О накопившихся проблемах на прибайкальских территориях «АН» писал неоднократно. Мы встречались с местными жителями — охотниками, фермерами, совместно с представителями органов власти и общественных организаций проводили экспертные советы. В итоге неоднократно был озвучен очевидный вывод — корень зла имеющихся сложностей кроется в несовершенстве законодательства, заложниками которого являются обычные люди. Кстати, именно благодаря им решение сложной проблемы удалось сдвинуть с мертвой точки: житель Ольхона сумел дозвониться на прямую линию с Владимиром Путиным, и президент пообещал решить вопрос.
Под личным контролем
Хорошо это или плохо, но личный президентский контроль остается в России единственным условием успешного решения любого вопроса. 22 июня президент подписал перечень поручений, в частности «Правительству Российской Федерации совместно с правительством Иркутской области и правительством Республики Бурятия, с учетом ранее данных поручений, — завершить корректировку границ водоохранной зоны озера Байкал в целях обеспечения жизнедеятельности населения в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Срок исполнения — 1 марта 2018 года».
Стоит отметить, что чуть раньше, 13 июня, в Госдуме была возобновлена работа межфракционной группы «Байкал», в состав которой входят 16 парламентариев от 4 фракций. Они представляют в думе интересы Байкальского региона. Руководителем депутатского объединения избран депутат от Иркутской области Сергей Тен.
А 26 июня расширенное заседание группы «Байкал» состоялось в Иркутске. В нем участвовали представители органов федеральной, региональной и местной власти, ученые, предприниматели, общественники.
Проблемы известны
Стоит отметить, что проведенное заседание хоть и не являлось «волшебной палочкой» для решения накопившихся вопросов, но стало местом, где проблемы и пути их решения впервые прозвучали на самом серьезном уровне. В частности, конкретно обозначено, что зачастую само законодательство строит препоны на пути охраны экосистемы озера. Особенно явно это заметно по ситуации с вывозом мусора: с одной стороны, строить полигоны ТБО запрещено, с другой стороны, вывозить отходы за несколько сотен километров — слишком дорогое удовольствие. Отсюда на Байкальской территории возникают многочисленные стихийные свалки.
«Вокруг Байкала расположены более 200 поселений, в которых люди живут поколениями, веками. Сегодня возникла проблема, каким образом, формулируя природоохранные мероприятия, сделать так, чтобы оградить население от тотального запрета буквально на все. Мы рассчитываем, что межфракционная группа доведет это дело до конца, поскольку мы получили в свои сторонники президента РФ. Люди жили на Байкале, живут и будут жить. Если ничего не изменить, Байкал может стать каким-то чемоданом без ручки. Его нужно охранять и сохранять, но с применением современных технологических и экологических решений», — отметил председатель ЗС Иркутской области Сергей Брилка.
Ждем предложений
Участники межфракционной группы «Байкал» призвали коллег из местных парламентов, а также представителей региональных и муниципальных органов власти активнее выступать с предложениями по изменению законодательства.
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев указал на необходимость сформулировать предложения по вопросу совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы природоохраны и природопользования в Байкальской природной территории.
«Если раньше нужно было убеждать и общественность, и правительство, что нам следует что-то менять, что важно обратить внимание на нужды населения, которое проживает в центральной экологической зоне, то сейчас, в принципе, никого убеждать не надо, — отметил Николай Николаев. — Пришло время работы с текстом. От республики Бурятия нам поступил целый пакет законопроектов, которые уже можно обсуждать. Но я хотел бы также обратить ваше внимание на несколько естественных ограничений, которые есть по умолчанию. Мы не можем взять какой-то населенный пункт и просто исключить его из особо охраняемой зоны. Это будет означать, что в нем можно делать все, что угодно — например, реализовывать промышленные проекты. Внутри центральной экологической зоны этого делать нельзя. Поэтому надо понимать, что простых решений, к сожалению, не будет: нам нужно самим определяться, какие должны остаться ограничения, в каком документе они будут прописаны».
Представители местных органов власти в свою очередь воспользовались возможностью высказаться о наболевшем. В частности, мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев обратил внимание на сложности в реализации федерального законодательства на территории центральной экологической зоны озера Байкал: из-за неурегулированного статуса земель здесь не были реализованы права граждан по «дачной амнистии», невозможно предоставлять землю под индивидуальное жилищное строительство льготным категориям граждан, под ведение крестьянских фермерских хозяйств. Из-за того, что до сих пор не определены границы Прибайкальского национального парка, люди не могут оформить землю для строительства очистных сооружений, предписанных экологическим законодательством. Таким образом, один документ противоречит другому, а страдают от этого обычные граждане.
Глава администрации города Байкальска Василий Темгеневский заявил, что экологическое законодательство ограничивает возможности территории даже в части коммунального развития: до сих пор не принято решение о строительстве нового городского теплоисточника, который должен заменить котельную остановленного в 2013 году Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он заявил, что, несмотря на банкротство БЦБК, не решены вопросы ликвидации этого предприятия, и высказал опасения относительно реализации имущественного комплекса и обязательств по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате деятельности комбината. «Требуется создать единую управляющую компанию, которая занялась бы вопросами БЦБК, под эгидой государства, но не бизнеса», — предложил он.
Иркутск, Улан-Удэ и далее
Собранные в рамках работы межфракционной группы «Байкал» предложения и инициативы будут трансформироваться в виде поправок в действующее законодательство и выноситься на утверждение Госдумы. Кстати, Москва не будет являться основной площадкой выработки решений. Помимо Иркутска, такими местами станут и другие прибайкальские территории. В Бурятии осенью 2017 года планируют провести следующее выездное заседание межфракционной группы. Кроме того, в план работы группы включено совещание в Чите, где планируют обсудить снижение негативного воздействия на Байкальскую природную территорию. Его запланировали на первый квартал 2018 года.