Возле некоторых станций столичного метро и у Белорусского вокзала можно услышать нетипичные для центра мегаполиса звуки – крики хищных птиц. Некоторые пассажиры озадаченно смотрят в небо и на часы, когда в ясный полдень вдруг неожиданно слышат сову. Записи птичьих криков – оригинальный способ отпугивания голубей, ворон и других пернатых вредителей, которые пачкают одежду пассажирам и оказывают негативное влияние на фасады, информирует сайт m24.ru.
В пресс-службе московского метрополитена m24.ru рассказали, что такой метод был применен взамен пластиковых игл, которые испытывали на станции "Добрынинская" после реконструкции. "Ожидаемого эффекта от иголок добиться не удалось, к тому же птицы могли серьезно пораниться. Поэтому для отпугивания птиц было решено использовать записи криков совы, орлана и беркута, которые они издают в режиме охоты. Крики хищных птиц звучат каждые 10-15 минут", – пояснили в пресс-службе ведомства.
Городские птицы пугаются яростных криков хищника и стараются держаться подальше от опасного района. Сегодня такие записи прокручивают на станциях "Курская", "Белорусская", "Киевская", "Динамо", "Театральная" и "Площадь Революции". Однако в мире есть не менее интересные ноу-хау, позволяющие бороться с пернатыми и содержать город в чистоте.
Средства биологические
Наибольшей популярностью в борьбе с птицами пользуются живые пернатые хищники. Во многих аэропортах мира несут службу соколы, ястребы, совы. Есть такая служба в столичном Домодедово, в петербургском Пулково, в аэропорту им. Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США), Манчестере (Великобритания), Антверпене (Бельгия) и во многих южных аэропортах на постсоветском пространстве, в том числе в Ташкенте, Бишкеке.
На службу берут хищных птиц разных пород – тех, кто лучше приспособлен к местному климату. При виде хищника обычные птицы собираются в стаи и пытаются набрать высоту, чтобы выйти из зоны видимости. Если это не удается, птицы покидают опасный район.
Аэропорт им. Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США. Фото: АР/Mark Lennihan
Однако патрулировать аэропорты можно и с земли. За рубежом для отпугивания птиц широко используют обученных собак, в частности, бордер-колли. Благодаря им военный аэродром в штате Делавер (США) за два года более чем в два раза сумел сократить расходы на ремонт летной техники после столкновения с птицами.
По некоторым данным, человек с одной дрессированной собакой может держать в страхе пернатых на площади порядка 50 квадратных километров. Однако, чтобы этот метод работал, собака должна постоянно патрулировать территорию, потому что, когда она уходит – птицы возвращаются.
Средства технические
Издавна для отпугивания птиц люди применяли чучела и пугала: как статичные, так и приводимые в движение ветром. С развитием технологий более совершенными стали и "обманки" для птиц. Различные отражатели и зеркальные ленты создают блики, тем самым сбивая птиц с курса. А оптический гель издалека напоминает птицам языки пламени.
Аэропорт Схипхол, Амстердам, Голландия. Фото: АР/Bela Szandelszky
В воздух поднимают шары и воздушные змеи с изображениями хищных птиц. А небо над аэропортом Амстердама стережет роботизированный сокол: легкий беспилотник – точная копия хищной птицы. Он, в отличие от живого собрата-сокола, не нуждается в отдыхе и может проводить в патруле гораздо больше времени. Кстати, радиоуправляемые модели самолетов для разгона птиц в Советском Союзе применяли с начала 80-х годов.
Также популярны газовые пушки. Это труба, подключенная к баллону с пропаном, способная производить микровзрывы громкостью около 150 децибел. Птицы принимают его за звук выстрела и спешат убраться подальше от притаившегося "охотника". Благодаря системе датчиков, газовая пушка полностью автономна и может варьировать интенсивность "стрельбы" в зависимости количества птиц вокруг. Эксперты отмечают, что это один из самых гуманных способов борьбы с птицами. Такие пушки используются, например, в аэропорте Пулково (Санкт-Петербург).
Средства электронные
Именно к ним относится та система, которую применили на Белорусском вокзале. Современное биоакустическое устройство генерирует тревожный сигнал по алгоритмам специальной программы, в основе которой лежит воспроизведение тревожных криков птиц. Сигнал тревоги отпугивает птиц в радиусе до полукилометра. Однако нужно постоянно менять его интенсивность и прочие параметры – иначе птицы привыкнут и перестанут бояться.
Аэропорт Джимпо, Сеул, Республика Корея. Фото: ТАСС/Александр Рюмин
Кроме того, птиц распугивают лазером, хотя не все пернатые реагируют на него одинаково. Особенно эффективно действие лазерной установки на рассвете и закате. Менее эффективно в ночное время и при первом вылете птиц на рассвете, хотя можно подобрать частоту и длину волн, которую отдельные виды птиц не переносят. Также в аэропортах многих стран используют ультразвуковые излучатели, их закрепляют на значительной высоте, чтобы доставлять минимум дискомфорта людям.
А в корейских аэропортах используют комбинированные светозвуковые установки на мобильном шасси. Беспилотные машины перемещаются по территории воздушной гавани и могут "расчищать путь" самолетам в конкретных местах, а не воздействовать постоянно на всю территорию.
Средства экологические
В борьбе с птицами применяют и другие подходы. Например, пытаются сместить их экологические ниши в сторону от объектов транспортной инфраструктуры и сельского хозяйства. Раньше вокруг территории, которую необходимо защитить, разбрасывали трупики птиц, их же развешивали на столбах, кустарниках и деревьях. Этот метод почти не пользуется популярностью.
Аэропорт Окленд, Новая Зеландия. Фото: АР/Greg Bowker/New Zealand Herald
Сегодня для сокращения кормовой базы птиц стараются не допускать образования свалок вблизи важных объектов, закрывают сетями поверхности водоемов, чтобы птицы не могли пить и ловить рыбу. А в аэропортах Новой Зеландии вдоль кромки взлетно-посадочной полосы прокладывают специальное электрифицированное покрытие. Посылая разряды малой мощности в почву, оно сокращает количество насекомых и дождевых червей, поэтому птицы теряют к таким территориям интерес, рассказывает m24.ru.