Аргументы Недели. Екатеринбург → Общество

Загадки и отгадки царских дней: почему Николай II царем России не был

, 16:30

Начнем с того, что расстрелянный со своей семьей в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева Николай Александрович Романов царем российским никогда не был. Да, утверждать подобное во время царских дней, когда тысячи верующих совершают крестный ход на Ганину Яму в попытке замолить зверское убийство семьи монарха, кощунственно, но все именно так: убитый Николай Романов не только не был царем России, но уже и не мог им быть. Разберемся, в чем подвох.

Как следует из официального монаршего титула, царем некоторых территорий Николай II все же был, например: царем Грузинским, Казанским, Астраханским, Польским, Сибирским и еще царем Херсонеса Таврического. Еще он именовался «великим князем», просто «князем», «государем», «повелителем», «обладателем» и «герцогом» ряда земель в Европе и Средней Азии. Что же до России, то в нашей стране он носил иной титул – «император». В чем же разница?

Разница в том, что со времен Петра Первого Россия стала именоваться империей, а император, помимо статуса главы государства, становился еще и главой Православной Кафолической Греко-Российской Церкви, действовавшей до революции 1917 года. В историю это явление вошло под термином цезаропапизм.

Напомним, что 25 января 1721 года Петр Алексеевич провозгласил себя главою Церкви, упразднив патриаршество, ставшее к тому времени самостоятельным центром политической власти, и учредил Синод: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного», – объяснил Петр реформу в опубликованном церковном регламенте. С тех пор Церковь фактически срослась с госаппаратом: строительство и содержание храмов, в том числе выплата зарплат священникам, осуществлялось из казны.

В 1797 году другой император Павел I своим актом реформировал петровскую систему престолонаследия в Российской империи, запретив, в частности, браки с иноверцами, ибо «Государи Россiйскiя суть Главою Церкви». Таким образом, переход должности главы Церкви по наследству в Императорском Доме Романовых был закреплен законодательно.

К моменту своего убийства Николай II отрекся от императорского престола в пользу брата Михаила, который в свои права так и не вступил, однако у Николая оставался и прямой наследник – тринадцатилетний сын Алексей Николаевич Романов, убитый вместе со всей семьей в доме инженера Ипатьева 99 лет назад и останки которого вместе с останками его сестры Великой княжны Марии Романовой были найдены в Поросенковом логу в августе 2007 года.

Внимание, вопрос № 1: почему же вопреки результатам многократных генетических экспертиз РПЦ отказывается признавать останки наследника Российского императорского трона?

Для тех, кому ответ еще не кажется столь очевидным, напомним, что на религиозной карте мира нынешняя Русская православная церковь юридически является новообразованием, созданным осенью 1943 года секретарем ЦК ВКП (б) Иосифом Сталиным для сплочения народа во время Великой Отечественной войны взамен разгромленной, разграбленной и лишенной в свое время прав юридического лица Православной Кафолической Греко-Российской Церкви.

Отсюда вытекает вопрос № 2: является ли нынешняя РПЦ во главе с Патриархом всея Руси Кириллом (Гундяевым) правомочным субъектом для признания или непризнания останков убитого несовершеннолетнего главы той изначальной Православной Греко-Российской Церкви?

С чисто юридической точки зрения, ответ может быть только отрицательным, поскольку правопреемницей той самой изначальной ПКГЦ нынешняя РПЦ со всей очевидностью не является. Считается, что правопреемством по отношению к дореволюционной церкви обладает лишь Русская зарубежная церковь, отношения с которой у РПЦ остаются напряженными: памятуя об обстоятельствах создания Московского патриархата, наиболее радикальная часть зарубежных священников считает РПЦ «плоть от плоти» НКВД-КГБ и на этом основании в принципе отрицает за последней право на осуществление таинства крещения.

Но вернемся к теме. Официальное признание найденных в Поросенковом логу останков останками зверски убитого несовершеннолетнего наследника Российской империи Алексея Николаевича Романова со всей неумолимостью поставит вопрос о праве наследования императорского престола ближайшими живущими родственниками убитых Романовых. И речь не столько о материальных богатствах уничтоженной императорской семьи, сколько о самом наследовании императорского трона и вместе с ним (по закону ПавлаI) – должности главы Церкви.

Ясно, что уже само по себе признание останков станет для РПЦ большой проблемой, которая может привести к расколу, не говоря уже об отставке действующего патриарха. И не случайно в 2015 году аккурат перед церемонией погребения останков цесаревича Алексея патриарх Кирилл обратился к Владимиру Путину с требованием возобновить экспертизы, и тот дал соответствующее поручение главе Следственного комитета Александру Бастрыкину для возбуждения нового уголовного дела. Между тем, сомнений в положительных результатах генетической экспертизы у посвященных в тему историков нет.

– По моим данным, генетическая экспертиза закончилась в марте. Я не знаю ее результатов, но по косвенным данным мне известно, что она закончилась успешно и все подтвердилось. Вопрос о признании подлинности останков будет выноситься не на Архиерейский собор Русской православной церкви, а, скорее всего, на Вселенский собор. Он состоится в конце года, – рассказал порталу 66.ru исследователь Николай Неуймин в апреле этого года.

Между тем, признать останки можно было как минимум дважды: в 1998 году при Борисе Немцове (возглавлял правительственную комиссию по останкам) и через 10 лет, в 2008 году.

– 5 декабря 2008 года положительные результаты генетических экспертиз трех лабораторий были обнародованы на научной конференции в Екатеринбурге в присутствии представителя правящего Патриарха Алексия II. Останки из Поросенкова лога были признаны принадлежащими цесаревичу Алексею и, соответственно, подтвержден факт смерти наследника трона. Получается, что с этого момента должен был вступить в силу Акт Павла I о престолонаследии. И тут во время кофе-брейка всех участников конференции потрясла новость о кончине патриарха. Если абстрагироваться от слухов и сплетен, что ему «помогли» умереть, получается, что своей смертью патриарх предоставил РПЦ уникальный исторический шанс восстановить монархию и правопреемство с дореволюционной Россией. Но они этого не сделали и даже сам знак не заметили. Честно говоря, и до меня самого это дошло через несколько лет, – поделился с «Аргументами недели. Урал» своими впечатлениями участник конференции и раскопок 2007 года историк Андрей Григорьев.

Справедливости ради заметим, что инициирование процедуры наследования Российского императорского трона, включавшего в себя и Церковь, должно было бы начаться 1 октября 2008 года с момента решения Президиума Верхового суда Российской Федерации о реабилитации членов императорской семьи как жертв политических репрессий. В своем решении суд, в частности, ссылается на справку Санкт-Петербургского ЗАГСа, подтверждающую факт смерти Алексея Романова в результате убийства.

Но церковные иерархи уводят дискуссию от ключевого вопроса о наследстве совершенно в другую сторону – в дискуссию о генетике и святых мощах, споры о которых можно вести бесконечно, тем более, что противников екатеринбургских останков в РПЦ предостаточно.

А между тем, дело уже близится к столетию зверского убийства, включавшего в себя расстрел несовершеннолетних детей с последующим добиванием штыками, расчленением тел, обливанием останков кислотой и сжиганием на костре. В следующем году страна будет отмечать уже вековой, так сказать, «юбилей» этой бесчеловечной казни, аналогов которой не было, пожалуй, за всю историю монархии. И чем ближе к столетию убийства, тем все дальше и дальше Церковь уходит от существа вопроса об императорском наследстве, опустившись уже на уровень терминологической подмены, заменив Императора Всероссийского на царя Сибирского, символически кастрируя императорский титул и лишая потомков Романовых наследных прав на императорский престол и главенствующую роль в церкви.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram