Хотя администрация города рапортует о том, что технических проблем с работой тарифа нет и он может быть запущен для общего использования до конца года, в социальных сетях разливаются полноводные реки ненависти к новой системе. Пользователи считают, что в конечном итоге новая система будет неудобной, их обманут и заставят платить больше. При этом складывается ощущение, что некоторые из них до конца не понимают, как повременной тариф работает. Насколько в таком случае обоснованно это недовольство? Разбирался корреспондент Znak.com.
Прежде всего — небольшой ликбез. Сейчас за 28 рублей обладатель повременной карты может совершить неограниченное количество пересадок в транспорте (пока только в трамвае и троллейбусе, позже к системе подсоединят и остальные виды транспорта) в течение получаса. За 40 рублей пересаживаться можно в течение часа.
Речь идет только о фиксации пересадок в течение этого времени, то есть если вы в последнюю минуту отведенного времени зарегистрировались даже в пятом по счету трамвае, дополнительно платить не придется. Вам отобьют билет со стоимостью «0 рублей», и вы можете ехать хоть от Эльмаша до Керамики – за эту поездку вы уже честно заплатили. Если же вы фиксируете поездку уже после того как отведенный час истек – придется новую поездку оплатить, таковы правила. Поэтому на пересадках к кондуктору лучше идти сразу, чтобы потом не было мучительно больно. Но это не значит, что через час вас выгонят из трамвая – в стоимость включен весь маршрут, за который вы уже получили билет.
1. Гармонизация движения. Если транспорт идет не по расписанию, не по маршруту и с большими интервалами, если после девяти вечера все трамваи и автобусы едут в парк, то никакой часовой тариф не поможет. Люди продолжат переплачивать за поездки, будут клеймить администрацию за то, что сломали все, что работало, и так далее. Но пока нам обещают, что к 2019 году всю систему наладят, и если это произойдет по плану – в выигрыше окажутся все. Кто хочет платить за одну отдельную поездку, продолжит это делать, кому нужны пересадки – тот сможет ускорить свое передвижение, садясь на первый попавшийся маршрут и пересаживаясь, где нужно, не переплачивая за дальнейшее движение. Идеально будет, если в систему пересадок включат и метро — пока чиновники говорят об этом не особенно уверенно (не отрицая и не подтверждая), но без метро пересадочный тариф будет полумерой. К сожалению, чтобы узнать, останется ли тариф узкоспециализированной игрушкой или станет массовым, придется подождать окончания реформы маршрутной сети. Подождем.
2. Инфраструктура. Тестеры правы – ты можешь пересесть вовремя, но не успеть добраться до кондуктора и заплатить еще раз, что опять же обессмысливает тариф. Поэтому в транспорте стоит установить валидаторы на одном из входов. Желающие «зафиксироваться» будут с большим удовольствием добровольно прикладывать карточки, чтобы не вылететь из лимита, и не будут беспокоить по этому поводу кондукторов. Когда-то в трамваях Екатеринбурга уже были валидаторы «самообслуживания» – не вижу причин, чтобы эту практику не продолжить. В конце концов, получает же «И-сеть» свои деньги за обслуживание системы и инфраструктуры – может быть, она поможет городу поставить валидаторы? Если прогноз администрации оправдается, и пассажиропоток после реформы вырастет, они, должно быть, окупятся.
3. Вариативность. Сегодня ты обязан выбрать, использовать тебе тариф 30 минут или тариф 60 минут (напомню – обычной тарифной сетки это никак не касается). То есть, вылетев за пределы 30 минут, ты заплатишь по 28 рублей дважды, и это совсем уже не выгодно. Вместо этого можно было бы сделать комплексный тариф: предположим, за старт первых 30 минут ты платишь 28 рублей, и пересаживаешься, сколько хочешь, но если ты фиксируешь новую поездку за пределами 30 минут, система списывает с тебя еще 12 рублей, до полной стоимости часового тарифа, и дает тебе еще полчаса пересадок. Я так понимаю, что если система может фиксировать время и списывать «0 рублей» во время пересадок, нет никаких ограничений для подобного изменения. Поправьте, если я заблуждаюсь. Если нет – это многим облегчит жизнь. Как, кстати, и возможность оплатить поездки двоих и более пассажиров по одной пересадочной карте – но я понимаю, что это уже совсем близко к фантастике.