Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Владивосток → Общество № 29(571) от 27.07.2017 13+

Любимый праздник Владивостока

, 09:21

За свою жизнь довелось быть участником или свидетелем многих важных и  интересных событий, происходящих в стране и во флоте. Одни из них не задержались в памяти, другие оставили неизгладимый след. К таким отношу и День Военно-Морского Флота.

 

Помню первый такой праздник во Владивостоке, 24 июля 1939 года. В ту пору мне было 6 лет, вместе с родителями сидел на Эгершельде в районе старого кладбища (это недалеко от того места, где сейчас находится Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского). Парад начался прохождением вдоль берега боевых надводных кораблей, было много торпедных катеров. Затем высадился десант со шлюпок при артиллерийской поддержке эсминцев «Сталин» и «Войков». Всё это сопровождалось стрельбой, взрывами, было весьма впечатляюще и зрелищно. Над заливом пролетели звенья самолётов морской авиации. Трибуны неоднократно взрывались бурными аплодисментами, раздавались здравницы в честь моряков.

 

Увиденное произвело на меня неизгладимые впечатления. Вполне естественно, что после школы я поступил в Высшее военно-морское инженерное училище,  после окончания которого попросил распределить меня на Тихоокеанский флот – так я стал моряком-тихоокеанцем.

 

В 1958 году, уже будучи командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) подводной лодки «М-283» 171 бригады подводных лодок ТОФ, базирующейся в Находке, довелось мне самому принять участие в морском параде во Владивостоке в честь Дня Военно-Морского флота.

 

Примерно за неделю до праздника командир нашей подлодки капитан 3 ранга   Аскольд Александрович Затаковой получил приказание командира бригады капитана 1 ранга И.М. Колчина на подготовку лодки к участию в параде, но не в парадном строю кораблей как обычно, а с задачей пройти вдоль этого строя сначала в надводном положении, затем погрузиться на перископную глубину, пройти порядка полутора-двух кабельтовых (где-то около 300 метров), всплыть в надводное положение с дальнейшим переходом в бухту Малый Улисс.

 

Поскольку экипаж наш был перволинейным, хорошо отработан, особой подготовки не требовалось. За три дня до праздника мы перешли  в бухту Малый Улисс, где базировалась 124 бригада подводных лодок. По предложению командира с целью создания более зрелищного и эффективного представления наших действий было решено провести погружение на перископную глубину с полного надводного хода в 15 узлов срочным погружением с заполнением цистерн главного балласта и цистерны быстрого погружения, а всплытие осуществить аварийным продуванием цистерн. Определённую сложность представляло удержание лодки на перископной глубине в процессе погружения, так как глубины места в этом районе небольшие, не превышали 13–14 метров. Но мы были твёрдо убеждены в успешности задуманного маневра.

 

В день праздника, заняв исходную позицию в глубине Амурского залива, в установленное время дали полный ход  дизелями.  В  назначенной точке перешли на работу электромоторами и, выполнив срочное погружение, удерживая лодку ходом и горизонтальными рулями, заняли перископную глубину (процесс погружения при этом занял не более 25 секунд).

 

Этот эпизод вызвал у зрителей сначала недоумение, переросшее затем в тревогу: только что на поверхности была подводная лодка и вдруг её не стало.

Вскоре, во второй раз «вдруг» (за это время мы прошли установленную дистанцию, удерживая лодку на перископной глубине), зрители увидели стремительно появляющуюся из глубины подвлодку, осуществившую всплытие в надводное положение аварийным продуванием воздухом цистерн главного балласта. Мастерство подводников, как нам потом рассказывали, было по достоинству оценено зрителями. 

 

Спустя  несколько дней командир бригады вручил нашему экипажу Грамоту командующего флотом адмирала В.А. Фокина за образцовое выполнение поставленных задач в ходе морского парада, проявленные при этом высокую морскую выучку и профессионализм.  В последующие годы на парадах подобные маневры больше не проводились. На смену малым подводным лодкам пришли корабли больших размеров, большего  водоизмещения, и на таких малых глубинах моря  их проведение было небезопасным.

 

В 70-80 годы я служил в штабе флота и мне приходилось принимать участие в подготовке празднования Дня ВМФ. Это были годы наибольшего расцвета Тихоокеанского флота. В парадном строю стояли авианесущие крейсера «Минск» и «Новороссийск», ракетные крейсера «Фокин» и «Варяг», артиллерийские крейсера «Суворов» и «Пожарский», противолодочные и десантные корабли, дизель-электрические подводные лодки...

 

Сегодня, в преддверии очередного Дня ВМФ, хочу поздравить всех ветеранов флота, моряков-тихоокеанцев, жителей Владивостока с нашим общим праздником – Днём Военно-Морского Флота,праздником  Мужества и Славы, торжеством продолжателей лучших традиций российского флота.

 

Мстислав ЗДОРОВЕНИН,

ветеран боевых действий, ветеран-подводник,

капитан 1 ранга в отставке

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram