«Весь мир театр, а люди в нём актёры», – написал в XVII веке Уильям Шекспир. Театр в нашей стране приживался с трудом, зато анекдоты как замена сценическим репризам всегда были популярны. Особый расцвет анекдотического народного творчества пришёлся на застойные годы. В связи с расцветающим советским интернационализмом весьма популярны были, так сказать, этнографические серии...
Например, такой анекдот:
Чукча поехал на очередной съезд партии в Москву. Возвращается домой, его в чуме спрашивают: «Что слышал?» - «Слышал, что теперь всё для человека, всё на благо человека». – «А что видел?» – «Видел того человека, кому всё на благо!»
Прошло, наверное, полвека, а как актуально! Издательство «Аргументы недели» собрало лишь малую часть таких народных историй в своей книге «Анекдоты про чукчу, однако!». Что же, почитаем, однако…
Если помните, когда в стране начинается очередной финансовый кризис, то первые реплики из правительства звучат примерно так: «Россия – это тихая заводь, которую не достигнут злые финансовые ветры. Цены на нефть и газ вечны!»
Но кризис и маразм крепчают, и новые песни придумала жизнь: «импортозаместим всё на свете, надо только затянуть пояса. Такие цены на нефть невыгодны всем». Сидят и ждут, когда нефть отскочит от дна. Точно так же поступает и мудрый северный народ:
– Что делают чукчи, когда холодно?
– Закрывают дверь чума и садятся вокруг свечки.
– Что делают чукчи, когда очень-очень холодно?
– Они её зажигают.
Вот и будем сидеть при зажжённой свечке, так как цены на домашнее электричество скоро сравняются со стоимостью авиабилетов на Чукотку.
Вообще ожидание некоего чуда у нашего милого финансово-экономического блока напоминает детскую веру в то, что стоит спрятаться под одеяло – и страшный барабашка исчезнет. Они все вроде взрослые, но как в сказки верят!
С тех пор как здравоохранение у нас из государственной заботы превратилось в сферу «очень бесплатных услуг», чиновники и бизнесмены от медицины превратились в охотников за кошельками россиян. С радостным улюлюканьем они загоняют жертву в сети частных медклиник, аффилированных с теми самыми чиновниками. Шансы избежать потрошения – почти как у безоружного гринго, заблудившегося в африканских лесах, населённых очень «человеколюбивыми» товарищами.
И на эту тему есть анекдот, однако:
Во всём мире нацменьшинствам разрешается добыча того, что является их исконной национальной пищей, несмотря на общие запреты. Чукчам позволяют вне квот добывать лосося. Американским эскимосам – бить тюленя. Африканские племена каннибалов тоже ждут положительного решения своего вопроса.
Пока наши доморощенные каннибалы едят свою булку с икрой, потребление россиянами основных продуктов питания как-то незаметно снизилось на 15%. И все мы оказались в роли чукчиных детей.
Приходит чукча с сыном к врачу и говорит:
– Доктор, мой сын ничего не ест: ни масла, ни мяса, ни хлеба.
– Почему?
– Нету.
Древнеримский поэт Ювенал в своих «Сатирах» подметил тысячелетие назад, что народ в развращённом Риме требует panem et circenses, т.е. хлеба и зрелищ. И чем меньше становится первого, тем больше требуется второго. Современные пропагандисты довели «ювенальные» откровения до абсурда. Благо на вооружении теперь есть и телевизор, и Интернет. А в ответ есть анекдот:
Потусовался чукча в Москве с месяц. Засобирался домой. Ну, думает, надо купить чего-нибудь – всё-таки в столице побывал как-никак. Посидел-подумал и купил такой набор: телевизор, радио и консервы. Приехал к себе в чум, распаковался, втыкает вилку от телика в розетку, включает первую программу – Путин выступает. Вторую – Путин. Третью – Путин. Выключил телевизор, настроил радио на одну волну – Путин. На другую – Путин. На третью – то же самое. Посмотрел на консервы: «Ну на фиг, не буду открывать».
Но вечно только зрелищами кормить народ, даже такой долготерпеливый, как российский, не получится. За 80 лет до печального 1917-го М. Лермонтов пророчески изрёк: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждёт; он не доступен звону злата, и мысли, и дела он знает наперёд».
А на Божьем суде, как и на суде земном, у взяточников и казнокрадов всего две дороги – на Колыму или на подземную сковородку. Хотя, как считают северные мудрые мужики, всё равно в тепле лучше:
Сидит чукча на льдине: «Эх, сейчас бы в ад, погреться!»
Сколько вековой мудрости таится в этих словах! Почти столько же, сколько в мудрой книге «Анекдоты про чукчу, однако!».