Аэропорт «Байкал»: история одного «кидалова»
№ () от 19 июля 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Марина Денисова ]
Аэропорт в любом городе — объект режимный: что происходит за его забором, редко становится достоянием общественности, особенно если это не входит в планы начальства. Однако строительство взлетно-посадочной полосы в Улан-Удэ теперь широко обсуждается не только в Бурятии: мать одного из вахтовых рабочих с многомиллиардного объекта написала Владимиру Путину. «Рабочих поселили в нечеловеческих условиях, а деньги просто разворовываются», — жалуется женщина.
«Здравствуйте Владимир Владимирович. Пишет вам мать, чей сын уехал на строительство аэродрома в город Улан-Удэ, как я понимаю, это объект Министерства обороны. В начале мая мы отправили детей на заработки. Но вот скоро два месяца, а заработную плату никто им не платит, мужики живут в бараке, без света и воды, работают по 12 часов без выходных, кормят их на 300 рублей в сутки. Мы пытались звонить Генеральному подрядчику в Москву, узнать, где финансирование объекта, но кроме хамства ничего не услышали. Договор с рабочими заключили только 19 июня, 26 человек бросили работу еще до договоров, так как не дождались никакого аванса и уехали своим ходом обратно. Наши ребята остались, потому что выехать не на что. За два месяца выдали им по 2 тысячи рублей. ПОМОГИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОДРЯДЧИКИ ПРОСТО РАЗВОРОВЫВАЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, НЕУЖЕЛИ НИКОМУ НЕТ ДЕЛА ДО ЭТОГО», — такое обращение поступило в приемную президента Владимира Путина. И ситуация перестала быть «делом за забором» многомиллиардного объекта.
В график не вписались
Напомним, в августе 2016 года между федеральным агентством воздушного транспорта (ФГУП «Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)») и Новороссийским филиалом ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов» Министерства обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт на реконструкцию аэродромного комплекса аэропорта Улан-Удэ. Проект запущен в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Новая взлетная полоса длиной в 3 400 метров, шириной в 45 метров строится параллельно существующей. Общая стоимость объекта составляет 3,8 миллиарда рублей, в том числе финансирование реконструкции в 2016 году — 1,1 миллиарда рублей, в 2017 году — 2,7 миллиарда рублей. По графику завершение строительства новой ИВПП запланировано на конец 2017 года.
Однако строительство шло не так бодро, как хотелось составителям графика. Еще при бывшем главе республике Вячеславе Наговицыне информация об отставании от сроков время от времени появлялась в СМИ с обязательным комментарием, что подрядчики получили нагоняй и обещали исправиться. Так, в декабре прошлого года правительство Бурятии организовало на месте строительства выездное совещание, подрядчику указали на отставание от графика и необходимость привлечения местных поставщиков и подрядных организаций. Субдоговоры с подрядными организациями на тот момент не были заключены, на объекте работало всего 90 человек. Через несколько месяцев, уже при новом руководителе республики, ситуация не особо улучшилась. В апреле 2017 года министр транспорта России Максим Соколов, прибывший с рабочим визитом в Улан-Удэ, отметил, что работы по строительству новой взлетно-посадочной полосы «вызывают определенные вопросы». Отставание на тот момент составляло 3 месяца.
К концу июня отставание сократилось до 1,5 месяцев. Сообщалось, что работы идут круглосуточно, на строительстве новой взлетно-посадочной полосы занято более 500 человек, задействовано 138 единиц техники. В основание новой полосы уложено более 120 тысяч квадратных метров «тощего» бетона и более 20 тысяч «марочного». Завершены, сообщалось в пресс-релизах, работы по устройству щебеночного основания и укладке кабелей новой полосы.
Однако к этому времени на месте строительства уже три недели впроголодь жила бригада вахтовиков.
Вместо Крыма — нары
Команду из Иркутска, Читы, Зимы, Белгорода и других городов завезли туда 13 июня. Почти все они — строительные рабочие с опытом, переезжающие от объекта к объекту. В этот раз их зафрахтовали, ни много ни мало, на строительство Крымского моста, но привезли почему-то в Улан-Удэ, фактически в чистое поле.
— Сказали, что по Крымскому мосту финансирование еще не пошло, что там деньги будут в конце июля — начале августа и пока предложили поработать в Улан-Удэ, — рассказал один из этих рабочих, иркутянин Александр Картоев. — Обещали 60 тысяч рублей за первый месяц работы, но выплатили только по 2 тысячи аванса. Первый день мы просто просидели в поле, негде было отдохнуть, и работы не было.
Строить бригада должна была сопутствующие здания — щитовые, коммуникации вдоль ВПП, колодцы под электрощитки, устанавливать арматуру, заливать опалубку. Уже на месте выяснилось, что пока не поступили даже материалы, нет рабочих инструментов, нет жилья, нет горячего питания. Попросив рабочих войти в положение, в итоге заставили их же строить забор, хотя это не входило в их обязанности. «Мы месяц входили в их положение, пока нам обещали, что вот-вот придут деньги», — говорит Александр.
Между тем поселили людей в хостелах, за которые им же самим нужно было платить. Договорились с кафе, чтобы людей кормили за 160 рублей в сутки, но на эти деньги обед там состоял только из супа, тогда как полноценный обед для человека, занятого тяжелым физическим трудом, это хотя бы три блюда и пресловутый компот. Но ни о каком компоте речи не было, тем более о котлетах. Так же как о горячей воде и нормальной постели. «У вахтовиков, как правило, требования простые — еда, постель и горячая вода, чтобы помыться, но нам не предоставили даже этого», — возмущаются рабочие.
Через некоторое время с ними подписали контракты, выделили под жилье спортзал, где им пришлось самим построить нары, а вместо постели приспособить сумки и одежду. Десять человек уехали, так и не дождавшись контрактов, часть уехала позднее, сейчас остались 6 человек, которых выгнали с объекта 13 июля, после того как они рассказали о происходящем местному телеканалу. И люди оказались фактически выброшенными на улицу — чтобы уехать, денег тоже не было.
«Нам просто сказали — уходите, мы не нуждаемся в ваших услугах. Вы знаете, я до этого работал на многих объектах, строил дороги, укладывал трубы, работал на разных подрядчиков и субподрячиков, но такого, как в Улан-Удэ, нигде не было. Потом мы узнали, что на наше обустройство якобы было выделено 2 миллиона рублей, но эти деньги до нас так и не дошли, — говорит Александр. — К нам приходил недавно гендиректор компании, которая нас сюда привезла, просил подписать документ, по которому у нас нет к нему претензий, и обещал в этом случае выплатить месяца через полтора-два какие-то деньги. Никто из возмущенных его не подписал».
Вместо этого строители готовятся подписать коллективную жалобу в прокуратуру Бурятии, каждый готов отстаивать свои права и компенсацию за месяц простоя. Слова вахтовиков нашей редакции подтвердили в кадровом агентстве, занимавшемся подбором персонала. Там от действий нанимателя, компании ООО «МидасГрупп», выступающей подрядчиком на ВПП, в таком же шоке, как и строители на месте.
Работодатель «ни стыда ни совести»
«Они собирали рабочих на строительство Крымского моста со стороны Тамани, чем мы и занимались с мая, — рассказал наш источник в кадровом агентстве. — Подразумевалась оплата проезда, питания, проживания и обеспечение спецодеждой — люди даже выслали свои размеры одежды. Поскольку объект режимный, всех кандидатов проверили спецслужбы. Однако в начале июня направление поменялось, работодатель объяснил, что по мосту в Крыму финансирование будет позднее, а по объекту в Улан-Удэ уже началось, туда людям и прислали билеты».
Звонки в агентство начались сразу же в день прилета. «Люди жаловались, что их не оформили, привезли буквально в чистое поле, где они просидели до 9 вечера. Мы с этой компанией раньше не работали, поверьте, я очень подробно расспрашивала об условиях работы. Никогда раньше у нас не было подобного. Бывали задержки зарплаты, какие-то еще нестыковки, их решали оперативно, но чтобы привезти людей в поле, не обеспечить им, где спать и что есть, не обеспечить даже работой — там не было ни инструментов, ни материала — такого не было».
По словам сотрудника кадрового агентства, с директором компании-работодателя они тут же связались и общались ежедневно в течение трех недель. Все это время их и работников кормили «завтраками», обещали, что деньги вот-вот поступят, что вопрос решается, что все наладится. «Потом мы поняли, что это бессмысленно, и вторую партию работников, которые должны были заехать после первой группы, отправлять не стали. С этим работодателем все отношения прекратили», — говорят кадровики.
Из открытых источников удалось установить, что ООО «МидасГрупп» зарегистрировано и поставлено на учет в налоговый орган Андреем Александровичем Теньковским 23 марта 2017 года в городе Ишим Тюменской области. Он там учредитель и генеральный директор, уставной капитал компании — 10 тысяч рублей. В апреле «МидасГрупп» включили в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве микропредприятия. Основной вид деятельности компании — строительство жилых и нежилых зданий, дополнительные виды деятельности — отделочные, электромонтажные и так далее работы. Отметим, в 2010 году все в той же Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области было зарегистрировано «ИП Теньковский Андрей Александрович». Основным видом деятельности там значилось «Производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве».
У директора ООО «МидасГрупп» Андрея Теньковского взять комментарий не удалось — на звонки он так и не ответил, хотя в распоряжении редакции оказался номер его сотового. Телеканалу АТВ Теньковский сообщил, что аванс сотрудникам выплачен вовремя, а оговоренная работа вахтовиками не выполнена. «Я их набирал. Положить поспать? Мы их положили, покормили, питались в столовой три раза в день. Аванс в расчете две тысячи. Первый месяц еще не закончился. Аванс получили, по выработке не сделано ничего, объемы ни одни не сданы», — рассказал он. Отсутствие на стройке материалов, инструментов и электричества он никак не прокомментировал.
Нужно сказать, что мать вахтовика, написавшая Путину, ответ уже получила. «Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации направлено в Федеральную службу по труду и занятости в целях объективного и всестороннего рассмотрения в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в целях осуществления функций надзора в Прокуратуру Тюменской области с просьбой проинформировать Вас о результатах рассмотрения», — говорится в официальном документе.
Но пока вахтовики ждут результата проверки, «МидасГрупп» снова набирает рабочих — теперь уже самостоятельно, с помощью объявлений на одном из популярных интернет-ресурсов.