> Кто владелец «Красного коммунара»? - Аргументы Недели. Челябинск

//Общество 13+

Кто владелец «Красного коммунара»?

16 августа 2017, 14:17 [ «Аргументы Недели. Челябинск» ]

Администрация челябинского городского сада им. Пушкина разыскивает собственника паровоза-памятника «Красный коммунар», который установлен рядом с одним из входов в парк. Соответствующее объявление появилось на сайте учреждения.
Согласно сообщению, что паровоз-памятник собираются оформить в муниципальную собственность. Но для этого сначала нужно определить, кому «Красный коммунар» принадлежит сейчас. Владельца, или тех, кто знает владельца, просят обратиться в администрацию МАУ «Горсад им. А. С. Пушкина»

И это притом, что «Красный коммунар» является объектом культурного наследия. Именно в 1920 году в рекордно короткие сроки он доставил из Челябинска в голодающую Москву 442 тонны хлеба. После локомотив пропал из внимания на долгие годы. Только в 1957 году его нашли на Амурской железной дороге и через три года перевезли в Челябинск.

Американский паровоз в России

Мало кому известно, что легендарный «Красный коммунар» был построен в 1915 г. в США на заводе AЛКО (American Locomotive Company - американской локомотивостроительной компании, некогда одной из крупнейших в мире), в городе Скенектади, штат Нью-Йорк, по заказу Министерства путей сообщения России.

«Красный коммунар» - это всего лишь один из 400 товарных паровозов типа 1-5-0, больше известных специалистам под литерой - Е, или «Декапод». Декапод — международное название паровоза с 5 движущимися (сцепными) осями и одноосной тележкой впереди. Название локомотива происходит от греческого слова, в переводе означающего «десять ног»
Комиссия министерства путей сообщения России, возглавляемая профессором Николаем Щукиным, заказала паровозы в США, когда, западные губернии Российской империи стали ареной боевых действий с августа 1914 г., а названная современниками «Великой» война требовала исключительных усилий национальной экономики. Загруженные производством оружия российские заводы не могли в требуемом количестве выпускать паровозы и вагоны.

Из паровозов заказа 1915 г. 250 (серия Еф, №№ 1-250) изготовил завод Балдвин в Филадельфии, 100 (серия Ес, №№ 251-350) — завод Американской паровозостроительной компании (АЛКО) в Скенектади (у г. Олбани) и 50 (серия Ек, №№ 351-400) — Канадской паровозостроительной компании в Кингстоне (под Оттавой). Буквенные индексы «ф», «с» и «к» означают соответственно Филадельфию, Скенектади, Кингстон. Первый паровоз заводом Балдвина был выпущен в августе 1915 г.
С 19 октября 1915 г. по 15 февраля 1916 г. паровозы Еф и Ес морем отправлены из Нью-Йорка вокруг Южной Америки или Африки во Владивосток за 60-80 дней. Паровозы Ек отправлены к 16 июня 1916 г. Паровозы с №№ 28-35 затонули при морской перевозке, и в марте 1916 г. вместо них на заводе АЛКО заказаны 6 паровозов Ес №№ 401-406, отправленные в Россию к 29 августа 1916 г. Из Владивостока паровозы Е заказа 1915 г. перегнали в Харбин, где в главных мастерских Китайско-Восточной железной дороги их оборудовали тормозными приборами и подготовили для следования на железные дороги Европейской России — Пермскую, Самаро-Златоустовскую и Екатерининскую, а позднее и на Закавказскую.

Восстановлен на одном энтузиазме

Во время гражданской войны, отступая из Челябинска, колчаковцы не успели вывезти в Сибирь большое количество вагонов и паровозов и загнали их на станции Троицк и Бреды, где и сожгли. Электростанция Челябинского депо была взорвана белыми, но само депо железнодорожники отстояли. 25 июля 1919 года рабочие разобрали стрелки, блокировали бронепоезд белочехов, и заставили их сдаться. В разграбленном депо станции Челябинск обнаружили обгоревший остов паровоза Ес-350, и начали его восстановление. Не было запчастей, мелкий инструмент рабочие приносили из дома. Работа по восстановлению паровоза велась на одном энтузиазме. Несмотря на неимоверные трудности, он был отремонтирован к 4 апреля 1920.

Время для страны было очень тяжелое, катастрофически не хватало хлеба. Особенно тяжёлая обстановка складывалась в центре страны из-за неурожаев. Помощь была очень нужна, и в Челябинске на железной дороге был объявлен сбор хлеба. Уральцы откликнулись: златоустовские паровозники прислали 200 пудов муки, помощь пришла также из Троицка и Кургана. Всего было собрано 27 тысяч пудов хлеба.

4 мая 1920 в голодающую Москву отправился состав с 27 тыс. пудов хлеба (митинг, на котором было принято решение об этом, состоялся 1 марта).

Специально отремонтированный для этой цели паровоз было поручено вести бригадам машинистов Фёдора Альбова и Семёна Новожилова с помошниками К. Гарагулей и Ф. Малаховым и кочегарами В. Хохловым и Ф. Блиновым. Вместе с ними в поездку отправились ремонтники, охрана из 12 человек и делегаты С. Муранов, И. Михалев и А. Гундарев.

Состав с тремя десятками вагонов челябинского хлеба прибыл на подмосковную станцию Перово 8 мая (всего за 4 дня!). Делегаты были приняты управляющим делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичем, а затем представлены В. И. Ленину, который выразил всем товарищам благодарность за хлеб.

В середине 1950-х судьбой паровоза Ес-350 заинтересовался известный челябинский краевед, руководитель строительства и первый начальник Малой Южно-Уральской магистрали, будущий основатель Музея истории ЮУЖД Александр Козырев. После долгой переписки с разными архивами, свидетелями и участниками давних событий он всё же отыскал челябинский «Коммунар» на комбинате «Дальвостокуголь» (Амурская ж. д.), и добился его перевозки в Челябинск. 15 июля 1959 года замминистра путей сообщения, бывший начальник ЮУЖД Николай Гундобин направил руководителю Амурской железной дороги телеграмму о необходимости замены «Коммунара» любым другим исправным паровозом и возвращении знаменитого локомотива в Челябинск. Так паровоз вернулся в депо станции Челябинск.

Реставрация уникального локомотива революционной эпохи проводилась силами железнодорожников и учеников железнодорожной школы №1 (ныне №121) Челябинска.

20 апреля 1960 года, в канун 90-летия со дня рождения Ленина, паровоз Ес-350 «Коммунар» был торжест¬венно, при большом стечении народа установлен у стен Дворца культуры железнодорожников как исторический памятник героическим дням и людям.

СФ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте