Аргументы Недели Иркутск → Общество № 27(569) от 13.07.17 13+

Правовое бесправие в Качугском районе

, 08:36

Тема несправедливого отношения к обычным людям со стороны власть имущих не теряет своей актуальности — несмотря на все реформы, на окрики, одергивания и замечания со стороны первых лиц нашей страны. В перечне институтов, в адрес которых традиционно много нареканий, по-прежнему остаются правоохранительные органы. Более того, несправедливость здесь порой выливается в вопиющие случаи, когда жизнь и здоровье обычных граждан подвергаются опасности. Пример — трагическое происшествие месячной давности в деревне Челпаново, что находится в Качугском районе Иркутской области.

Пожилого и больного бросили на дороге

Подробности этого случая в Качугском районе редакции рассказал житель Иркутска, заслуженный работник образования Иркутской области, директор Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта Петр Лановой. Редакция «АН», в силу актуальности темы и ее деликатности, посчитала необходимым привести его рассказ без купюр.

«Месяц назад, в силу скорбных обстоятельств, я побывал в Качугском районе в деревне Челпаново. Скоропостижно пришлось хоронить человека, ветерана труда, пенсионера, Брель Николая Иннокентьевича. Он прожил всего 62 года, а мог бы жить значительно дольше, если бы отношение людей в погонах, представляющих органы ГИБДД Качугского района, к жителям забытых богом деревень Толмачево, Челпаново и многих других было бы человеческим, по совести, по чести. Богом эти деревни забыты уже давно, но не сотрудниками ГИБДД района, которые регулярно посещают проселочные дороги, выполняя свой «долг» по соблюдению правил дорожного движения.

В очередной свой наезд, 31 мая этого года задержали у Верхнеленского моста пожилого человека, приехавшего в магазин за продуктами. Формально все правильно: номеров нет, прав нет, и каски тоже нет. Нарушение? Конечно! Но методы работы с нарушителями оставляют желать лучшего. Более часа удерживали человека в машине, угрожали неподъемным штрафом (20 тыс. рублей), изъяли мотоцикл и бросили Николая Иннокентьевича с больными ногами (нарушение кровообращения) более чем в четырех километрах от его деревни в восемь часов вечера. Как же! Погоны на плечах дают право унизить человека, несмотря на его возраст, который и в магазин поехал от безысходности — в его деревне просто негде купить продукты.

С трудом добравшись пешком домой, Николай Иннокентьевич разволновался, и было из-за чего: оскорбительный для пенсионера разговор в машине ГИБДД, и из-за того, что его бросили на вечерней дороге, из-за вынужденного трудного похода за четыре с лишним километра. Прямо за столом, за ужином, случился сердечный приступ, и человек умер — накануне свадьбы сына. Ранее у Николая Иннокентьевича было водительское удостоверение, но в результате изменений базы данных в новом реестре его имени не оказалось, и в восстановлении прав было отказано. Пенсионеры, живущие в таких деревнях на свою мизерную пенсию, не имеют возможности обучиться или сдать на права.

Администрация района вспоминает о людях только в периоды выборов, а так в некогда крупных деревнях нет ни магазинов, ни медицинского обслуживания, ни внимания. А вскоре с таким отношением не будет и населения. Все могло быть иначе, если бы сотрудники ГИБДД из уважения к возрасту сказали: «отец, мы довезем тебя до дома, поставь свой «драндулет» в сарай и больше не выезжай».

Тайга — закон, медведь — хозяин?

По словам Петра Ланового, обратиться в редакцию его вынудила равнодушная реакция местных властей — обстоятельства смерти Николая Иннокентьевича не заинтересовали ни надзорные органы, ни местный муниципалитет. «Сложилось даже впечатление, что кто-то, не желающий шумихи, постарался замять это дело. В свидетельстве о смерти написали «подавился едой», хотя это был сердечный приступ», — рассказывает он. Сын Николая Иннокентьевича ходил разбираться с сотрудниками ГИБДД района, но его и слушать не стали, практически вытолкали взашей из кабинета, разговора не получилось.

«Кстати, на улицах районного центра Качуг можно всегда заметить несколько мотоциклов без номеров, управляют которыми молодые люди без касок… Наверное, им можно, они местные, свои, а статистику можно делать и на стариках в деревнях, — делится неутешительными выводами Петр Лановой. — Неужели так везде происходит, в отдаленных от областного центра районах и деревнях, неужели сотрудники местных правоохранительных органов считают себя вершителями судеб?»

Редакция «АН» просит считать эту публикацию запросом в прокуратуру Иркутской области и Управление ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области. Просим рассмотреть изложенные факты, провести проверку в отношении сотрудников ГИБДД Качугского района на предмет законности их действий в отношении Николая Иннокентьевича Бреля, а также на наличие в их действиях признаков состава преступления, предусмотренного статьей 125 УК РФ «Оставление в опасности».

Кому жмут погоны?

Случаи произвола, несправедливого отношения к людям, нарушения их прав регулярно фиксируются в Иркутской области. Хоть отбавляй их — в докладе уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина за 2016 год. К уполномоченному регулярно поступают обращения граждан с жалобами на действия должностных лиц, представляющих органы полиции. Заявители сообщают о нарушениях их прав в ходе доследственной проверки сообщений о преступлениях, в ходе предварительного следствия, жалуются на незаконное задержание, на нарушение законности при содержании в изоляторах временного содержания, на длительность и неэффективность рассмотрения жалоб и т.п.

Всего в 2016 году поступило 204 обращения такого рода. Причем иногда в одной жалобе сообщается сразу о нескольких фактах нарушения прав. Продолжают поступать жалобы на отказ в регистрации заявления о совершенном преступлении. Поступали жалобы на бездействие сотрудников полиции в ситуациях, когда требуется оперативное реагирование в связи с посягательством на жизнь, здоровье и имущество граждан.

Вот лишь несколько примеров из доклада Валерия Лукина:

«Группа жителей из г. Байкальска сообщала о многочисленных случаях неправомерных действий в отношении граждан со стороны предпринимателя и его родственников. Выразили обеспокоенность тем, что многочисленные факты оскорблений, угроз и иных неправомерных действий с его стороны остаются без должной реакции правоохранительных органов. Заявители высказали мнение, что безнаказанность предпринимателя связана с поддержкой криминальных структур и коррумпированных сотрудников полиции».

«Гражданка Л. сообщала, что сотрудники полиции не обеспечили должной проверки по ее заявлению о преступлении, в результате которого у нее были открыто похищены мобильный телефон и цифровой фотоаппарат, а прокуратурой Ленинского района г. Иркутска не был обеспечен надлежащий надзор за действиями полиции. Заявительница обжаловала бездействие указанных органов в ГУ МВД и прокуратуру г. Иркутска, но положительного результата не получила».

«Нередки случаи, когда сотрудники полиции причиняют гражданину вред, нарушают его права и свободы, уповая на силу как на главное средство выполнения служебных задач. Таких обращений поступило в адрес уполномоченного 14. Так, гражданина Ф. избили сотрудники конвойной службы в отделе полиции №2 г. Братска. Медицинским работником СИЗО-2 при поступлении гражданина зафиксированы гематомы».

«Гражданка З. сообщала, что была задержана сотрудниками полиции как мать подозреваемого. Почти сутки сотрудники полиции незаконно удерживали ее, возили по ОВД, в морг, содержали в камере для административно задержанных лиц, применяли наручники, угрожали, предлагали деньги за дачу показаний на своего родственника и сына (они утверждали, что при раскрытии преступления получат много денег от родственников убитого). Заявительница была лишена возможности сообщить своим родным, где она находится».

«Заявительница С. сообщает, что 30 августа 2016 г. была задержана сотрудниками полиции г. Братска и доставлена в отдел полиции. Факт ее задержания и доставления был отражен в служебной документации. В отделе полиции ее удерживали более 24 часов. В течение этого времени ей не были обеспечены беспрепятственный доступ к питьевой воде, лекарствам, она не была обеспечена питанием, а также возможностью пользоваться туалетом. Гражданке С. не была предоставлена возможность сообщить о своем месте нахождения своим родным».

Валерий Лукин считает, что нарушение прав человека работниками правоохранительных структур, в частности органов внутренних дел, остается одной из серьезнейших проблем. Особо тревожным является положение с соблюдением прав человека при производстве предварительного следствия и дознания.

Сведения уполномоченного подтверждают и представители надзорных органов. По сведениям прокуратуры Иркутской области, в 2016 году в отношении сотрудников правоохранительных органов было возбуждено 35 уголовных дел, в т.ч. за преступления по службе — семь. За этот же период было осуждено 16 человек. К дисциплинарной ответственности по представлению прокуроров было привлечено 1 825 сотрудников правоохранительных органов за нарушения, допущенные на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Почти три четверти из них — сотрудники органов дознания полиции.

По данным судебной статистики, в 2016 году в районные суды области поступило 2 148 жалоб на нарушения прав в ходе досудебного судопроизводства. Немногим более 5% (112) из них было удовлетворено, в 22% (470) случаев было вынесено постановление об отказе. В 73% случаев производство по жалобе было прекращено: обычно это обусловлено тем, что обжалуемое процессуальное решение было отменено до начала рассмотрения жалобы по существу. Данные судебной статистики за 2015 год по абсолютным и относительным показателям примерно такие же.

На этом фоне примечательны сведения прокуратуры Иркутской области о том, что прокурорами в 2016 году было выявлено 74 983 факта нарушений законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства, кроме того, отменено 95 постановлений о возбуждении уголовного дела и 39 643 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В свете этой информации расхожая в свое время фраза «моя милиция меня бережет» уже не выглядит непреложной истиной.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram