> Кто вы, доктор Айболит? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Кто вы, доктор Айболит?

№  () от 16 августа 2017 [ «Аргументы Недели » ]

Казалось бы, вопрос не очень понятный, а то и странный, но… При всей своей инфантильности он имеет очень глубокий и философский, и, что главное, профессиональный смысл. Чтобы не запутаться в дилетантских рассуждениях в поисках ответа на этот вопрос, мы обратились к кардиологу с мировым именем академику РАН Юрию Иосифовичу БУЗИАШВИЛИ. Итак…

О профессии

– Без чего невозможен хороший врач?

– Безусловно, без хороших учителей, без прочной профессиональной школы, а главное – без личного желания самого врача в совершенстве овладеть профессией.

В жизни каждого врачевателя наступает момент, когда после получения диплома всё оставшееся личное жизненное пространство он обязан заполнять проблемами пациентов. Другими словами говоря – лечить. Это и есть профессия.

– Должен ли врач уметь быть в определённом смысле лицедеем, а когда потребует ситуация – даже и «шаманом»?

– Врач – это личность, которая от природы обязана быть доброй к своему пациенту. Безусловно, элементы артистизма, а то и условного «шаманизма» профессиональному медику тоже никогда не помешают. Почему? Потому что заболевший человек сильно меняется в собственном сознании, он сосредоточен лишь на своей болезни и требует к себе особого отношения.

Одна неточно сказанная фраза, или даже намёк о его недуге, или неосторожный взгляд в его сторону могут эту болезнь загнать ещё глубже, и лечить её врачу будет гораздо сложнее.

Так что вопрос вы задали правильный. Думаю, что я на него ответил понятно и подробно.

 

 О самодостаточности

– Обязан ли врач быть человеком самодостаточным?

– Безусловно. Причём самодостаточным в широком смысле слова, т.е. в первую очередь – быть самостоятельным в принятии решений. Материальная составляющая тоже очень важна, но она, считаю, вторична. Я могу назвать десятки врачей, которые, получая копеечные зарплаты, менять свою профессию на что-либо более прибыльное никогда не станут. В этом я и вижу преданность доктора своей профессии и выбранному жизненному пути.

– Считаете ли вы, что самодостаточность – одна из важных составляющих профессии медика?

– Конечно. Самодостаточность даёт человеку уверенность в собственных силах. А без такой единоличной уверенности стать настоящим профессионалом невозможно.

– Ну а консилиумы? Ведь там принимаются коллегиальные, а не единоличные решения. Нет ли здесь элементов невольного подчинения мнению вышестоящих коллег?

– Консилиум – это совсем другое. Там группа самодостаточных профессионалов, нередко включая и их руководство, вырабатывает единственно правильный метод лечения больного с главной врачебной заповедью: «Не навреди!» Безусловно, учитывается мнение всех участников, в том числе и руководителей. Но на равных.

У нас в отделении, да и во многих клиниках это обычное и необходимое мероприятие. Главный принцип консилиума: никакого авторитарного давления.

 

 Об уважении к врачу

– Как вы считаете, у нас в стране на каком уровне находится уважение к людям в белых халатах? И есть ли оно вообще?

– Очень больной для меня лично и для многих моих коллег вопрос.

Врач – элита в любом государстве. Врачу вы доверяете самое сокровенное без всякой стыдливости и недоговорок, правда? Могу сказать, что врач – это некий адвокат человеческих души и тела. Конечно, и он, и его профессия требуют уважения к себе в самой высшей степени.

В некоторых западных странах, например, на личных машинах врачей имеются специальные стикеры, которые всем дают понять: за рулём – доктор! Такие машины могут парковаться где угодно, их владельцев нельзя штрафовать законодательно, у них приоритетное право проезда на дорогах и т.д. И это не чья-то прихоть, это гуманная необходимость, рождённая самой жизнью: ведь врач едет спасать человека!

Что касается России, то мы, медики, здесь от всего этого бесконечно далеки. Да вы, наверное, сами не раз видели в теленовостях, как некоторые недоумки относятся, например, к бригадам «скорой помощи». Что говорить, если в столице нашей родины около больниц даже запрещено парковаться как больным, так и их исцелителям? Это же дикость! Стоит ли продолжать?

 

 О врачебной этике

– Юрий Иосифович, а быть врачом трудно?

– Быть врачом не так трудно, сколько очень ответственно: на кону ведь человеческие жизни. Это некая дуэль, в которой два главных дуэлянта: врач и болезнь. Пациент – всего лишь невольный секундант. Врач – частица общества, значит – свидетель и участник одновременно всех жизненных процессов этого общества. Подчас вот это как раз трудно. Знаете почему? Потому что случаются ситуации, когда врач, даже самый опытный, ничего не может изменить. Ни в жизни отдельно взятого человека, ни в жизни общества в целом, хоть и понимает, что и где надо менять. Наверное, потому, что у общества в целом есть свои номенклатурные «врачеватели». Результаты их административных усилий мы все (врачи в том числе. – Ю.Б.) ежедневно испытываем на себе. Понятно ответил?

– Вполне. Можно ли врачей назвать профессиональным сообществом?

– А это так и есть. Врачи – не просто сообщество, а скорее профессиональная команда, где принцип «один за всех, все за одного» актуален как, пожалуй, нигде более. А врачевание – материя очень тонкая. Любое отделение – это команда, где каждый должен понимать друг друга подчас даже без слов, интуитивно. В первую очередь это касается, например, операционных, где хирурги работают слаженно и точно, как швейцарские часы. Иначе может случиться трагедия.К сожалению, современная медицина в отличие от медицины советской сегодня превратилась из профилактической в обслуживающую! Причём это официальный термин: врачей приравняли чуть ли не к официантам. А из официантов команду создать, увы, невозможно.

Например, в Древнем Китае врачам платили до тех пор, пока их пациенты шли к выздоровлению и в конечном итоге выздоравливали. Не смог сделать этого? Клади, доктор, зубы на полку, т.к. либо неверно лечил, либо неправильный диагноз поставил, либо профилактировал халтурно. Кстати, в Советском Союзе, я об этом говорю постоянно, профилактика общества была основой предотвращения многих заболеваний. Сегодня слово «профилактика», уверен, может быть непонятным даже многим моим коллегам, увы…

А вообще вы за что: чтобы врач сосредоточивался лишь на своей профессии или был человеком при этом широкого интеллектуального уровня?

– Врач – профессия интеллигентная. А интеллигент обязан быть интеллектуалом, т.е. человеком светским. В моей практике были случаи, когда выпускники московских элитных медицинских вузов не могли ответить на мой вопрос: «Когда произошла Октябрьская революция? Или кто такой Ленин? Некоторые даже на мой вопрос «Как звали отца Владимира Ильича Ленина?» – тоже впадали в глубокий ступор… Вы согласились бы пойти на приём к такому специалисту? Сильно сомневаюсь.

 

Об учителях

– В начале нашей беседы вы сказали, что хороший врач невозможен без хороших учителей. Расскажите о своих наставниках в профессии.

– Во-первых, это мой отец, великий невролог Иосиф Бузиашвили, которого в Грузии знал буквально каждый житель. Это правда. Все моральные основы, которыми обязан обладать интеллигентный человек, были заложены во мне именно им, за что я ему буду благодарен безмерно пожизненно. Ему же я обязан запасом житейской мудрости, суть которой я познаю ежедневно и постоянно по сей день.

Профессии кардиолога меня учили в первую очередь величайший кардиохирург академик Владимир Иванович Бураковский и гениальный профессор Гдаль Григорьевич Гельштейн. Опыт, который они передали мне, совсем молодому тогда человеку, переоценить просто невозможно. Причём за моим становлением как специалиста-кардиолога эти великие и весьма загруженные своей работой люди в прямом смысле по-отечески следили вплоть до их ухода из жизни.

Они научили меня не только тонкостям профессии, но и умению в этой профессии мыслить, анализировать, не слышать в споре лишь себя, не принимать скороспелых решений, что в медицине я тоже считаю почти преступлением, разделять сложные вопросы на лёгкие составляющие, т.к. их быстрее и точнее решать и т.д.

При этом, и я говорю это всегда своим сотрудникам, необходимо постоянное ежедневное самообразование, опираясь на те знания, которые тебе даны твоими великими учителями. Без этого стать настоящим профессионалом невозможно, поверьте на слово.

 

 О команде

– Юрий Иосифович, вы руководите Клинико-диагностическим отделением во всемирно известном Кардиоцентре имени А.Н. Бакулева. К вам приезжают за здоровьем, а то и в прямом смысле за самой жизнью люди разных профессий и социальных статусов. Расскажите о коллективе отделения, то есть той самой команде?

– Самое сложное здесь – создать эту самую команду. Иногда кажется, что сделать это нереально. Многим моим коллегам решить эту задачу в полном объёме так и не удалось. Я считаю, что наше отделение является образцом такой удачной и слаженной команды, я этим доволен и спокоен за каждого сотрудника, а само отделение считаю своим вторым домом. Прихожу сюда с удовольствием, ухожу порой затемно. Практически живу здесь. Поэтому сегодня с великой грустью наблюдаю, как в такой великой стране, как Россия, многие важнейшие социальные проекты либо протекают сквозь пальцы чиновников, либо им просто не нужны.

В общем, как говорил легендарный таможенник Верещагин, «мне за державу обидно». И сегодня я с ним совершенно солидарен. Это правда.

Беседовал

Михаил СМИРЕНСКИЙ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Кто контролирует Германию, тот влияет на Центральную Европу