Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 30(572) от 03.08.2017 13+

Отравленная житница

, 20:42

Нынешний год объявлен в России «Годом экологии». Чиновники всех мастей и рангов бьют в барабаны и надувают воздушные шарики, выдавая их за реальные дела. Но как только начинаешь узнавать, как дело обстоит на самом деле, звуки маршей как-то сами собой начинают звучать траурно. О реальном положении на примере Краснодарского края рассказывает корреспонденту «АН» Ольга Ивановна Пчельникова, в недавнем прошлом руководитель Краснодарской краевой химико-токсикологической лаборатории и регионального медико-экологического центра, которая в настоящее время возглавляет Благотворительный фонд им. Валентина Петровича Пчельникова.

- Ольга Ивановна, чем занимается ваш Фонд и в честь кого он назван?

- О Валентине Петровиче Пчельникове, моем супруге, я могу рассказывать очень долго. Этому прекрасному человеку можно посвятить целую статью. Но сегодня скажу только, что это был поистине светлый человек, с огромной душой и чистым сердцем. Большой профессионал, он много лет строил тысячекилометровые нитки нефте- и газопроводов. Казалось бы, человек такого масштаба не разглядит со своей высоты проблемы обычных людей. Но Валентин Петрович был не такой. Он искренне переживал за любого человека и старался помочь всем. Человек кристальной честности, он физически не переносил подлости и равнодушия, ненавидел цинизм всем сердцем. При этом он обладал неисчерпаемой энергией, знал больших людей в самых разных сферах. Но знакомства эти использовал не на благо себе, как многие, а для решения всеобщих проблем. Доброта, открытость т человечность Валентина Петровича сделали его не только особенным руководителем, он был Редким человеком.

Он не выносил несправедливости. И вот однажды его терпение лопнуло. Это случилось в декабре 2014 года. И причиной стал цинизм руководителя компании Лукойл Вагита Алекперова – владельца крупнейших в Европе нефтяных месторождений в Лангепасе, Урае и Когалыме, от которых именно Пчельников тянул нитки трубопроводов к нефтеперегонным заводам. То есть Валентин Петрович прекрасно был осведомлен о финансовом положении и доходах нефтяного гиганта. 

Господин Алекперов тогда похвалялся перед президентом В.В.Путиным о своей благотворительности – мол, построил целых пять детских садов. И тогда Валентин Петрович просто взорвался! Я не могу сейчас повторить сказанные им слова, но смысл их прост. Это не благотворительность, это циничное смахивание крох с барского стола. Как брошенная кость собаке. Для Лукойла пять детсадов – ничтожно. Даже унизительно. 

Именно тогда Пчельников решил создать благотворительный фонд «Своевременная помощь» и взять бразды в свои руки. К сожалению, он не дожил до реализации своих планов. В начале февраля 2015 года он получил в руки Устав фонда, а 20-го умер, не дождавшись его регистрации. Но я воспринимаю его планы и задания, как руководство к действию. Я обязана сделать то, что он планировал. Поэтому и Фонд назван его именем.

- А какой должна быть настоящая благотворительность?

- Она должна быть, прежде всего, честной и своевременной. Не для пускания пыли в глаза публике или президенту. А во-вторых, достойной. Великий российский меценат Людвиг Нобель, старший брат Альфреда Нобеля, отдавал на благотворительность – медицину, строительство школ - 40 процентов своей прибыли. Вот на кого надо равняться.

Валентин Петрович разработал специальную шкалу благотворительных взносов для предприятий нефтяной и газовой сферы. По ней в зависимости от квартального оборота следовало отчислять на единый российский благотворительный счет от пяти до двадцати процентов. Предложение было передано в Приемную президента. И там утонуло. Никого это не заинтересовало.

Мне говорят – неприлично считать чужие деньги. Но позвольте! Какие же они чужие? Нефть и газ, в соответствии с Конституцией, считаются общенародным достоянием. Следовательно, это НАШИ деньги! А толстосумы распоряжаются ими, как своими собственными!

У главы Газпрома Миллера зарплата составляет три миллиона рублей. В день! Это что, его газ? Его не разорвет от такого аппетита?

- Мечты сбываются?

- Да, только не наши, а миллеровские, причем, именно за наш счет. Многим россиянам не интересен футбол. Почему они должны наблюдать, как Миллер закачивает безумные деньги в «Зенит», покупая иностранных тренеров и футболистов?

- «Зенит» еще как-то можно понять, но «Газпром» спонсирует кучу европейских клубов. Например, немецкий «Шальке-04» или сербскую «Црвену Звезду». 

- О чем и речь. Наши бизнесмены в упор не видят проблемы россиян. Это люди, забывшие свое прошлое и плюющие на наше будущее. Они чужие в этой стране. Временщики. Поэтому мы, имея целую толпу в списке богатейших людей мира, лишь на 127 месте в мире по благотворительности. Что говорить, если наш местный миллиардер, владелец сети «Магнит», Галицкий вылизывает свой любимый стадион, но когда мы к нему обратились за помощью, не соизволил даже ответить. Коммерсантам проблемы людей не ин-те-рес-ны.

- Поговорим о геоэкологии?

- Да, это одно из приоритетных направлений работы нашего фонда. Когда Валентин Петрович, протягивая газопровод к морю, зашел в Краснодарский край, он, естественно, столкнулся с этим вопросом. И был потрясен плачевным состоянием экологии в регионе. При том, что у нас имелся уникальный опыт. Еще в 1991-95 годах нашими специалистами проведено масштабнейшее исследование, показавшее болевые точки региона. По результатам 3500 проб ГУП «Кубаньгеология» была составлена геоэкологическая карта края. Результаты ошеломляли. В нашей земле обнаружена повышеная концентрация опаснейших тяжелых металлов, причем в самом причудливом сочетании. Тут и свинец, и мышьяк, и цинк, и ртуть.

Работами ученых под руководством академика РАН Никиты Федотовича Измерова установлено, что подобное сочетание тяжелых металлов самого опасного 1-го класса медицинской опасности повышает токсичность в 8-10 раз, а период полуудаления (снижения концентрации на 50%) составляет от 70 до 1500 лет!

А ведь этим данным больше 20 лет. А по нормативам этот период достоверной информации составляет 5 лет. Представляете, что сейчас творится в кубанской земле после бесконтрольного пользования?

- А ведь это всероссийская житница!

- Отравленная житница! Отравленная земля может дать только отравленный хлеб, который ест вся страна. Это опасность всероссийского масштаба!

- Вы не преувеличиваете угрозу?

- Судите сами. Мы тогда работали параллельно с геоэкологами. Они исследовали содержание 40 химических элементов в почве, а мы изучали медицинский фактор. Мы наложили свои результаты изучения роста онкологических заболеваний детей, которые увеличились с 1982 года по 1992 в 14 (!!!) раз, на их данные, и пришли в ужас. Они совпадали!

Тогдашний глава краевой администрации Василий Николаевич Дьяконов понял грозящую беду и поддерживал работы в этом направлении. Но в скором времени он был смещен. А всем последующим «головам» на экологию было плевать, в том числе и известному Ткачеву. Его кроме денег больше ничего не интересовало. А один бывший губернатор, ныне покойный, и вовсе посылал меня куда подальше и говорил – «нам главное народ накормить, про экологию потом думать будем». Понимаете? Он совершенно осознанно был готов набивать наши желудки отравой, лишь бы по отчетности все выглядело красиво.

Онкология очень омолодилась. В онкоцентре лежит девочка с меланомой радужки. Ей меньше полутора лет. Такое раньше было возможно только в зонах радиационного заражения вроде Хиросимы или Чернобыля. Сейчас – сплошь и рядом. Онкологическая заболеваемость на 50-70 процентов связана с неблагополучием окружающей среды.

А п.2.1. САНПиН 4266-87 предостерегает – из почв «с продуктами питания растительного происхождения в организм человека поступает в среднем 70% вредных химических веществ».

То есть, что мы едим, тем и болеем.

- Но, может быть, это проблема современности вообще, а не Краснодарского края?

- Тогда как объяснить постоянный и опережающий рост онкологической заболеваемости в крае по сравнению с остальной страной? По итогам 2016 года в России онкологическая заболеваемость 409,4 чел. на 100 тыс.,   в Краснодарском крае этот показатель составляет 466 чел., а в некоторых районах значительно выше: Брюховецкий район – 610,8; Павловский – 572,9; Тихорецкий – 545,1.

- И в чем причина?

- Так это и нужно выяснить! Именно за это мы и бьемся! Результаты исследований начала 90-х нужно повторить, они уже устарели. За это время слишком многое изменилось. Появилось много новых производств, технологий, автомобилизация выросла на порядки. Вполне возможно, что мы кормим страну настоящим ядовитым хлебом!

Изначально богатейшие черноземы подорвала еще брежневская безумная идея выращивать у нас рис. А эта культура требует сильного увлажнения почвы и применения большого количества химикатов. Потом пошла кампания по безграмотному использованию пестицидов и гербицидов. Лавинообразный рост количества бытовых отходов и массовая автомобилизация. Что происходит сейчас уже просто никому не известно – никто ничего не контролирует. 

- И каковы перспективы?

- ГУП «Кубаньгеология» в стадии ликвидации. Но имеется ООО «Кубаньгеоразведка», и сотрудники, имеющие и квалификацию, и богатейший опыт работ в этом направлении. Многих из них я знаю уже 30 лет. У нашего Фонда есть уже договор о проведении необходимых работ. Достаточно и квалификации, и возможностей. Есть научная программа. Научный руководитель Николай Васильевич Резников, на которого мы просто молимся, проводил эти работы еще в 90-х и готов провести их снова, с учетом новых реалий и возможностей. Необходимо дозакупить нужное оборудование и организовать лабораторию. Та, что была в ГУП, бесследно исчезла. Скорее всего, передана в СевКавГеологию. Единственная на Северный Кавказ лаборатория действует в Ессентуках, но ее мощностей нам не хватит. Ведь придется сделать тысяч десять проб. Где-то через каждые 5 километров, а в аномальных зонах и через 10-50 метров. Большая работа. Но необходимая. Рост онкозаболеваний уже просто пугает. Надо уже просто спасаться, а не думать, как это сделать. Для начала работы нужно 250 миллионов, а в целом – 970. Но это деньги, вложенные в сохранение нации, а не просто прожект. Кроме того, это вовсе не краевой проект. Проблемы по всей стране. И этот опыт жизненно необходимо распространять на всю Россию. Мы к этому готовы.

- А кто не готов? Что говорят местные власти?

- Они обеими руками за. Но есть маленькое «но». В краевом бюджете такой статьи расходов просто не предусмотрено. Они не могут финансировать подобные проекты. Их за это просто посадят. Такая вот «загогулина». О «желании» коммерсантов и крупного бизнеса помогать стране я уже говорила. Президент В.В. Путин когда-то говорил, что бизнес должен быть социально ответственным. Но благое пожелание так и осталось пустыми словами. Бизнесу слова президента до лампочки.

- Значит, нужно решение федеральных властей?

- Именно. Но я бьюсь об стену. Самое интересное, что никто не против, все обеими руками «за». Письма – одобрения планов фонда получены от Президента Национальной Медицинской Палаты России Леонида Михайловича Рошаля; от Министерства обороны России (обращалась к Сергею Кужугетовичу Шойгу как к Академику Международной академии по экологической безопасности); от Министерства труда и социального развития Краснодарского края; от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; от Министерства природных ресурсов и экологии России. (Все они имеются в распоряжении редакции. – Прим. «АН»).

Остался президент. Но его Приемная – это черная дыра. Там принимают мои документы, и спускают их в краевую администрацию – мол, примите во внимание. Но они и так не против! Им нужно решение федерального органа, разрешающего финансирование нашего проекта и выделение на это средств – своих в крае не хватает. Замкнутый круг, похожий на изощренное издевательство.

- Опять все упирается в президента?

- Он сам в послании Федеральному собранию 03.12.2015 года говорил: «В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей нужно больше доверять гражданскому обществу – некоммерческим организациям. У нас есть долгосрочная повестка, которая не должна зависеть ни от избирательных циклов, ни от текущей конъюнктуры и, понятно, что это сбережение нации, воспитание детей, раскрытие их талантов – то, что определяет силу и будущее любой страны, в том числе и нашей». 

Разве спасение экологии в объявленный им же Год экологии – это не декларируемое им же сбережение нации? Президент не может не отвечать за свои собственные слова. Он же президент! Поэтому – да. Когда никто из федеральных чиновников не способен решить вопрос, все упирается в него, как в Гаранта.

Самое ужасное, что время уходит. Семь месяцев Года экологии уже ушли. В августе чиновничество уходит на месяц в отпуска. Осень у нас сухая и еще пригодна для взятия проб. Но в любом случае, счет идет на считанные недели.

Или придется согласиться с тем, что с помпой провозглашенный Год экологии останется пустым сотрясанием воздуха, липовыми бравурными отчетами и надуванием щек. 

Беседовал Дмитрий Грунюшкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram