Валерий Шагиев: «Основная проблема бизнеса Челябинска – дефицит оптимизма»
28 августа 2017, 14:17 [«Аргументы Недели. Челябинск», Оксана Михайлева ]
Как вы добились успеха? Какими инструментами пользуетесь? Почему еще в бизнесе? Эти вопросы организаторы премии «Сделано в Челябинске» задают предпринимателям каждый день. Принять участие в мультимедийном проекте 31 канала и радио «Челябинское эхо» уже решили несколько десятков компаний. Прием заявок будет идти до 10 сентября. О репутации Челябинска, господдержке предприятий и личных бизнес-уроках, «Аргументам Недели» рассказал новый ведущий премии, генеральный директор холдинга «Медиа-Центр» Валерий Шагиев.
- Валерий, почему Вы решили стать ведущим бизнес-премии «Сделано в Челябинске»?
В последнее время не мог отделаться от ощущения пустоты. Стало скучно. За минувшие 5 лет мне довелось принимать участие в различных общественных институтах гражданского общества, начиная с самой мощной и влиятельной структуры ОНФ и заканчивая комиссией по помилованию. Я видел огромное количество людей, которые знают «как лучше», они много спорят, требуют, предлагают, у этих людей есть такое же количество оппонентов, которые тоже точно знают «как лучше». И все они говорят, говорят, говорят… Я устал. Я хочу видеть и слышать людей, которые что-то делают. Я хочу дать им слово. Участие в этом проекте в качестве ведущего – способ, прежде всего, сместить свой собственный фокус. Бизнес – это всегда развитие, движение вперед. Это то, чего сейчас не хватает в душной общественно-политической атмосфере.
- Какие главные вызовы стоят сегодня перед бизнесом Челябинской области?
Есть объективные вещи – общее состояние экономики страны, давление мирового кризиса, санкций, но с этими вызовами мы жили всегда в той или иной мере. Основная проблема, на мой взгляд, это дефицит оптимизма. За последние несколько лет Челябинск приобрел репутацию не очень комфортного города для проживания. Мы постоянно слышим разговоры об экологии, оттоке кадров, отчаянной борьбе за инвестиции. Я не хочу оценивать эти факторы, мне интересно, как в этих условиях бизнес живет и развивается, какие направления ищет, или даже использует в качестве конкурентного преимущества.
- Но есть, же меры господдержки бизнеса, и они реализуются…
Я не верю ни в какие меры государственной поддержки. Все успешные бизнесы не имели ничего общего с государством, а были связаны с личностью тех людей, которые ими занимались. Государство – хороший сборщик налогов, солдат, полицейский, палач. Оно регулирует, контролирует и наказывает, все остальное – область частной инициативы, и чем меньше там будет государства, тем лучше.
- Если пациент болен, как и чем лечить?
Снимать ограничения, делать комфортной и доступной инфраструктуру, снижать административное давление. Звучит банально, но в этом случае поиски оригинальных рецептов приведут только к осложнениям.
- А бизнес может влиять на ситуацию?
Он может влиять только одним образом – создавать рабочие места, развиваясь, увеличивать налогооблагаемую базу, прибыль, наращивать мощности, вкладываться в другие проекты, снова развивать их, и так до бесконечности. Чем больше богатых и успешных людей будет вокруг, тем лучше. Если у человека есть деньги, он их готов тратить, развивая пространство вокруг себя, делая его комфортным. Когда у людей нет денег, город становится мертвым, слепым, из него уходит энергия. Один из тревожных признаков – падение рекламного рынка. Что толку убеждать людей покупать вещи, машины, квартиры, если у них нет денег.
- Какие уроки лично Вы вынесли из ведения бизнеса в Челябинске?
Сейчас стало слишком много государства. Оно везде. Оно собственник бизнеса, оно же регулятор, оно же и контролер. Повторюсь, государство – неэффективный собственник. И этот горький урок мы сейчас заново повторяем практически во всех сферах. Сегодня бизнес сильно зависит от того, насколько он лоялен власти. Процветают те, кто близок к государственным компаниям, к бюджету, а это плохой признак, который не способствует развитию. И еще один вывод, который сделал для себя, – любой бизнес в России зависит от личности предпринимателя, его компетенций, харизмы. Нет такого человека – нет бизнеса. Команда, процессы, рынки, конъюнктура – все это работает, когда есть личность. Именно о таких личностях проект «Сделано в Челябинске».
В чем, по Вашему мнению, состоит источник смысла и мотивации в бизнесе?
Бизнес – это всегда самореализация, драйв, который существует на протяжении всего процесса, начиная с замысла и заканчивая результатом. Это основная мотивация. Пока существует интерес, пока есть драйв, есть бизнес.