Фразу, вынесенную в заголовок, произнёс президент России Владимир Путин, комментируя на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека постановление одного из российских судов. Национальный лидер зачитал отрывок документа: «такой-то, фамилия, и дальше – совершил (преступление. – «АН») путём написания заявления в Липецкую облпрокуратуру. От таких вещей у меня просто волосы дыбом встают. Что это, вы совсем с ума сошли, что ли? Просто удивительно».
Если равняться на липецких правоохранителей, то «АН» давно уже встали на этот «преступный» путь, и «исправиться» нам никак не удаётся. Статья «Октябрьский». Битва за Родину» («АН» №22 (564) от 8 июня 2017 г.) вызвала широкий общественный резонанс, в том числе и со стороны ряда депутатов Государственной думы. Нам ничего не оставалось, кроме как продолжить наше расследование и написать редакционный запрос в Следственное управление Следственного комитета РФ (далее – СК) по Ставропольскому краю.
Напомним, что в предыдущей статье мы писали: «В этом «деле» активное участие принимали все правоохранительные органы страны – от Верховного суда до Генеральной прокуратуры, от ФСБ до СК РФ». Ставропольский СК – главная движущая сила этого «дела». Неудивительно, что с него мы и начали.
Но прежде кратко напомним фабулу.
Просто приглянулись
ЗАО «Октябрьский», а ранее – племсовхоз «Октябрьский», расположенный в селе Левокумское одноимённого района Ставропольского края, – градообразующее предприятие юга России. Бывший его бессменный директор Николай Напханюк ныне – глава администрации муниципального района. А руководит совхозом его сын – Евгений Напханюк. Уже почти два года Напханюки находятся под следствием, цель которого, по мнению местных СМИ и сторонних наблюдателей, – убрать отца и сына с пути рейдеров, нацелившихся на земли и имущество племсовхоза.
Посудите сами – первое дело возникло после того, как глава администрации подписал разрешение племсовхозу о переоформлении бессрочной аренды земли под зданиями на право собственности. На основании решения арбитража! И хотя всё было сделано по закону (самое печальное в этом эпизоде то, что отец уговаривал сына «первым в крае привести в порядок собственность, чтобы вы платили налоги, а я вас в пример ставил»), СК умудрился найти в этих законных действиях статью 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Просто удивительно!
Второе дело ещё смешнее. Возникло оно после подачи заявления в органы Юрия Тищенко, исполнительного директора ООО «Первая Ставропольская АПК», который «собрался строить» в Левокумье завод по глубокой переработке пшеницы. Заявившись в разгар сезона с документами на право собственности на земельный участок в 120 гектаров, на котором всегда выращивал сельскохозяйственную продукцию совхоз «Октябрьский», «инвестор» потребовал отдать землю. Евгений Напханюк попросил «инвесторов» или подождать до конца сбора урожая, или компенсировать затраты. «Инвестор» согласился. После подсчётов сумма составила 3 866 000 рублей. Выписали счёт-фактуру для перечисления (!) на счёт. Этот счёт и всплыл в деле Напханюков по ст. 290 УК РФ «Получение взятки должностным лицом». Ладно, «взятка путём перечисления на расчётный счёт», но сумма этой взятки сама по себе для Напханюков даже унизительна – ЗАО «Октябрьский» одних налогов в бюджет платит в десятки раз больше…
Завода до сих пор нет.
Просто служащий
Но и эта «взятка путём перечисления на расчётный счёт» – не самое смешное в этом деле. Старший Напханюк – лицо выборное, относится к спецсубъектам, и дело на него может возбудить лишь руководитель СК края. А дело возбудил Нефтекумский межрайонный отдел СК.
А вот дальше, если честно, без бутылки не разберёшь, но мы попробуем. Заранее скажем, что большую часть юридического пинг-понга по перекидыванию статей УК РФ мы опустим, оставив только суть.
Райсуд Левокумского района отменяет возбуждение УД (уголовного дела). Руководитель Нефтекумского СК… Тут надо напомнить абзац из первой статьи: «Руководителем Нефтекумского СК летом 2015 г. назначен Иван Музыкин. А за год до этого его родной брат Андрей, поссорившись с Николаем Напханюком, уволился из районной администрации. То, что делу дали ход именно после назначения Ивана, чей брат был обижен Напханюком, наводит на мысль, что заявление Тищенко могло быть поводом свести семейные счёты».
Так вот руководитель Нефтекумского СК отменяет своё постановление и в этот же день возбуждает новое УД по другой статье. Но Ставропольский краевой суд и его отменяет. Дело забирает краевое СУ СК, отменяет Нефтекумское УД и, переписав его слово в слово, возбуждает уже якобы свои, новые дела по целому букету УК РФ.
И тут на арену выходит прокуратура: «Всё, что вы творите тут, – незаконно». Краевой суд офигевает и… сомневается: «Но сейчас-то всё уже законно?»
Прокуратура запрягает долго, но то, что они делают, повергает в «шок и трепет» все вовлечённые организации. Заместитель генерального прокурора РФ Коржинек Л.Г. обжалует решения о первом возбуждении УД Нефтекумским СК. Типа всё правильно же было сделано! Там, где Генпрокуратура, там и кассация Верховного суда. Судья Верховного суда Е.В. Пейсикова пространно объясняет, что на самом-то деле «сварщик не настоящий», Напханюк не выборное лицо, а простой муниципальный служащий. Особенно пикантный момент в решении тот, где ВС ссылается на факт голосования муниципальных депутатов:
«Само по себе состоявшееся 22 ноября 2012 года голосование депутатов Совета Левокумского муниципального района по кандидатурам из числа лиц, представленных конкурсной комиссией на должность главы администрации, а также назначение по его результатам на эту должность Напханюка Н.В. указывает на то, что это обстоятельство ставит под вопрос придание ему статуса выборного лица».
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017).
Статья 2. Основные термины и понятия:
«Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».
Это ещё не занавес.
Краевому суду приходится признать законными первичные постановления о возбуждении УД (те самые, про которые они два года говорили, что «незаконно»).
24 мая 2017 года Ставропольский краевой СК отменяет отмену (извините за тавтологию, но из песни слов не выкинешь) первичных постановлений о возбуждении УД.
И это ещё не занавес.
За два (!) года этого судебно-прокурорского пинг-понга реальное расследование не сдвинулось ни на шаг.
Но сроки-то идут, нельзя же вечно «расследовать». И на днях старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК капитан юстиции Е.О. Анисимов берёт и соединяет буквально все УД по Напханюкам в одно производство и продлевает срок следствия до сентября. Логика СК понятна – «не пропадёт ваш скорбный труд». Защита Напханюков в шоке – а как же законы, нельзя вот так взять и сложить все дела в одно лукошко, это что, грибы?
Cui bono? Cui prodest?
Вопрос, кому всё это выгодно, необходимо разбить на две части.
Во-первых, в первой части мы выдвинули три версии о фигурантах выгодополучателей. Сейчас мы больше склоняемся к изложенной в первой статье версии №2: «Вторая версия – «дагестанская мафия»: «Уголовное дело против Напханюков явно играет братьям Омаровым (ООО «Долина») на руку. Да, после ареста руководителей в «Октябрьском» началась паника, и многие готовы были продать свои паи, кто знает, сколько бы стоила земля после банкротства колхоза»».
Во-вторых, совершенно фантастические кульбиты Верховного суда и Генпрокуратуры (безумно хочется процитировать В.В. Путина: «Вы совсем с ума сошли?») имеют под собой вполне рациональное, если не сказать больше – государственное, объяснение.
– Дело в том, что до февраля 2015 года уголовные дела в отношении избранных глав могли возбуждать на уровне районов. Затем порядок изменился, и под постановлением должна стоять подпись руководителя СК региона, – поясняет специально для «АН» адвокат Татьяна Бизяева. – Россия велика, сколько ещё таких случаев, когда дела по спецсубъектам, как и в отношении Напханюка, возбуждались неправомочно? А это означает, что осуждённые люди могут требовать отмены приговоров и выплаты ущерба. Поэтому вмешательство заместителя генпрокурора говорит о защите чести не только мундиров отдельных прокуроров, но и ведомства в целом.
От редакции
В самом начале статьи мы сообщили, что написали редакционный запрос в Следственное управление Следственного Комитета РФ по Ставропольскому краю. Дело в том, что Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2017 №269 руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю назначен генерал-майор юстиции Игорь Николаевич Иванов. И хотя формально он только что назначен на эту должность, но в правоохранительных органах Ставрополья – с 1995 года, начинал следователем районного звена. Мы уверены, что Игорю Николаевичу не составит труда разобраться в этом хитро закрученном деле.
Продолжение следует.
Евгений ЗАРАГУЛОВ,
Николай ПАРАТУНИН,
Ставропольский край – Москва