Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Общество № 31(573) от 10.08.2017

В лучших традициях политического шоу

, 19:03

Приезд президента страны Владимира Путина в Республику Бурятия на прошлой неделе породил волну обсуждений в Иркутской области. Еще бы, глава государства между делом затронул две темы, болезненные для истеблишмента Приангарья. Перспектива строительства асфальтированной дороги на Ольхоне и дружеское чаепитие с мэром Черемхово Вадимом Семеновым мгновенно попали в топ региональных и российских новостей. Однако не прошло и недели, как ажиотаж вокруг этих тем угас. Что это вообще было? В мотивах и возможных последствиях разбирался корреспондент газеты «Аргументы недели».

Ольхону прописали асфальтирование

В этом году Ольхон и его жители по праву могут считать себя находящимися в центре внимания всех чиновников. В июне в ходе прямой линии с Владимиром Путиным житель острова Виктор Власов на всю страну «прорекламировал» отвратительные ольхонские дороги и многочисленные запреты со стороны надзорных ведомств, с которыми вынуждено мириться местное население. Владимир Путин пообещал разобраться в теме и улучшить положение островитян.

Полтора месяца спустя во время визита в поселок Танхой Республики Бурятия президент вспомнил о своем обещании построить дорогу на Ольхоне. Правда, это выразилось не в раздаче конкретных поручений ответственным за столь серьезные вещи министерствам и ведомствам, а в публичном упреке губернатору Иркутской области Сергею Левченко, не сумевшему ответить на ряд въедливых вопросов.

Ряд экспертов и политологов тут же заговорили о «черной метке» для губернатора. Впрочем, в подтверждение своих выводов они приводили тезисы, обоснованные лишь собственными рассуждениями. Скорее всего, с раздачей «меток» наблюдатели поторопились. Во-первых, вслед за прямой линией президента в адрес правительства Иркутской области не последовало никаких поручений и указаний от федеральных чиновников, связанных с необходимостью проектирования строительства дороги. А это может считаться единственным и обоснованным поводом для того, чтобы выделять деньги из бюджета на такие действия. Во-вторых, не были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие какое-либо строительство на Ольхоне. В таких условиях совершать какие-либо «телодвижения» региональным властям было просто нереально. Отсюда понятна и растерянность губернатора, которого президент внезапно начал расспрашивать о каких-то цифрах и сметах на строительство.

Тем не менее региональные власти выполнили просьбу президента и смогли назвать приблизительную цифру расходов, требуемых для того, чтобы на острове появилась асфальтированная дорога. По словам министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светланы Свиркиной, стоимость строительства дороги на острове Ольхон от паромной переправы до поселка Хужир длиной более 35 км составит свыше 2 млрд рублей.

В общую стоимость дорожных работ включена реконструкция причальных сооружений как неотъемлемой части дороги, начать выполнение которой предлагается первым этапом в 2018 году. Параллельно планируется вести работу по разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт участков автомобильной дороги.

Расчет стоимости работ произведен с учетом доставки щебня с карьера, расположенного на расстоянии 160 км от острова Ольхон, за пределами центральной экологической зоны Байкальской природной территории. «Это ведет к значительному удорожанию строительства, так как доставка потребует либо строительства нового парома и причальных сооружений, либо проработки других способов транспортировки материалов с одного берега на другой, что тоже влечет за собой дополнительные крупные вложения, — отмечает Светлана Свиркина. — Кроме того, в целях реконструкции автомобильной дороги требуется передать в областную собственность земельные участки, которые в настоящее время входят в состав территории Прибайкальского национального парка, для чего необходимо решение федерального центра».

По мнению министерства, строительство можно удешевить на 700 млн рублей. Однако для этого необходимо внести временные изменения в перечень разрешенных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, чтобы иметь возможность добывать инертные материалы на территории острова и установить асфальтобетонный завод.

В любом случае стоимость строительства является довольно высокой для регионального бюджета, и, как отмечают наблюдатели, скорее всего, эта стройка войдет в историю, как удачный предвыборный ход со стороны Владимира Путина. Следовательно, большая часть затрат должна лечь на федеральный бюджет. Отчасти это подтвердил и сам Владимир Путин. «Или мы заплатим эту цену за счет Байкала и вы дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета — просто дадим немножко больше денег, и завезете туда больше гравия, вот и все», — сказал он во время визита в Танхой.

Чаепитие с сюрпризом

Неожиданностью для иркутской региональной политической элиты стало то, что Владимир Путин пригласил на чай мэра Черемхово Вадима Семенова.

Со стороны это выглядело так, словно Семенов сам невзначай напросился на личную встречу с Путиным, сообщив ему о грядущем столетнем юбилее Черемхово. «Я бы даже в самом смелом сне не мог представить, что у меня будет когда-нибудь личная встреча с президентом. Я был безумно счастлив от того, что я его вообще увидел в первый раз в жизни так близко. Все пытался себя ущипнуть, понять, сплю я или не сплю», — прокомментировал после встречи мэр Черемхово.

По его словам, за двадцать минут, пока длилось чаепитие, с президентом удалось поговорить обо всем понемножку. Президент поинтересовался у Семенова мнением относительно прогнозов выступления российской футбольной команды на чемпионате мира-2018 года. Также в ходе разговора мэр рассказал о планах празднования столетия Черемхово. Говорилось также о перспективах угольной промышленности и возможности присвоения Черемхово статуса территории опережающего развития. По итогам Владимир Путин дал поручение Минэкономразвития проработать этот вопрос.

Что это было?

Спустя неделю после этих событий становится ясно, что президентский визит в Танхой является, вероятно, частью предвыборной программы Владимира Путина. Любая кампания подобного уровня, в которой задействован сильный и, пожалуй, единственный реальный кандидат, редко обходится без яркого политического шоу. А громкие стройки, публичная критика одних чиновников и похвала в адрес других являются не более чем необходимыми элементами такого шоу.

Так или иначе это понимают многие политические игроки. Именно поэтому якобы получивший «черную метку» губернатор Левченко подчеркнуто спокойно продолжал заниматься своими делами, в том числе посещал детский лагерь на Байкале. А Вадим Семенов, которого после чаепития с Путиным чуть ли не назначили преемником губернатора, уже спустя два дня выпал из информационного поля. Учитывая, что все, что связано с общением Владимира Путина со «случайными» людьми жестко регулируется самыми разными структурами, Вадим Семенов был попросту заранее выбран для показательного чаепития по множеству самых разных параметров. И среди них вряд ли учитывались факторы, которые сторонники Семенова поспешили приписать себе как победу, в том числе и в негласном конфликте между возглавляемой мэром Черемхово Ассоциацией мэров и губернатором региона.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram