Аргументы Недели Владивосток → Общество № 23(565) от 14.06.17 13+

Как избежать взяток в ЖКХ

, 06:41

В прошлом году Генпрокуратура выявила в жилищно-коммунальном хозяйстве страны бездну – 318 тысяч нарушений! По фактам прокурорских проверок возбуждено 790 уголовных дел. К ответственности привлечены 63 тысячи должностных и юридических лиц. Как отмечали в надзорном ведомстве, в ЖКХ крутятся миллиарды живых денег, которые каждый из нас ежемесячно платит за коммунальные услуги, содержание дома и капитальный ремонт. Но, поскольку хозяйство это весьма изношенное, здесь постоянно случаются поломки, аварии, ЧП… И тогда жильцы поневоле обращаются за помощью к работникам отрасли. А как показывает практика, при таких крайних обстоятельствах отечественный бизнес нередко просто заламывает цены. Или же предприимчивые ремонтники всячески намекают гражданам на ожидаемую ими щедрую благодарность в ответ на проявленные с их стороны оперативность, усердие и мастерство. Понятно, что когда у тебя в квартире неожиданно забил гейзер, или засорился унитаз, особо не поторгуешься. Но нередко с жильцов вымогают при любом удобном случае. Как противостоять коррупции в сфере ЖКХ мы решили разобраться в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого еженедельником «Аргументы недели. Приморье» при поддержке администрации Приморского края.       

Как отмечают юристы,  сфера  жилищно-коммунального  хозяйства сегодня  является  наиболее  коррумпированной  отраслью  экономики  страны. Одна из  важнейших  проблем отрасли – совершенствование  управления  ЖКХ.  Однако  внедрение  новых  форм  и  методов  управления  осложняется  специфическими  особенностями  экономических  отношений  и  хозяйственного  механизма  функционирования  предприятий  ЖКХ,  а  также  социальной  направленностью  сферы  экономики.  По мнению специалистов, одним  из  достижений  реформы  ЖКХ  стал  переход  на  стопроцентную  оплату  населением  коммунальных  услуг. Однако,  несмотря  на  это  инвестиционная  активность  в  отрасли  остаётся  низкой,  возрастает  физический  износ  объектов  коммунальной  инфраструктуры,  в городах учащаются  аварии  систем  жизнеобеспечения. Управление  жилищной  сферой  испытывает  значительные  трудности,  связанные  с  острым  дефицитом  финансов,  слабой  материально-технической  базой,  недостаточной  квалификацией  кадров,  отсутствием  продуманной  жилищной  политики  и  жилищных  организаций  в  части  их  взаимоотношений  с  органами  власти  и  потребителями. 

Всё вышеперечисленное, в первую очередь, относится к крупных городам. А как обстоят дела в глубинке?

Вот что рассказала нам о проблемах ЖКХ Людмила Тихонова из посёлка Подъяпольское Шкотовского района Приморского края. Людмила живёт в доме №5 по улице Морская. По данным портала «Реформа ЖКХ»,  этот четырёхэтажный кирпичный дом построен в 1986 году,  подключен к системам центрального электроснабжения, теплоснабжения,  холодного водоснабжения и водоотведения.

- Хотела бы затронуть работу управляющей компании применительно к нашему дому. Она принимает участие в устранении аварийных ситуаций, у нас таких было как минимум три, связанных с канализацией.

- Как быстро устраняли?

- Не совсем быстро, но старались всё наладить по возможности оперативно. Замечу, что до этого ситуация с обслуживанием нашего дома была хуже, но за последний год положение значительно улучшилась. Новая управляющая компания начала  работу осенью прошлого года. Ключевые моменты у них на подхвате. Недавно жильцы получили на руки договор с этой компанией. Между тем,  ранее на протяжении нескольких лет у нас такого договора не было. Всё это время копились проблемы. У нас остался незаконченный ремонт коридоров  первого-третьего этажей, не выполненна замена счётчиков электрической энергии на лестничных площадках, нужно отремонтировать  щитовые, основной кабель в электрошахте, также требуют замены трубы холодного водоснабжения и водоотведения. Стояки жильцы почти все поменяли сами, а  вот в подвале это ещё нужно сделать, потому что там трубы сгнили полностью.

Крышу нам отремонтировали в декабре. Грех жаловаться, качество работы – отличное. Только у нас вопросы появились. Если это не из фонда капитального ремонта регионального  оператора, то тогда нам, наверное, сдвинули график, потому что мы стояли в графике аж на 2030 год. А сделали нам, повторюсь, в декабре прошлого, 2016 года.  Тогда возникает вопрос: а всё остальное, что входит в перечень работ по капитальному работу, о чём я вам уже говорила, когда это будет  сделано? Вопросы-то возникли. Возможно, это не был капитальный ремонт, а какой-то другой вид работ, возможно, по линии МЧС... То  есть, из каких источников эти работы оплачивались, мы не знаем, нас в это не посвятили. Но крышу сделали хорошую, правда. Однако если мы  всё-таки не узнаем, что же это было, тогда у нас и остальные вопросы с ремонтом дома будут тянуться дальше. И не исключено, что  придётся на свои деньги ремонтировать дом. А у нас просто  страшный подъезд, страшные коридоры, в подвале творится не понято что. И если крышу  чинили в рамках программы капитального ремонта, получается, мы потом будет годами платить и платить и вряд ли нас снова поставят в  график. Вот что страшно огорчает!

В договоре, который мы заключили с управляющей компанией, будет указана услуга содержания и текущего ремонта дома. Пока не ясно,  нужно ли будет дополнительное соглашение в отношении ремонта подъездов? А если нам сняли деньги за ремонт, то теперь скажут: «Скидывайтесь и  делайте всё сами»? Вымогательство получается чистой воды…

У нас ещё есть цокольный этаж. По закону он принадлежит собственникам, но по факту, по данным поселковой администрации, выяснилось, что это все принадлежит администрации Шкотовского района. В принципе, принадлежит и принадлежит, какая разница. Только тогда пусть и наводят порядок. Пока  никто из жильцов не возмущается, но нам хотелось бы, чтобы ситуация изменилась. Чтобы нам отремонтировали подъезд и трубы поменяли.  Цокольный этаж – он же денег стоит. В нашем доме площадь цокольного этажа триста шестьдесят четыре квадратных метра. По кадастровой стоимости это почти  пять с половиной миллионов рублей! Там есть парикмахерская, магазин. Они собственники части этажа, а всё остальное, более двухсот  квадратных метров –  это пустующие нежилые помещения. Мы бы не имели претензий по этому цокольному этажу, если бы всё остальное нам сделали. Мы уже устали  так долго жить в разрухе.

- А как вы оцените тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги в Приморье?

- У меня есть яркий пример для сравнения того, как живём мы, и как живут другие россияне. Я ездила на Урал к знакомым. У них  там площадь квартиры на три квадратных метра больше, чем у меня (78 против 75,5). И они года два назад платили за воду, тепло, телефон и  другие услуги три тысячи восемьсот рублей в месяц. Я же плачу, с учётом льготы на теплоснабжение, содержание и текущий ремонт,  около семи тысяч рублей! Правда, государство возвращает мне часть. И это с учётом схемы 1/12. А если я перейду на схему 1/7, у меня месячная оплата за  жилищно-коммунальные услуги составит двенадцать-тринадцать тысяч рублей! Когда я сказала это своей уральской знакомой, она, конечно, была в шоке. Вот и я не понимаю, почему Приморский край такой дорогой. И как с этим бороться, люди тоже не знают.

Знаете, если говорить о тарифах, то надо не забывать и о величине прожиточного минимума. К примеру, во Владивостоке он чуть больше тринадцати тысяч  рублей, а у нас, в Шкотовском районе, это восемь или девять тысяч. Людям не понятно, почему складывается такая разница. А ведь от величины прожиточного минимума зависит и размер субсидий по оплате ЖКУ и многое другое, в том числе размер доплаты к пенсии.

«Скидывайтесь и  делайте всё сами»

Наша собеседница отмечает непрозрачность тарифообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По её мнению, это даёт мздоимцам дополнительную возможность для вымогательства.

Это подтверждают и данные прокурорского надзора. Как рассказали нам представители краевой прокуратуры, ЖКХ относится к наиболее подверженным коррупционным рискам сферам народного хозяйства. Между тем, по данным прокуратуры, средний размер взятки в Прморье в прошлом году возрос с 53 тысяч до 339 тысяч рублей!

В сфере ЖКХ «благодарят», скорее всего, менее значимыми суммами. Но тут не лишним будет напомнить, что простым подарком в знак признательности считается всё то, что имеет цену менее трёх тысяч рублей. Только для людей, скажем, старшего возраста и одна тысяча – крупная сумма.

Что же делать и куда обращаться, если, например, слесарь-сантехник намекает на «благодарность»? Вот что советует депутат Думы Владивостока, работающий в составе комитета   по местному самоуправлению, правопорядку и законности  Станислав Примаченко.

- Самое эффективное – это, конечно, обращаться в правоохранительные органы. Но это, скорее, крайний случай, когда проблема обострилась до крайности. Не доводить её до такой степени поможет обращение к руководству той же управляющей компании, к общественным организациям, например, Народному фронту, к депутатскому корпусу. Правда, порой и в этом случае не получается добиться максимально скорого положительного эффекта. То есть, вымогать подношение у вас перестанут, но проблему законсервируют. Тут надо будет запастись терпением и настойчивостью. Сужу по собственному примеру – вот уже три года как « бодаемся» с чиновниками в общем-то то пустяшному вопросу.

- Три года – немалый срок, можно это как-то ускорить?  

- Тут главное всё сделать по закону, пройти все инстанции, суды и не отказываться, даже если возникла тяжба, отнимающая все силы и время. Ведь если сегодня махнёшь рукой, завтра всё повторится, и даже в большем размере. Сфера жилищно-коммунального хозяйства слишком проблемная, долготянучая, но, уверен, совместными усилиями мы сможем навести порядок. Однозначно обращайтесь к своему депутату, он всегда разъяснит, поможет разобраться.

А коллега Станислава Примаченко по депутатскому корпусу Сергей Ковалёв, как специалист именно в сфере ЖКХ советует при необходимости обращаться в  жилищную инспекцию.

- Отказать жилищная инспекция не имеет права никому, она рассматривает все обращения без исключения, причём в установленные законом сроки. По всем нарушениям управляющие организации наказывают административно, – говорит депутат. – Управляющую компанию можно вычеркнуть из реестра за два неисполненных предписания. Но, как правило, указания инспекции всегда исполняются. За неисполнение выписывается штраф, а после штрафа исполняется незамедлительно.

Чтобы жители Приморья знали, как избежать взяток в сфере ЖКХ, краевой прокуратурой подготовлена специальная памятка о правах граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. С её содержанием можно ознакомиться на сайте надзорного ведомства, в разделе «Правовое просвещение» нужно открыть «Актуальные вопросы», где и находятся все памятки прокуратуры. Адрес в интернете http://prosecutor.ru/education/actual/

Юлия БЕРЕГОВАЯ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram