполненных контейнеров, которые не могли вывезти. Дачного воздуха он явно не озонировал. Затем чиновничья прыть пошла на спад, и контейнеры, набитые вперемешку остатками строительного материала, пластиковыми бутылками, ветками кустарников и гниющими продуктами, вновь отправились в путешествие на мусорные поля родины. Дачники вздохнули полной грудью.
А ушлые ребята, вхожие в правительственные кабинеты, принялись с удвоенной энергией лоббировать покупку мусоросжигательных заводов (МСЗ). Причём не на отечественных предприятиях, а у заграничных «коллег», которые объявили нам бойкот из-за Крыма.
– На сегодня из СМИ известно, что дочерняя структура «Ростеха» закупит в Японии пять комплектов оборудования для МСЗ. Цена одного комплекта – порядка 40 миллиардов рублей. 45 миллиардов будет стоить строительство одного завода. И «мелочь» – порядка 50 миллионов – разработка технической документации. Итого – почти 100 миллиардов за одну «штуку». Четыре планируется возвести в Московской области. Общей мощностью 280 МВт. Один в Казани – 55 МВт. Премьер Медведев лично дал добро на это непродуманное и вредное для страны решение, – говорит директор ООО «ТЭПэнерго», инженер-энергетик с шестидесятилетним стажем Владимир ПУРИМ.
Наш мусор – самый мусорный мусор
Почему столь благое дело, как переработка мусора в электричество и тепло, к тому же осенённое самим премьер-министром, какой-то там «Изобретатель СССР», владелец 27 мировых патентов Владимир Пурим называет столь жёсткими словами?
– Любой энергетик знает, что под каждый вид топлива в зависимости от его характеристик – температуры возгорания и догорания, времени горения и т.д. – необходимо конкретное оборудование. Например, для бурого угля это могут быть и колосниковое полотно, и шахтная мельница, и пылеугольная установка. Для газа – горелка. Если мазут – форсунка. А какое оборудование надо подобрать под более чем 1700 различных компонентов, из которых состоит наш российский мусор? Какое топочное устройство надо выбрать? Закупаемое на Западе или Востоке оборудование годится только для их отсортированного, более сухого (влажность у них 7%, у нас 46–50%) мусора. А самое страшное – в российском мусоре содержание хлора – 67%! Что мы выбрасываем? Вся пластмасса, все эти пакетики целлофановые, упаковки для продуктов – это хлор! Пакеты для мусора – тоже хлор! И он нам полностью запрещает мусоросжигание на обычном типовом импортном оборудовании, – объясняет Пурим.
С ним согласен всемирно известный российский энергетик, академик РАН Олег Фаворский: «Без предварительной сортировки наши ТБО нельзя сжигать по тем типовым проектам, по которым они уничтожаются за рубежом. Так как из-за содержания в них хлора и фторосодержащих компонентов наряду с продуктами неполного их сгорания образуются крайне ядовитые вещества».
Печальный опыт наступления на экологические грабли уже был. В начале 70-х годов прошлого века ЦК КПСС приказал тогда ещё сотруднику института «Гипрокоммунэнерго» Владимиру Пуриму купить готовые мусоросжигательные заводы.
– До сих пор упрекаю себя за то, что имел к этому отношение. Но был приказ: «Велосипед не изобретать – купить и установить». Купили оборудование во Франции, в Дании, Германии и Чехословакии. Установили в Москве, Севастополе, Пятигорске, Сочи, Мурманске, Киеве, Харькове, Днепропетровске. Но технология везде была стандартная – одноступенчатое сжигание. В процессе уничтожения мусора эти заводы выбрасывали в атмосферу диоксины и фураны, вызывающие онкологические заболевания. По данным Обнинской лаборатории, которая проверила отходящие газы, содержание вредных веществ превысило более чем в 300 раз предельно допустимую концентрацию (ПДК)! Большая часть заводов была из-за этого и закрыта. А сейчас партия и правительство собираются закупать практически такие же МСЗ. Причём за сумасшедшие деньги, – сетует энергетик.
Справка АН
Сейчас в России накоплено, по разным оценкам, от 40 до 93 млрд т бытового мусора. И это только на санкционированных полигонах ТБО. Каждый год прибавляется по 58 млн т отходов. Территория, которую занимают только официальные мусорные полигоны, – почти 50 тыс. гектаров. По технологии Пурима из 1 т ТБО можно получать по 1000 кВт/ч электроэнергии. Потребление электроэнергии в целом по России в 2016 году составило 1054, 4 млрд кВт/ч.
Ежегодные потери ВВП страны от ухудшения окружающей среды, роста заболеваемости и смертности населения оцениваются в 4–6%. В экологически неблагополучных районах живут более 17 млн человек.
Золотая помойка
После неутешительных результатов, полученных от Обнинской лаборатории, Пурим и его команда крепко задумались: «Что делать?» Собственно, требовалось решить сразу несколько основных проблем.
Первая – при применении традиционных западных технологий к нашему мусору химический (газ) и физический (зола и шлак) недожог составляет 27–29%.То есть образуются и выбрасываются в воздух продукты неполного сгорания. Как известно из школьного курса химии, CO в присутствии хлора (а он образуется при сжигании пластиковой упаковки, которой напичканы наши отходы) даёт фосген – боевое отравляющее вещество. А также те самые провоцирующие онкологию диоксины и фураны. Причём очистить дымовые газы от них стандартными фильтрами невозможно. Дышите, россияне, диоксином!
Вторая – те же зола и шлак, которые образуются при одноступенчатом сжигании (а также сжигании в шлаковом расплаве, пиролизе и т.д.), имеют ядовитую концентрацию такого уровня, что безопасно хоронить их можно только на Луне. И то не факт. Или строить под эти отходы хранилища – по стоимости они приближаются к радиоактивным могильникам.
Третья. В силу особенностей наших ТБО (многокомпонентность, влажность, захлорированость) перед сожжением их надо высушивать и сортировать, т.е. разрабатывать и строить ещё несколько технологических линий. В результате себестоимость утилизации и полученной тепло- и электроэнергии вырастет, как расходы на строительство многострадального стадиона «Зенит Арена».
Четвёртое. В России запущена многомиллионная программа по раздельному сбору мусора. Мол, внезапно осознавшее всю её важность население вместо одного ведра будет держать не меньше пяти: для пластика, бумаги, стекла, пищевых отходов, лампочек и батареек. Да ещё потом не сбрасывать вместе их в мусоропровод, а переть с 16-го этажа все эти фракции на помойку. Чтобы всё было, как в благословляемой нашими чиновниками Америке. Или на их Рублёвском шоссе. Причём созданием перерабатывающих предприятий по утилизации тех же пластиковых бутылок из «неприятного» для здоровья полиэтилентерефталата государство заботиться не собирается. То есть в итоге эти отходы сбросят в одну топку МСЗ, который затем выплеснет в воздух целую таблицу Менделеева.
Самое интересное, что эти и другие проблемы прекрасно известны специалистам, которые пытаются достучаться до высоких кабинетов. Но чиновники глухи и слепы, особенно когда речь идёт о миллиардных контрактах.
– Об этом не принято говорить, но в закупках высокотехнологичного оборудования: станков, технологических линий различного назначения и тому подобного – активно применяется так называемый принцип оружейного импорта-экспорта. Тому, кто покупает дорогой товар у конкретной фирмы-производителя, неофициально дарятся очень дорогие подарки. Вспомните уголовные дела по покупке негодных медицинских томографов по завышенным на порядок ценам. Продавцу же всё равно – как будет его оборудование работать. Главное – продать. Не думаю, что «мусорные» сделки чем-то отличаются от других, – рассказал «АН» сотрудник правоохранительных органов.
Критикуя – предлагай!
Более десяти лет Владимир Пурим и его единомышленники – энергетики и химики бились над решением этих и других сопутствующих проблем.
– Приучить наш народ к полной сортировке мусора в обозримом будущем по объективным и субъективным причинам не получится. Значит, надо сжигать всё вместе, вплоть до холодильников и стиральных машин, которые тоже тащат на помойки родины. Без сортировки и просушивания. Если при одноступенчатом сжигании почти треть отходов не дожигается, а яды летят в трубу или также хоронятся на спецполигонах, значит, надо сделать пятиступенчатое каскадное сжигание и дожигание (вплоть до разрыва молекулярных связей!) продуктов неполного их сгорания. При этом попутно надо было решить проблему утилизации шлаков, эффективной выдачи и приемлемой стоимости тепло- и электроэнергии. А заодно очистить переполненные свалки и полигоны, не только обеспечив постоянную загруженность наших ТЭС, но буквально спасти население от их смертельного воздействия. Все задачи в нашей технологии решены, – говорит изобретатель.
Не вдаваясь в сложные технические подробности, понятные лишь специалистам, процесс термической утилизации выглядит так: мусоровоз сбрасывает мусор с помойки или полигона в приёмный бункер. Затем отходы поступают в первый мусорогорелочный двухступенчатый котёл, где при температуре 1200 оС идёт процесс горения. После этого через систему фильтров продукция поступает в двухступенчатый котёл-утилизатор. В качестве пятой ступени служат руднотермические электропечи. Параллельно вырабатывается перегретый (440 оС) пар, который идёт на генератор и для теплоснабжения. Из шлака и выплавленного металла получаются прекрасный строительный материал и металлические слитки. То есть наше доморощенное мусорное дерьмо, которым завалены все края и веси, по технологии Владимира Пурима выдаёт тепло, «светло» и товарную продукцию. «Дерьма» – фосгена, фурана и диоксина на выходе ноль!
Как результат многолетней работы – патенты на изобретение и восторженные отзывы таких серьёзных организаций, как Российская академия наук (РАН), Главгосэкспертиза, НИИ гигиены им. Эрисмана и Всероссийский теплотехнический институт (ВТИ). В частности, в заключении ВТИ чёрным по белому написано: «предлагаемый комплекс мер позволит обеспечить концентрацию ПХДД (полихлорированных дибензодиоксидов) и ПХДФ (фуранов) на уровне, установленном самыми жёсткими требованиями из действующих на сегодня в мире законов по защите от вредных выбросов» в Германии, Австрии, Швеции и Нидерландах.e_SClB
Экономика должна быть
Казалось бы – вот оно, мусорное счастье! Жги и перерабатывай себе тонны отходов и получай практически дармовое электричество, тепло, строительный материал. Не надо использовать дорогущий газ, коптить небо бурым углём, перегораживать места нереста плотинами. А главное: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Так говорил Маленький принц.
Использование мусора в качестве альтернативного топлива для ТЭС позволит экономить миллионы тонн углеводородного топлива, до нуля снизить выбросы боевых отравляющих и ядовитых веществ в атмосферу, получить сотни тысяч тонн современного строительного материала, уничтожить абсолютное зло – мусорные полигоны – один из главных источников онкологических заболеваний. Ответственные руководители регионов должны драться в очереди за разработку конструкторской документации! Вместо этого «ТЭПэнерго» выгоняют из трёх крохотных комнат, снятых под офис, – нет денег на оплату аренды. Скоро придётся продавать и само название. Но не секреты фирмы.
– Я совершенно искренне не понимаю – почему наш проект не находит поддержки? Хотя предложения о продаже патента и документации идут со всего мира. Буквально на днях обратились бизнесмены из Китая, Австрии, Италии. Да, у них другой мусор. Но если мы разработали технологию для самых «тяжёлых» и грязных ТБО в мире, то на лёгких она будет работать ещё лучше. Правда, я даже не дохожу до переговоров о цене. Сразу отвечаю, что пока в моей стране не будет построено достаточное число таких ТЭС, ничего продавать не буду, – говорит Пурим.
Примечательно, что «ихние» мусорные воротилы мечтают купить не готовое оборудование, а именно технологии и права на них. Чтобы самим наладить производство оборудования и затем впаривать его российским «коллегам» по цене Крымского моста. Между тем оборудование для пуримовских МСЗ стоит в 5 раз дешевле, чем японское, – порядка 7 млрд рублей. Все материалы и комплектующие производятся в России. Кроме колосниковых решёток. Они немецкие, т.к. единственный отечественный завод, который их делал, новый собственник закрыл. Окупаемость производства – от трёх до пяти лет. В доказательство Владимир Рафаилович показывает коммерческо-техническое предложение, подготовленное для Оренбурга: «Оренбург с городами-спутниками (Каргала, Самкара и т.д.) – это почти миллион жителей. Каждый из них выкидывает на помойку 400 кг мусора в год. Почти 400 тыс. тонн. Эксплуатационные расходы МСЗ составляют 427 млн рублей в год. А годовой доход – 2 млрд 240 миллионов. Себестоимость 1 кв/ч – 1 рубль 17 копеек. Тариф – 4, 5 рубля. Плюс строительный материал, плюс ликвидация полигонов и высвобождение земли, на которой после рекультивации можно строить что угодно, включая жилые дома».
Подобные предложения и документацию в «ТЭПэнерго» разработали для задыхающегося от окрестных свалок Краснодара. В ответ – тишина. Молчат Оренбург и Новосибирск. Молчат другие города и веси замусоренной родины. В Камышине Волгоградской области почти дошло до воплощения проекта в жизнь, но некие чиновники попросили Пурима переделать проект: «Чтобы был, как импортный, в Алтуфьево!» Который, на секундочку, превышал ПДК по выбросу вредных веществ в 300 раз! Пожилой учёный, естественно, отказался. Проект завернули.
По данным «АН», бизнесмены «от мусора и миллиардов» активно лоббируют в правительстве закупки ещё 15 МСЗ по западным технологиям. Два из них планируется построить в Сочи. Причём недалеко от президентской резиденции «Бочаров Ручей». Если они готовы травить президента, то что уже говорить о простом народе. «Просто бизнес – ничего личного»…
От редакции.
Известно, что за проблемы экологии в правящей элите отвечает экс-министр обороны и экс-глава администрации президента Сергей Борисович Иванов. Его статус – помощник президента по вопросам экологии. За ним же – проработка политики по решению древнейшей российской проблемы – утилизации миллиардов тонн скопившегося бытового мусора. Судя по напечатанной статье, он либо не знает об опасности, связанной с одно-, двухступенчатым сжиганием мусора, либо не придаёт этому значения.«Аргументы недели» напоминают, что в России существуют технологии полной и безвредной переработки мусора. Их применение могло бы стать прекрасным подтверждением политики импортозамещения. Причём на стадии, когда можно при значительно меньших затратах обойтись без японских заводов, от которых отказались ещё в СССР из-за их непригодности для нашего мусора.
Эта статья будет направлена в профильные комитеты Госдумы, Совета Федерации и в правительство Российской Федерации. Сколько можно жить на откаты от западных и восточных производителей ненужного оборудования? Сколько можно унижать своих граждан, производственников и учёных ради ещё одного миллиона «откатных» долларов? Иной причины не просматривается.
Посмотрите – до чего вы довели гражданское авиастроение и как тяжело выкарабкиваться из этого мерзкого болота!
И ещё: текст статьи будет передан и в администрацию президента. Накануне выборов его веское слово в защиту наших граждан и нашей промышленности станет весомей многих других обещаний и лозунгов.