Аргументы Недели → Общество № 28(570) от 20.07.17 13+

«Югра»: 
территория проблем

, 00:07

Центробанк РФ ввёл временную администрацию в банке «Югра» на полгода, вклады в который составляют 182 млрд рублей. Это крупнейший страховой случай в истории банковской России. Как же так получилось, что один из крупнейших российских банков, во-первых, оказался на грани катастрофы, во-вторых, по структуре напоминает банальную «пирамиду», в-третьих, де-факто главным бенефициаром которого является бизнесмен с неоднозначной репутаций Алексей ХОТИН?

Справится ли Агентство по страхованию вкладов?

Центробанк сообщил: в банке «Югра» обнаружены признаки вывода активов, махинации с вкладами, есть также подозрения в недостоверной отчётности. Проверки ЦБ, кстати, начались ещё весной, но гром для «Югры» грянул 10 июля. Сейчас полномочия акционеров и руководства банка приостановлены, введён мораторий на расчёт с кредиторами. Очень важно отметить, что по закону мораторий является страховым случаем, вкладчики имеют возможность обратиться в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Напомним, что максимальный размер страхового возмещения составляет 1 млн 400 тыс. рублей. По данным зампредседателя Центробанка Василия Поздышева, из 182 млрд рублей, составляющих объём вкладов в «Югру», 170 млрд застрахованы, то есть по закону они должны быть выплачены вкладчикам. АСВ, кстати, ещё ни разу не сталкивалось с таким объёмом страхования. Справится ли?

Сейчас же сотрудники временной администрации «Югры» должны сравнить разницу между активами банка и его обязательствами. Дальше могут быть два сценария – санация банка либо лишение его лицензии. По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, «сначала надо оценить весь масштаб возникшей проблемы, после этого будет принято соответствующее решение». Пока же отметим, что крупные инвесторы не проявляют к «Югре» особого интереса. Впрочем, и времени прошло пока немного.

Справка АН

Банк «Югра» был зарегистрирован в 1990 году в Мегионе (небольшой городок в ХМАО), а в ноябре 2016 года перерегистрировался в Москве. По итогам I квартала 2017 года он занимает 33-е место по размеру активов и 12-е место по объёму средств физлиц в рэнкинге «Интерфакс-100».  

Незадолго до введения моратория Центробанк начал внеплановую проверку банка – сотрудники регулятора пришли в банк в начале мая, после того как у банка произошёл сбой, затруднивший его работу с клиентами.

 

Пять лет сплошного прогресса

Ещё недавно со стороны казалось, что дела у банка «Югра» обстоят просто замечательно. Судите сами. В начале лета на Петербургском экономическом форуме (ПЭФ) президент данного кредитного учреждения Алексей Нефёдов рассказал, что установочный капитал банка с 2012 по 2017 год вырос со 170 млн до 13 млрд рублей. Прогресс, безусловно, значительный. По данным портала banki.ru, «Югра» занимает 30-е место среди всех российских банков по активам, 16-е место – по размерам кредитов, 15-е место – по объёму депозитов населения. Однако есть интересный нюанс – больше половины кредитного портфеля банка приходится на кредиты… акционерам «Югры», на что обратили внимание не только в ЦБ, но и в правоохранительных органах.

Справка АН

Банк «Югра» с 2013 года выступает спонсором Ночной хоккейной лиги (НХЛ), любительской спортивной организации, созданной в 2011 году по инициативе Владимира Путина. Сам президент довольно регулярно участвует в матчах НХЛ.

 

Родственники Хотины

Примечательна и загадочная фигура контролирующего акционера банка «Югра» Алексея Хотина, уроженца Белоруссии (Forbes оценивает его состояние в 950 млн долларов, 110-е место среди богатейших российских бизнесменов). Он появился в списке акционеров в январе 2016 года, всего с 0, 48% акций. Вот только ещё 52, 4% акций «Югры» принадлежит швейцарской компании Radamant Financial, которую 5 лет назад купили структуры, близкие к Алексею Хотину и его отцу (либо брату!) Юрию Хотину, которые в числе прочего активно занимаются торговой и офисной недвижимостью (более 150 объектов в Москве). В прессе Хотиных называли, в частности, собственниками ТЦ «Горбушкин двор» в Москве, а также владельцами крупного нефтяного бизнеса.

Говорят, что бизнес-успеху семьи Хотиных способствует бывший глава МВД Белоруссии Владимир Наумов, переехавший в Москву, который, в свою очередь, близко знаком с экс-главой уже российского МВД Борисом Грызловым. Есть даже фантастическая версия, что за империей Хотиных стоит… Александр Лукашенко. Якобы президент Беларуси – главный бенефициар их бизнеса. Так или иначе, вызывает крайнее удивление тот факт, что родственники Хотины получают многомиллионные кредиты на свои проекты, что практически невозможно без высоких покровителей.

Отметим, что за предприимчивыми родственниками неофициально закрепилась репутация рейдеров. К примеру, СМИ писали, что первым объектом для поглощения Хотины выбрали Московский мыловаренный завод (ММЗ). В 2001 году 65% акций ММЗ принадлежало предпринимателю Михаилу Завертяеву и его партнёрам, а 20% было у правительства Москвы. Хотины вошли в число акционеров завода ещё до того, как Завертяев стал владельцем контрольного пакета. После Хотины экспроприировали у Завертяева его актив. Были и другие подобные «отжатия», столь модные в нулевые годы.

Биография Хотиных фактически засекречена не хуже, чем у разведчиков-нелегалов: они не появляются на публике, журналистам даже не удаётся сделать ни одной их фотографии, а газета «Ведомости» писала, что «Хотиных окружает обстановка совершенной секретности и недоступности». Достаточно сказать, что доподлинно не известно, кем приходятся друг другу Алексей и Юрий Хотины. Что же, это очень удобная позиция: если к их бизнесу проявят интерес следственные органы, им будет не так-то просто пообщаться с Хотиными, ведь их даже никто не знает в лицо.

Что касается использования Хотиными «Югры», то есть основания предположить, что банк является финансовым центром, через который живые деньги структур Хотиных уходят в офшоры.

Между тем, по сообщению пресс-службы банка «Югра», Алексей Хотин планирует провести санацию кредитного учреждения из собственных средств. Другие акционеры банка также заявляют, что «готовы поддержать банк до его полного оздоровления, главное, чтобы руководство Центробанка предоставило возможность спасти банк». В пользу санации банка выступил и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, который считает, что претензии регулятора к «Югре» не столь значительны по сравнению с претензиями к закрытому в марте этого года «Татфондбанку». По слухам, именно эта его позиция стала последней каплей и в итоге привела к недавнему демаршу восьми крупнейших банков России, организованно покинувших АРБ.

Продолжение следует.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram