Когда-то Москву иронично называли «Малые Лужки» – в честь Юрия Михайловича Лужкова, долгое время бессменно рулившего мегаполисом. Последнее время столицу всё чаще называют Москва «собянинская», иной раз с критическим оттенком. Москвичи, и коренные, и «понаехавшие», на все голоса пеняют власти за пробки, уличные скульптуры, плитку и перерытые улицы.
Почему так происходит? Известный журналист Андрей Караулов снял уникальный фильм о том, что на самом деле происходит сегодня в Москве под руководством мэра. О её гигантских стройках, обновлении улиц, снабжении газом, электроэнергией и питьевой водой. О том, как без помпы, тихо и целенаправленно строится город будущего. Как утверждает заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков, такая масштабная реконструкция улиц Москвы даст возможность не проводить её в дальнейшем ещё 70–100 лет. И в этом состоит главная загадка сегодняшней московской власти – то, что она делает, не афишируется и фактически замалчивается. Восполнить этот пробел и призван фильм Андрея Караулова под говорящим названием «Москва Собянина: значение во времени». Некоторые реплики из него «АН» размещают на своих страницах. Сам фильм можно посмотреть в Интернете .
Молодые, да не ранние
Александра Сытникова, директор проекта «Моя улица» КБ «Стрелка»:
– Наша компания отвечает за дизайн центра города. Я не могу назвать город, к аналогу которого мы бы стремились. Мы смотрели голландские города. И дело даже не в климате. У голландцев очень высокая проектная культура. Голландия до сих пор дарит миру очень сильных архитекторов первого ряда. Смотрели Англию.
Почему нельзя было где-то взять такую программу и перенести её на Москву? Да потому что нигде такой программы никогда не было. Это беспрецедентный случай, когда в таком городе происходит работа в таком объёме. До сих пор происходил ремонт города. А сейчас поставлена задача создания общественного пространства нового качества.
У нас очень молодая команда. Средний возраст сотрудников – 25 лет.
И теперь мы выходим на федеральную программу и будем делать 360 городов. Так что результат того стоил.
Глоток чистой воды
Павел Ливинский, руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы:
– Чем может гордиться московское ЖКХ? Первое – это самые крупные в мире инженерные системы. Больше, чем в Нью-Йорке. Крупнее нет ни в одном, даже более северном городе нашей планеты. Это 16 200 км тепловых сетей. Почти половина экватора. 105 тыс. км кабельных электролиний. Водосточная сеть – почти 8 тыс. километров. Водопроводная сеть – 12 тыс. километров.
Износ инженерных систем по стране вырос, а в Москве снизился на 2% за последние 6 лет. Кто-то скажет – мелочь. Но специалист понимает, что 2% в огромном хозяйстве – это очень большие цифры.
Два слова о качестве воды. Скажу честно – в московском водопроводе лучшая вода в мире. Не так давно она была в пятом десятке по рейтингу чистоты. Сейчас её смело можно пить из-под крана. Я ответственно заявляю – водопроводная вода в Москве по качеству выше, чем многое из того, что вы покупаете в магазине за деньги. Более того, значительная часть бутилированной воды разливается именно из водопровода. Для этого применяется большое количество технологических новшеств. Вода и так неплохого качества, но она ещё проходит многоступенчатую систему фильтрации, бактериологических анализов, озоносорбции, ультрафиолетовой обработки. Это позволяет достичь эталонных показателей.
Московская система централизованного теплоснабжения – самая крупная в мире. На максимуме может выдавать 59 тыс. 400 гигакалорий в час. Если взять 450 немецких городов, где есть система централизованного теплоснабжения, их суммарная тепловая мощность будет меньше московской.
Улично-дорожная сеть – 109 млн кв. метров. Из них 107 млн убираемой площади. То есть то, за чем мы следим каждый день. Более 6 тыс. км дорог.
Европейская мечта
Михаил Дмитриев, доктор экономических наук:
– Мне кажется, достижения Собянина недооцениваются нашим населением. Я недавно имел разговор с руководителем одной из глобальных риелторских компаний. Он сказал, что непопулярное в Москве расширение пешеходных зон – на самом деле мечта многих европейских городов. Он привёл пример Лондона, где недавно за значительно большую сумму был реализован гораздо более скромный проект – прокладка небольшого количества велосипедных дорожек в центре города.
Наше население не привыкло к сравнительному анализу. Они просто не знают, как там, в Лондоне. То же можно сказать и о прессе. Все ищут исключительно негатив. На самом деле по благоустройству Москву я бы мог сравнить разве что с Мадридом. Широкие мостовые, большие пешеходные зоны – очень комфортно гулять по городу.
А в Лондоне попробуйте погулять по тротуарам – постоянно будешь наступать на чьи-то ноги, не сможешь ни ускорить темп, ни остановиться – затопчут. Там пора ставить светофоры для пешеходов.
Новая философия города
Алексей Елисеев, руководитель департамента капитального ремонта Москвы:
– Раньше не уделялось должного внимания формированию общественного пространства. Прежде всего улиц, скверов, дворов. Новые широкие тротуары на самом деле – это прежде всего часть философии. Победить растущую автомобилизацию невозможно только методами строительства. И важно понимать разницу – философия не в том, чтобы вытеснить автомобили из центра любой ценой. Она в том, чтобы создать комфортную среду для пешехода. Почувствуйте разницу.
Для нас лучшая оценка – это количество жителей на улицах. Попробуй погуляй по узеньким тротуарам, заставленным припаркованными машинами, между куч снега и мусора, толкаясь плечами с прохожими, пробираясь между киосками со жвачкой и пивом. А сейчас городом можно любоваться. И люди «ногами проголосовали» за то, что мы идём правильным путём.
В этом году город вымостит порядка 850 тыс. кв. м плиточного гранита. Ни одного метра импортного камня. Полностью работа российской горнодобывающей промышленности. В деле прежде всего задействованы карьеры. Например, знаменитый Мансуровский карьер в Башкирии, карьер «Возрождение» в Карелии, Южно-Султаевский и Западно-Султаевский карьеры – все они работают на полную мощность.
Прошедшая суровая зима показала, что плитка прекрасно себя зарекомендовала и в эксплуатационном, и в эстетическом плане. При этом подрядчик обязан следить за своим участком в среднем три года. Если за это время с плиткой что-то случилось – он производит ремонт за свой счёт.
В Москву возвращается знаменитый фонарь Минкуса – элемент старой традиционной архитектуры.
Мы работаем над программой «Чистое небо». Уже проложено более полутора тысяч километров новых кабельных сетей, что очищет город от проводов.
В прошлом году наш департамент принял участие в благоустройстве зоны МЦК (Московская центральная кольцевая железная дорога). Нами было благоустроено более 3 тысяч гектаров. МЦК проходит мимо Новодевичьего монастыря, других великих памятников России. Турист садится в вагон – и он видит город. МЦК очень серьёзно разгрузила столицу. Полностью себя оправдала. Причём реалии превзошли ожидания.
Задел на полвека
Алексей Беляев, первый заместитель руководителя департамента капитального ремонта Москвы:
– С 2011 по 2016 год было реализовано 203 проекта по программе «Моя улица». Это программа комплексного благоустройства улиц, включающая обновление и расширение пешеходных зон, обновление тротуаров, фасадов и освещения, создание велосипедных дорожек, посадку деревьев, обустройство малых архитектурных форм. Это больше половины центра города. За год-два мы закончим все остальные улицы центра. За 5–7 лет, если не снижать темпов, мы приведём в порядок весь город. Проектов такого масштаба не было с 40-х годов прошлого века. И следующий такой можно ждать лет через 50, не раньше.
Мы ведь не просто кладём плитку и ставим скамейки. Мы одновременно меняем все ресурсные коммуникации, которые требуется заменить. Они были проложены ещё в 40-х годах!
Говорят – зачем липы на Садовом кольце? Лучше ещё полосу для автомобилей сделать. Но это же не блажь наша, всё чётко просчитано. Например, пробки на Садовом у МИДа исчезли. Потому что было упорядочено движение по существующим полосам. На Садовом было до 8 полос движения в каждом направлении. Но при въездах в тоннели они всё равно сужались до двух-трёх. И это бутылочное горлышко неизменно вызывало заторы, а расширить его нет технической возможности. Плюс машины замедлялись в крайних рядах при поворотах на прилегающие трассы и тормозили весь поток. Теперь для этого будут специальные разгонные полосы. Это целая наука, которую мы сейчас реализовываем.
Аргумент редактора
Частенько перечитываю книгу Гиляровского «Москва и москвичи». Она о тайной, тёмной, грязной жизни городского дна XIX века. Рефреном в книге звучит фраза: «И вот пришла советская власть – и московская клоака со всеми этими сухаревками, хитровками исчезла». Неглинная и улица Кузнецкий Мост, где я сейчас живу, тоже были дном. Несмотря на то что это самый что ни на есть центр, ещё 5-6 лет назад я не мог не видеть плевки на треснувшем асфальте, переполненные мусорные баки, пустые бутылки на Кузнецком Мосту, битые машины, обшарпанные дома. А сейчас вдруг всё стало чисто и красиво. Хочешь посидеть в тишине и уюте, погулять по истинно московским улочкам – добро пожаловать. Наверное, мне, как журналисту, положено ругать Собянина и его команду. Но я вижу, что стало с моим районом, и у меня рука не поднимается.
Но вот что плохо! Я, журналист, не знал практически ничего из того, что рассказано выше. Новые технологии очистки воды, из-за которых она стала лучшей в мире, – это настоящая революция. То же можно сказать о системе безопасности в «Мосгазе». Крупных аварий давно нет. А мы об этом ни сном ни духом. Нам кажется, что это само собой так образовалось. Это неправильно. Это надо менять. Об этом надо говорить!
Понимание важности
Андрей КАРАУЛОВ, журналист:
Если бы Сталин ещё в 30-е не строил мосты такой ширины, то сегодня в Москве был бы полный коллапс. А ведь машин тогда было всего ничего. Он смотрел на сто лет вперёд.
Когда Сталин строил в Москве метро, это было ужасно неудобно для города. Нынешние проблемы и рядом с этим не стояли. Но люди понимали, что метро – на сто лет. И это понимание важности дела было у каждого. Масштабы реконструкции города сегодня сравнимы с теми. Но понимания того, что это навсегда, что это для них и их детей, – у людей нет. Все упёрлись в свои личные мелкие проблемы и неудобства. А ведь надо совсем чуть-чуть потерпеть – и будешь ты жить в красивом, ярком, зелёном и комфортном городе.
Городские власти в этом плане недорабатывают. Они не объясняют людям, что то, что они делают, сравнимо со сталинской перестройкой патриархальной Москвы и превращением её в современный город.
600 тысяч человек трудятся в системе ЖКХ Москвы. С родными это два миллиона, которые могут гордиться тем, что они делают. Но кто из нас может назвать хоть одного человека, который укладывает трубы? В СССР все знали Стаханова. Сейчас люди, которые что-то строят, никому не интересны.
Один очень умный человек говорил мне, что готовится к каждой встрече с Собяниным так, как не готовится к встрече с иностранными премьер-министрами. Для него на первом месте работа, а потом уже дружба, семья и всё остальное. Собянин доверяет работу совсем молодым ребятам из КБ «Стрелка». Это сейчас у них будет в работе 360 городов. Но Москва была первым их опытом. И Собянин не побоялся рискнуть. Он в принципе не боится смелых решений.
И главное – у команды Собянина на всё есть жёсткое, логичное, детально просчитанное объяснение. Это кому-то может не нравиться, потому что с цифрами трудно спорить. Но это убедительно.
Реплика
Примите самые искренние поздравления от меня лично и от коллектива Большого театра России. Пусть под Вашим руководством процветает, сохраняя свою самобытность, наш любимый город. Мы желаем Вам счастья и здоровья и надеемся, что Ваш плотный рабочий график позволит Вам всё-таки бывать на наших спектаклях.
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра и весь коллектив Большого театра России
Самые большие в мире
Александр Пономаренко, генеральный директор «Мосводоканал»:
– Наша система уникальна. Такие колоссальные объёмы подготовки питьевой и обработки сточной воды – самые большие в мире. Мы можем подавать и соответственно очищать 6, 5 млн тыс. л воды в сутки. Фактически подаётся вдвое меньше, т.е. запас по ресурсам двойной. При этом у нас полный цикл – сколько у природы взяли, столько в очищенном виде в Москву-реку и вернули.
С 2012 года в московской воде отсутствует жидкий хлор. Сейчас вместо старой хлорки добавляется гипохлорит натрия. Он не имеет ни вкуса, ни запаха и не имеет никаких вредных составляющих. Он полностью безвреден.
Аргумент режиссёра
Марк ЗАХАРОВ, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного театра Ленком:
СЕРГЕЙ Семёнович Собянин – для многих москвичей сравнительно новая масштабная личность в новейшей истории Российской Федерации и в новейшей истории московского мегаполиса. Он – главный герой фильма Андрея Караулова «Значение во времени», хотя о нём лично сказано совсем немного, гораздо больше – о его команде.
Андрею Караулову удалось показать грандиозные свершения в инженерных системах московского мегаполиса. Приведён очень интересный сравнительный анализ московского городского хозяйства с достижениями наиболее значительных европейских городов. Жаль, что эти сравнения выглядят излишне краткими.
Я, как и многие москвичи, не уделял должного внимания тем масштабным работам, которые происходят сейчас в моём родном городе. Гораздо чаще я тихо ворчал по поводу уличных ограждений, которые, конечно, причиняют пешеходам некоторые неудобства.
Фильм Андрея Караулова подавил во мне некоторые подлые настроения, постепенно я проникся радостным пониманием того, что становлюсь свидетелем грандиозной исторической реконструкции, в которой принимают участие ведущие российские градостроители и наиболее талантливые западноевропейские архитекторы. Очень справедливые намерения – учесть мировой опыт в создании городского пространства нового качества. Это я говорю в связи с тем, что москвичам, к сожалению, поступило очень мало информации о необходимости и своевременности технических преобразований, которые начала успешно осуществлять команда С.С. Собянина.
В фильме Андрея Караулова зримо отражены вещи, о которых мы, честно говоря, имели самое приблизительное представление. Например, о качестве водопроводной воды в Москве, ликвидации аварий в трубопроводах и ещё о многом другом.
Я очень благодарен нашему мэру за своевременно развёрнутый фронт работ. И торжественно обещаю не злословить и не ворчать, а спокойно переносить временные неудобства. И конечно, я признателен Андрею Караулову за его крайне интересный и полезный фильм, который обязательно посмотрят не только москвичи, но и жители других городов нашей страны. Спасибо!
Владимир ПЛАТОНОВ, депутат МГД, президент Московской торгово-промышленной палаты:
– Нынешней команде Собянина не хватает одного очень важного элемента. Людей надо делать участниками происходящего. Не только информировать их, что тоже делается недостаточно, но и разъяснять, а главное – привлекать к решению вопроса. В своё время, когда была довольно неприятная, неудобная стройка, мы спросили у жителей, что они выберут – работу в течение года в три смены под их окнами или в одну смену, но три года. И, посовещавшись, жители сами сообщили нужное нам решение – лучше помучиться год, чем терпеть меньшие неудобства, но целых три года.