В прошлом году Генпрокуратура выявила в жилищно-коммунальном хозяйстве страны бездну – 318 тысяч нарушений! По фактам прокурорских проверок возбуждено 790 уголовных дел. К ответственности привлечены 63 тысячи должностных и юридических лиц. Как отмечали в надзорном ведомстве, в ЖКХ крутятся миллиарды живых денег, которые каждый из нас ежемесячно платит за коммунальные услуги, содержание дома и капитальный ремонт. Но, поскольку хозяйство это весьма изношенное, здесь постоянно случаются поломки, аварии, ЧП… И тогда жильцы поневоле обращаются за помощью к работникам отрасли. А как показывает практика, при таких крайних обстоятельствах отечественный бизнес нередко просто заламывает цены. Или же предприимчивые ремонтники всячески намекают гражданам на ожидаемую ими щедрую благодарность в ответ на проявленные с их стороны оперативность, усердие и мастерство. Понятно, что когда у тебя в квартире неожиданно забил гейзер, или засорился унитаз, особо не поторгуешься. Но нередко с жильцов вымогают при любом удобном случае. Как противостоять коррупции в сфере ЖКХ мы решили разобраться в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого еженедельником «Аргументы недели. Приморье» при поддержке администрации Приморского края.
Как отмечают юристы, сфера жилищно-коммунального хозяйства сегодня является наиболее коррумпированной отраслью экономики страны. Одна из важнейших проблем отрасли – совершенствование управления ЖКХ. Однако внедрение новых форм и методов управления осложняется специфическими особенностями экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, а также социальной направленностью сферы экономики. По мнению специалистов, одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг. Однако, несмотря на это инвестиционная активность в отрасли остаётся низкой, возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры, в городах учащаются аварии систем жизнеобеспечения. Управление жилищной сферой испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и жилищных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.
Всё вышеперечисленное, в первую очередь, относится к крупных городам. А как обстоят дела в глубинке?
Вот что рассказала нам о проблемах ЖКХ Людмила Тихонова из посёлка Подъяпольское Шкотовского района Приморского края. Людмила живёт в доме №5 по улице Морская. По данным портала «Реформа ЖКХ», этот четырёхэтажный кирпичный дом построен в 1986 году, подключен к системам центрального электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
- Хотела бы затронуть работу управляющей компании применительно к нашему дому. Она принимает участие в устранении аварийных ситуаций, у нас таких было как минимум три, связанных с канализацией.
- Как быстро устраняли?
- Не совсем быстро, но старались всё наладить по возможности оперативно. Замечу, что до этого ситуация с обслуживанием нашего дома была хуже, но за последний год положение значительно улучшилась. Новая управляющая компания начала работу осенью прошлого года. Ключевые моменты у них на подхвате. Недавно жильцы получили на руки договор с этой компанией. Между тем, ранее на протяжении нескольких лет у нас такого договора не было. Всё это время копились проблемы. У нас остался незаконченный ремонт коридоров первого-третьего этажей, не выполненна замена счётчиков электрической энергии на лестничных площадках, нужно отремонтировать щитовые, основной кабель в электрошахте, также требуют замены трубы холодного водоснабжения и водоотведения. Стояки жильцы почти все поменяли сами, а вот в подвале это ещё нужно сделать, потому что там трубы сгнили полностью.
Крышу нам отремонтировали в декабре. Грех жаловаться, качество работы – отличное. Только у нас вопросы появились. Если это не из фонда капитального ремонта регионального оператора, то тогда нам, наверное, сдвинули график, потому что мы стояли в графике аж на 2030 год. А сделали нам, повторюсь, в декабре прошлого, 2016 года. Тогда возникает вопрос: а всё остальное, что входит в перечень работ по капитальному работу, о чём я вам уже говорила, когда это будет сделано? Вопросы-то возникли. Возможно, это не был капитальный ремонт, а какой-то другой вид работ, возможно, по линии МЧС... То есть, из каких источников эти работы оплачивались, мы не знаем, нас в это не посвятили. Но крышу сделали хорошую, правда. Однако если мы всё-таки не узнаем, что же это было, тогда у нас и остальные вопросы с ремонтом дома будут тянуться дальше. И не исключено, что придётся на свои деньги ремонтировать дом. А у нас просто страшный подъезд, страшные коридоры, в подвале творится не понято что. И если крышу чинили в рамках программы капитального ремонта, получается, мы потом будет годами платить и платить и вряд ли нас снова поставят в график. Вот что страшно огорчает!
В договоре, который мы заключили с управляющей компанией, будет указана услуга содержания и текущего ремонта дома. Пока не ясно, нужно ли будет дополнительное соглашение в отношении ремонта подъездов? А если нам сняли деньги за ремонт, то теперь скажут: «Скидывайтесь и делайте всё сами»? Вымогательство получается чистой воды…
У нас ещё есть цокольный этаж. По закону он принадлежит собственникам, но по факту, по данным поселковой администрации, выяснилось, что это все принадлежит администрации Шкотовского района. В принципе, принадлежит и принадлежит, какая разница. Только тогда пусть и наводят порядок. Пока никто из жильцов не возмущается, но нам хотелось бы, чтобы ситуация изменилась. Чтобы нам отремонтировали подъезд и трубы поменяли. Цокольный этаж – он же денег стоит. В нашем доме площадь цокольного этажа триста шестьдесят четыре квадратных метра. По кадастровой стоимости это почти пять с половиной миллионов рублей! Там есть парикмахерская, магазин. Они собственники части этажа, а всё остальное, более двухсот квадратных метров – это пустующие нежилые помещения. Мы бы не имели претензий по этому цокольному этажу, если бы всё остальное нам сделали. Мы уже устали так долго жить в разрухе.
- А как вы оцените тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги в Приморье?
- У меня есть яркий пример для сравнения того, как живём мы, и как живут другие россияне. Я ездила на Урал к знакомым. У них там площадь квартиры на три квадратных метра больше, чем у меня (78 против 75,5). И они года два назад платили за воду, тепло, телефон и другие услуги три тысячи восемьсот рублей в месяц. Я же плачу, с учётом льготы на теплоснабжение, содержание и текущий ремонт, около семи тысяч рублей! Правда, государство возвращает мне часть. И это с учётом схемы 1/12. А если я перейду на схему 1/7, у меня месячная оплата за жилищно-коммунальные услуги составит двенадцать-тринадцать тысяч рублей! Когда я сказала это своей уральской знакомой, она, конечно, была в шоке. Вот и я не понимаю, почему Приморский край такой дорогой. И как с этим бороться, люди тоже не знают.
Знаете, если говорить о тарифах, то надо не забывать и о величине прожиточного минимума. К примеру, во Владивостоке он чуть больше тринадцати тысяч рублей, а у нас, в Шкотовском районе, это восемь или девять тысяч. Людям не понятно, почему складывается такая разница. А ведь от величины прожиточного минимума зависит и размер субсидий по оплате ЖКУ и многое другое, в том числе размер доплаты к пенсии.
«Скидывайтесь и делайте всё сами»
Наша собеседница отмечает непрозрачность тарифообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По её мнению, это даёт мздоимцам дополнительную возможность для вымогательства.
Это подтверждают и данные прокурорского надзора. Как рассказали нам представители краевой прокуратуры, ЖКХ относится к наиболее подверженным коррупционным рискам сферам народного хозяйства. Между тем, по данным прокуратуры, средний размер взятки в Прморье в прошлом году возрос с 53 тысяч до 339 тысяч рублей!
В сфере ЖКХ «благодарят», скорее всего, менее значимыми суммами. Но тут не лишним будет напомнить, что простым подарком в знак признательности считается всё то, что имеет цену менее трёх тысяч рублей. Только для людей, скажем, старшего возраста и одна тысяча – крупная сумма.
Что же делать и куда обращаться, если, например, слесарь-сантехник намекает на «благодарность»? Вот что советует депутат Думы Владивостока, работающий в составе комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Станислав Примаченко.
- Самое эффективное – это, конечно, обращаться в правоохранительные органы. Но это, скорее, крайний случай, когда проблема обострилась до крайности. Не доводить её до такой степени поможет обращение к руководству той же управляющей компании, к общественным организациям, например, Народному фронту, к депутатскому корпусу. Правда, порой и в этом случае не получается добиться максимально скорого положительного эффекта. То есть, вымогать подношение у вас перестанут, но проблему законсервируют. Тут надо будет запастись терпением и настойчивостью. Сужу по собственному примеру – вот уже три года как « бодаемся» с чиновниками в общем-то то пустяшному вопросу.
- Три года – немалый срок, можно это как-то ускорить?
- Тут главное всё сделать по закону, пройти все инстанции, суды и не отказываться, даже если возникла тяжба, отнимающая все силы и время. Ведь если сегодня махнёшь рукой, завтра всё повторится, и даже в большем размере. Сфера жилищно-коммунального хозяйства слишком проблемная, долготянучая, но, уверен, совместными усилиями мы сможем навести порядок. Однозначно обращайтесь к своему депутату, он всегда разъяснит, поможет разобраться.
А коллега Станислава Примаченко по депутатскому корпусу Сергей Ковалёв, как специалист именно в сфере ЖКХ советует при необходимости обращаться в жилищную инспекцию.
- Отказать жилищная инспекция не имеет права никому, она рассматривает все обращения без исключения, причём в установленные законом сроки. По всем нарушениям управляющие организации наказывают административно, – говорит депутат. – Управляющую компанию можно вычеркнуть из реестра за два неисполненных предписания. Но, как правило, указания инспекции всегда исполняются. За неисполнение выписывается штраф, а после штрафа исполняется незамедлительно.
Чтобы жители Приморья знали, как избежать взяток в сфере ЖКХ, краевой прокуратурой подготовлена специальная памятка о правах граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. С её содержанием можно ознакомиться на сайте надзорного ведомства, в разделе «Правовое просвещение» нужно открыть «Актуальные вопросы», где и находятся все памятки прокуратуры. Адрес в интернете http://prosecutor.ru/education/actual/
Юлия БЕРЕГОВАЯ