> Деревня Сомали - Аргументы Недели

//Общество 13+

Деревня Сомали

Кусочек Африки в Санкт-Петербурге

№  () от 26 июля 2017 [«Аргументы Недели », Сергей Нехамкин ]

105 лет назад Россия в очередной раз продемонстрировала, что идёт в ногу с цивилизованным миром. В 1912 году в Санкт-Петербурге открылся луна-парк. Такой же (ладно, почти такой же), как в США, Лондоне, Париже, Берлине... И аттракционы здесь были такие же (ладно, почти такие же), как там. В частности, питерская публика имела возможность поглазеть на настоящих африканских туземцев. Совсем как в Лондоне, Париже, Берлине.

Луна-парк

«Открытие сада Луна-парк – последнее слово техники и изобретательства. Сначала в Америке, потом в Европе нашли, что увеселять публику – дело не совсем простое. Теперь луна-парки проникают к нам» – писал «Огонёк» в 1912-м.

Первый в мире луна-парк открылся в 1903-м на Кони-Айленде в Нью-Йорке – и тут же стал знаменит. Далее пошли луна-парки в ряде европейских столиц, в Лейпциге, в 1911-м – в Каире… Франшиза! – местные предприниматели покупали раскрученную торговую марку, выбирали аттракционы, приглашали специалистов из «головной фирмы» для их монтажа. Вот и петербургский купец первой гильдии Хабибулла Ялышев решил вложиться в новый проект. Он владел известным в Питере Крестовским садом с театром и знаменитым рестораном. Всё продал, наскрёб ещё деньжат. Рискнул на полмиллиона рублей – и не прогадал: когда луна-парк открылся, народ повалил. Хотя билеты были дороги – от полутора до двух рублей (месячный заработок рабочего тогда – примерно 50–60 рублей). Но поход того стоил! Гостей ждали удивительные забавы: «горная железная дорога» (вариант «американских горок»), широченное «чёртово колесо» – вращающийся круг, на котором желающие безуспешно пытались устоять, «пьяная лестница». Ну и более традиционные развлечения: летний театр, музыка, буфеты…

«Сомалийская деревня» – тоже один из аттракционов.

Чёрные в белом

Что она собой представляла – можно судить по сохранившимся фотографиям. Африканские хижины за загородкой. Десятка два угольно-чёрных мужчин и женщин. Вот они танцуют перед публикой. Вот с круглыми щитами и копьями устраивают показательные бои. Вот просто заняты домашними заботами возле хижин, а посетители их разглядывают. При этом, заметим, никаких женских обнажённых грудей, набедренных повязок – африканцы глухо закутаны в национальные белые одеяния. Цели аттракциона – сугубо этнографическо-познавательные, научно-просветительские. Так что всё прилично!

Всё прилично? А сам факт, что людей с другим цветом кожи привозили из далёких краёв на потеху жителям «цивилизованных стран» – это прилично? Что самодовольные местные обыватели дивились на «дикарей», как на экзотических животных, тыкали пальцами, хихикали – это прилично? «Человеческие зверинцы» – так называли подобные уголки луна-парков. В Петербурге были сомалийцы, а в Париже – пигмеи, в Берлине – конголезцы. В Нью-Йорке кроме африканцев ещё и эскимосы. Белые братья развлекались, глядя на представителей недоразвитых племён.

Ну в общем, такова примерно позиция тех, кто сегодня пишет о тогдашних «человеческих зверинцах». Правильная позиция! С сегодняшней точки зрения. Но честно ли судить людей прошлого мерками XXI века?

Вчерашний взгляд

Нравится, не нравится – человечество развивалось так, как развивалось. Со времён Великих географических открытий начала складываться всемирная колониальная система. Более технологически развитые европейские державы веками прихватывали пространства на других континентах, покоряя местное население. Европейцам-колонизаторам можно припомнить тысячи грехов. И что? Осудить? Осуждаем. Но честно ли требовать от потомков, чтобы они до скончания веков посыпали головы пеплом из-за неполиткорректности предков? Может, достаточно просто искренне признать: да, был такой этап истории. Ну, что сделаешь – был! Больше не повторится.

Колониальная система начала сыпаться после Второй мировой войны (хотя «человеческие зверинцы» в Европе существовали года до 1948-го). Тогда и пришло понимание, что отношение к людям «третьего мира» должно меняться в корне. А до того? А до того – увы! – нередко даже лучшие умы человечества смотрели на тех же африканцев, если не как на зверей, то всё же немножечко как на «братьев меньших». Увы.

Громкие имена

Напомним знаменитую ныне историю, случившуюся чуть позже, – «АН» её подробно разбирали в №29-2010. В 1926 г. советский профессор Илья Иванов возмечтал в научных целях скрестить человека и обезьяну. У идеи было несколько вариантов реализации. Один из них – в Африке найти одинокую туземку и впрыснуть ей обезьянье семя (вообще Иванов был специалистом по искусственному осеменению). С сегодняшними этическими оценками этого замысла всё ясно. Но кто Иванова горячо поддерживал тогда? У нас, например, академики Иван Павлов, Николай Вавилов, Владимир Вернадский… На Западе – Эмиль Ру, Альбер Кальмет, Поль Ланжевен… Гениальные учёные, светила. И одновременно – эмоционально глухие, аморальные типы? Нет, никак не скажешь. Просто люди своего времени. А у каждого времени – свой взгляд. Что чернокожую африканку запросто можно скрещивать с шимпанзе, казалось вполне нормальным – не спрашивать же у неё согласия!

Между прочим, характерно, на чём «африканский этап» проекта Иванова обломался. По договорённости с французскими коллегами профессор приехал в Киндию (это Гвинея, тогда французская колония). Но оказалось, что даже в самых глухих местных деревнях нет одиноких женщин! Девочки – с родителями, потом обязательно выходят замуж, если муж умер или погиб, его брат обязан взять вдову в свой дом второй женой. Но, чтобы женщина осталась одна, с детьми на руках, и с голодухи была согласна на что угодно – такого местные традиции не позволяли. А тут ещё тамошние мужчины прознали, чего именно профессор задумал – и Иванов еле унёс ноги. Не созрели, знаете ли, глупые негры до понимания красоты научного замысла, дикари, что скажешь! Профессор потом искал «согласную» даму в Европе, в СССР – да тут по ряду организационных причин Академия наук эксперимент закрыла.

Мы этот сюжет вспомнили, чтобы пояснить – почему «человеческие зверинцы» (и питерская «деревня Сомали» в частности) не вызывали тогда у публики в луна-парках угрызений совести. Скорее лишь любопытство – не более. Ой, Вань, гляди-ка – чёрные! Да, ну, Зин, пошли лучше на «чёртово колесо»…

ПЕРВЫМ чернокожим, вошедшим в русскую историю, был, конечно, знаменитый «арап Петра Великого», прадед Пушкина Абрам Ганнибал (1696–1781). Его судьба известна, и всё же напомним, что этот человек сделал для России – возводил крепости в Сибири и на Балтике, строил Кронштадтский канал, обозначал русско-шведскую границу, был главным военным инженером русской армии, вышел в генерал-аншефы (почти фельдмаршалы). Ещё именно Ганнибалу Екатерина II повелела заложить первые картофельные поля в России (изучались русские перспективы заморского овоща), именно Ганнибал благословил на военную службу юного Суворова. Немало, согласитесь.

Был у Абрама Петровича и брат Алексей. Он ничем не прославился – просто играл на гобое в оркестре Преображенского полка.

Конечно, по понятным причинам «чернотелые» люди в России долго оставались диковиной. Но имелась в XIX веке в нашем Отечестве служба, на которую лишь негры и брались. Это «арабы (писалось так) Высочайшего двора» – особые служители Зимнего дворца. Одетые в живописную форму, они участвовали в различных церемониалах, исполняли обязанности курьеров, личных слуг императорской семьи. Их было немного (6–8 человек), им платили хорошее жалованье, в Зимнем для них имелись свои покои, столовая рядом с царской. Перейти в русские «государевы арапы» предлагалось, как правило, чернокожим слугам уезжавших на родину иностранных послов – при условии, что кандидат исповедует христианство, знает русский язык и представит рекомендации прежних хозяев.

Со временем негры стали попадать в старую Россию и другими путями – но по-прежнему нечасто. Однако, может, потому и каких-то расистских сюжетов у нас не припоминается? Скорее наоборот. Вспомните, с какой любовью русские моряки относятся к чернокожему Максимке у К. Станюковича. Или вот мимолётная деталь из «Ямы» А. Куприна. Там действие, если помните, происходит в публичном доме, среди посетителей оказывается негр из кафешантана – и девицы дивятся, что его чёрная кожа не пачкает крахмальное бельё, ревниво спорят за право обслужить необычного клиента.

Реалити-шоу

Кстати, посмотрим на ситуацию глазами обитателей «деревни Сомали». Что-то не кажется мне, что они себя ощущали очень уж страдающей стороной.

Да, с помощью колониальных чиновников для «человеческих зверинцев» отбирались наиболее характерные «расово-национальные типы». И что? Дальше мужчин вывозили для рабского труда? Женщин продавали в гаремы? Бросьте. Эпоха чёрных невольников к 1912 г. давно прошла. «Негры в вольерах» должны были приносить прибыль, вряд ли их избивали и гнобили. Скорее предлагалось что-то вроде контракта наподобие нынешних реалити-шоу: ваше дело – просто жить по-своему на глазах у публики, иногда танцевать и размахивать копьями. За это – еда, полное обеспечение, какая-никакая оплата.

Так что давайте отнесёмся спокойно к тому, что была когда-то в Санкт-Петербурге африканская деревня. Честное слово, в нашей истории есть более серьёзные поводы для стыда. А это – просто забавный эпизод.

P.S. Согласно недавно опубликованному демографическому прогнозу ООН, к концу нынешнего века до 40% населения планеты будут составлять африканцы. Конечно, к любым прогнозам надо относиться с осторожностью – кто там знает, какие войны, эпидемии и другие напасти караулят мир впереди. Но если XXI столетию всё же повезёт оказаться более-менее спокойным, то… Выросшее население Африки на Чёрном континенте явно не удержится, будет разъезжаться по планете. Так что запросто могут появиться под Питером (да и по всей России) уже отнюдь на театральные «деревни Сомали». И восприниматься они будут как нечто само собой разумеющееся.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте