Не правы те, кто язвительно называет авиационно-космический салон в Жуковском «демонстрацией достижений советского авиапрома». Школа авиастроения на пустом месте не появляется, российская авиация давно отпраздновала вековой юбилей. И вполне закономерно, что в силуэтах новейших перехватчиков, бомбардировщиков и авиалайнеров легко угадываются благородные предки.
Един для всех
Внешняя схожесть проходящего испытания МиГ-35 с его гениальным предшественником МиГ-29 способна обмануть лишь дилетанта. Законы аэродинамики едины абсолютно для всех летательных аппаратов, и ещё многие десятилетия назад конструкторы КБ и наука ЦАГИ на бумаге и в аэродинамических трубах вывели оптимальную, близкую к идеалу форму фюзеляжа и профиль крыла. Лучшего для сверхзвуковых скоростей уже не придумать. Гиперзвуковые полёты, свыше 4 скоростей звука, потребуют создать абсолютно новый облик летательных аппаратов, и вот тогда-то и уйдёт схожесть новых машин с бестселлерами прошлого.
Сегодня на первое место выходят электронная начинка самолёта, системы управления, радар, ёмкость топливных баков, вооружение, повышение мощности двигателей – всё это другого уровня, отвечает запросам сегодняшнего, а то и завтрашнего дня. Это же можно сказать и про Су‑35, который продемонстрировал высший пилотаж, затмивший всё, что когда-либо демонстрировали асы мирового уровня. Пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» на тяжёлых боевых истребителях Су-30 и «лёгких» МиГ-29 тоже подтвердили в небе МАКСа, что они вне конкуренции на любых авиашоу планеты. Отсюда и проблемы – туда, где хозяева авиафорумов заинтересованы «толкнуть» истребители собственного производства, наших не зовут. Санкции здесь ни при чём. Просто на фоне демонстрации фантастической сверхманевренности российских боевых машин европейские и американские аппараты выглядят бледно. Можно сказать – отстойно. Любой может найти видео и посмотреть, что показывают в небе лётчики США на истребителе 5-го поколения F-35 – унылые виражи, элементарные фигуры, достойные, пожалуй, средненьких курсантов лётного училища. Не потому, что они плохие пилоты, а потому, что техника не позволяет.
Похоже, по этой же причине в Жуковском Европа и Америка были представлены стендами в павильонах и авиалайнером «Эрбас-А350», от которого никто и не ждал эффектного высшего пилотажа. На полёты наших асов с восторгом смотрел шейх из Кувейта, руководитель российско-кувейтской компании Winners International Фахад Аль-Бакер.Все попытки представителей отечественного бизнеса увести его подальше от ревущей взлётно-посадочной полосы в комнату для переговоров остались безуспешными. Шейх вежливо раздавал визитки и продолжал снимать на смартфон небесное представление. Но в паузе между полётами с готовностью ответил на вопросы главного редактора «АН» Андрея Угланова:
– Господин принц, как вы оказались на авиасалоне?
– Я приехал сюда в поисках крупных российских компаний. Хотел бы посмотреть, что они производят.
– Как оцениваете российскую военную авиацию?
– Я приятно удивлён её возможностями! Даже представить себе не мог, что всё на таком уровне. На данный момент у нас готовится контракт c Рособоронэкспортом на 13 миллиардов долларов. Это говорит о том, что качество продукции очень высокое. И весь мир об этом знает.
– Почему бы в Кувейте не сделать базу ВКС России?
– В Кувейте хотят создать сервисный центр по ремонту танков и другой российской военной техники для всех стран Ближнего Востока. Это впервые.
– Как оцениваете действия российской авиации в Сирии?
– Мы все в курсе, что сейчас происходит в Сирии: только Россия даёт отпор терроризму. Российская авиация действует блестяще. Весь Ближний Восток никогда не забудет то, что сделала для нас Россия. Неизвестно, что было бы, всё бы просто исчезло.
Тема совместного российско-украинского лайнера Ан-148 закрыта «в силу рисков с Украиной», как заявил глава ОАК Юрий Слюсарь, «текущий контракт по этому самолёту также выполняется с трудностями. Украина нам всё сильнее и сильнее в этом смысле заворачивает возможности поставки».
А сейчас, судя по последним новостям с Украины, знаменитую фирму «Антонов» начали дербанить, делить активы. Худо-бедно, за счёт собственной авиакомпании в том числе, авиастроителям удавалось сводить концы с концами, иметь прибыль и разрабатывать новые типы самолётов. Что будет теперь, покажет время.
– Почему Турция захотела купить С‑400?
– Всё просто. Кто производит лучшую технику? Россия. Россия преподала урок всему миру.
– Что пожелаете российским гражданам?
– Если бы я не родился в Кувейте, я бы хотел быть россиянином. Россияне поддерживают друг друга, это великая страна. Надеюсь, российская экономика будет и дальше развиваться и становиться ещё мощнее.
И вот «Русские Витязи» на новеньких Су-30СМ. Свежие машины позволили им выполнять ещё более рискованные трюки. Но и более зрелищные. Это единственная в мире пилотажная команда, показывающая групповой высший пилотаж на тяжёлых строевых истребителях. Начинают выступление, а по громкой связи транслируются реальные переговоры лётчиков. Фотографировать их невероятно тяжело – скорости не позволяют. В объективе проносятся так стремительно, что пока нажимаешь на спуск, уже нечего снимать – все улетели. Конечно, в небе Жуковского они не на сверхзвуке, иначе все близлежащие дома останутся без остекления. Самолёты так сильно сближаются в фигурах высшего пилотажа, что с земли кажется – столкновение неизбежно. Но… всё в порядке. Асы своё дело знают. Громкий зрительский возглас «ах» звучал на поле и в шале неоднократно. Выступление заканчивается. Пилоты благодарят всех, кто смотрел, за внимание и поддержку по громкой связи, а посетители свистят, кричат «ура» и в воздух подбрасывают нет, не чепчики, другие головные уборы. Ведущий включает нервную, как нож по стеклу, композицию «Зима» Антонио Вивальди из цикла «Времена года». Все, кто видел, что творили «Русские Витязи» в небе, с помощью музыки выходят из транса.
Суперкрасочное шоу показала арабская пилотажная группа Fursan Al Ematar – «Рыцари пустыни». На итальянских учебно-тренировочных самолётах Aermacchi MB-339 лётчики из ОАЭ радовали публику. Машины в чёрно-золотой ливрее, изображающие нефть и песок, – символы арабского мира. Они выступают 7 самолётами в связке 5+2, то есть пилотаж демонстрируют вдвоём, впятером, всемером. На подготовку лётчиков группы ушло почти два года, Fursan Al Ematar была образована только в 2008 году. Скорости у них, конечно, ниже, самолёты легче, чем у «Русских Витязей» и «Стрижей». Но слётанность изумительная! Молодцы, не побоялись принять участие в российском мероприятии. Кроме них летающие иностранцы – Baltik Bees Jet Team – «Балтийские пчёлы» из Латвии.
Чехия и чехи
Из европейцев у корреспондентов «АН» наибольшую симпатию вызвали чехи. Целый павильон, богатая экспозиция, готовность к сотрудничеству практически без оглядки на санкции. Сидят себе у стендов, попивают пиво, которое явно захватили с собой из дома, и привечают гостей. Чехия – страна с богатой авиационной историей, и даже посол Чехии в России Владимир Ремек «свой» человек на МАКС‑2017 – он лётчик-космонавт, в 1978 году в составе экипажа «Союз-28» летал на орбитальную станцию «Салют-6». А вечером на автостоянке состоялась встреча с другими чехами – зрителями. Обратил внимание на живописную группу немолодых людей с солидными баллонами пива, кофейниками и кучей скарба в открытых багажниках. Оказалось, они приехали специально на МАКС, заранее, за полгода, оформили визы.Ещё несколько с видом нашкодивших школяров выбрались из кустов, за которыми торчит хвост космического челнока «Буран» – на территории ЛИИ им. М.М. Громова прячется много удивительных вещей. Один из них, улыбчивый чех Милослав Грабак прилично говорит по-русски:
– Я много лет работал авиамехаником, сейчас на пенсии, но авиация осталась моим главным хобби. 20 лет читал в газетах восторженные репортажи из России про МАКС и наконец решился. Связался с российскими друзьями, они нам всё организовали. Трое наших приехали на машине-кемпере, а мы, тоже втроём, прилетели.
– Каковы впечатления?
– Это грандиозно! Такое раз в жизни надо увидеть своими глазами! На МАКСе мы провели два дня. Увидели то, чем раньше любовались на картинках. Ту-160 «Николай Кузнецов» великолепен! Говорят, он воевал в Сирии. А сумасшедший русский пилотаж на истребителях! У нас тоже проводят авиашоу, но это – лучшее в мире.
Статичная экспозиция демонстрирует и былые авиационные заслуги: сверхзвуковой красавец Ту-144 опередил «Конкорд», рядом Ту-155 – самолёт с двигателями на криогенном топливе. Пока в 1980-е европейские «партнёры» только обсуждали возможность использования такого топлива в авиации, наша делегация взяла и прилетела во Францию на этом самолёте. Но в 1990-х разработка, опередившая своё время, была убита, как и почти вся отечественная гражданская авиация. Хорошо, до военной индустрии руки у «авиагробовщиков» не дошли до основания – просто не успели. И была ещё одна важная причина – военная авиация приносила огромные деньги от экспорта.Поэтому можно сказать, что авиапром выжил на крыльях наших «ястребков».
А МАКС продолжает интриговать – где он пройдёт в 2019‑м? Кто победит в борьбе за авиасалон мирового уровня – Жуковский или Кубинка? Ответ получим в следующем году. Почти полмиллиона посетителей МАКС-2017 ждут ответа.