Аргументы Недели. Екатеринбург → Общество

Разбираем плюсы и минусы повременного тарифа в общественном транспорте

, 17:07

Хотя администрация города рапортует о том, что технических проблем с работой тарифа нет и он может быть запущен для общего использования до конца года, в социальных сетях разливаются полноводные реки ненависти к новой системе. Пользователи считают, что в конечном итоге новая система будет неудобной, их обманут и заставят платить больше. При этом складывается ощущение, что некоторые из них до конца не понимают, как повременной тариф работает. Насколько в таком случае обоснованно это недовольство? Разбирался корреспондент Znak.com.

Прежде всего — небольшой ликбез. Сейчас за 28 рублей обладатель повременной карты может совершить неограниченное количество пересадок в транспорте (пока только в трамвае и троллейбусе, позже к системе подсоединят и остальные виды транспорта) в течение получаса. За 40 рублей пересаживаться можно в течение часа.

Речь идет только о фиксации пересадок в течение этого времени, то есть если вы в последнюю минуту отведенного времени зарегистрировались даже в пятом по счету трамвае, дополнительно платить не придется. Вам отобьют билет со стоимостью «0 рублей», и вы можете ехать хоть от Эльмаша до Керамики – за эту поездку вы уже честно заплатили. Если же вы фиксируете поездку уже после того как отведенный час истек – придется новую поездку оплатить, таковы правила. Поэтому на пересадках к кондуктору лучше идти сразу, чтобы потом не было мучительно больно. Но это не значит, что через час вас выгонят из трамвая – в стоимость включен весь маршрут, за который вы уже получили билет.

Хотя правила и логика системы предельно просты, недовольные находятся даже среди тестировщиков, хорошо осведомленных о том, как тариф работает. «30 минут на пересадку — это полная профанация! Почти никто не едет до пересадки пару остановок, большинство нуждающихся в пересадке едут из отдаленного района до центра, а там пересаживаются на другой маршрут. Нет возможности моментально зарегистрировать пересадку в следующем трамвае, так как валидаторы не размещены на поручнях, как это сделано во всех нормальных странах, а их носят кондукторы. В итоге, даже успев за 30 минут пересесть в новый трамвай, все равно придется заплатить за новую поездку 28 рублей. Таким образом, повременной тариф – это не что иное, как скрытое повышение стоимости проезда», – цитирует одного из бета-тестеров повременного тарифа в Facebook главный редактор «Эха Москвы» в Екатеринбурге Максим Путинцев.
 
Мнение о том, что повременной тариф – это завуалированное повышение стоимости проезда, вообще достаточно распространено. Но это заблуждение. Есть абстрактное «большинство», оно ездит по правилам, существующим только в воображении комментатора, есть злые чиновники, которые только и хотят заставить его выкладывать из кармана на два рубля за поездку больше.С тарифом на самом деле все нормально. Но есть вещи, на которые администрации стоит обратить внимание, чтобы транспортную реформу не пришлось переносить с 2019 на 2021 год.

1. Гармонизация движения. Если транспорт идет не по расписанию, не по маршруту и с большими интервалами, если после девяти вечера все трамваи и автобусы едут в парк, то никакой часовой тариф не поможет. Люди продолжат переплачивать за поездки, будут клеймить администрацию за то, что сломали все, что работало, и так далее. Но пока нам обещают, что к 2019 году всю систему наладят, и если это произойдет по плану – в выигрыше окажутся все. Кто хочет платить за одну отдельную поездку, продолжит это делать, кому нужны пересадки – тот сможет ускорить свое передвижение, садясь на первый попавшийся маршрут и пересаживаясь, где нужно, не переплачивая за дальнейшее движение. Идеально будет, если в систему пересадок включат и метро — пока чиновники говорят об этом не особенно уверенно (не отрицая и не подтверждая), но без метро пересадочный тариф будет полумерой. К сожалению, чтобы узнать, останется ли тариф узкоспециализированной игрушкой или станет массовым, придется подождать окончания реформы маршрутной сети. Подождем.

2. Инфраструктура. Тестеры правы – ты можешь пересесть вовремя, но не успеть добраться до кондуктора и заплатить еще раз, что опять же обессмысливает тариф. Поэтому в транспорте стоит установить валидаторы на одном из входов. Желающие «зафиксироваться» будут с большим удовольствием добровольно прикладывать карточки, чтобы не вылететь из лимита, и не будут беспокоить по этому поводу кондукторов. Когда-то в трамваях Екатеринбурга уже были валидаторы «самообслуживания» – не вижу причин, чтобы эту практику не продолжить. В конце концов, получает же «И-сеть» свои деньги за обслуживание системы и инфраструктуры – может быть, она поможет городу поставить валидаторы? Если прогноз администрации оправдается, и пассажиропоток после реформы вырастет, они, должно быть, окупятся.

3. Вариативность. Сегодня ты обязан выбрать, использовать тебе тариф 30 минут или тариф 60 минут (напомню – обычной тарифной сетки это никак не касается). То есть, вылетев за пределы 30 минут, ты заплатишь по 28 рублей дважды, и это совсем уже не выгодно. Вместо этого можно было бы сделать комплексный тариф: предположим, за старт первых 30 минут ты платишь 28 рублей, и пересаживаешься, сколько хочешь, но если ты фиксируешь новую поездку за пределами 30 минут, система списывает с тебя еще 12 рублей, до полной стоимости часового тарифа, и дает тебе еще полчаса пересадок. Я так понимаю, что если система может фиксировать время и списывать «0 рублей» во время пересадок, нет никаких ограничений для подобного изменения. Поправьте, если я заблуждаюсь. Если нет – это многим облегчит жизнь. Как, кстати, и возможность оплатить поездки двоих и более пассажиров по одной пересадочной карте – но я понимаю, что это уже совсем близко к фантастике.

Какой вывод для пассажиров? Пересадочный тариф – не панацея, он не исправит всех проблем транспортной системы и не позволит всем платить за проезд меньше. Но он позволит экономить тем, кого в силу каких-то причин транспортная система не жалует удобными прямыми маршрутами. Если вам он не нужен – это ваше право, заставлять им пользоваться никто не будет. Но от того, что сегодня у вас нет простуды, не значит, что в городе нужно запретить парацетамол.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram