Аргументы Недели Иркутск → Общество № 22(564) от 8.06.17 13+

ГЭС на Селенге: сто раз подумать

, 07:47

Проекты строительства ГЭС на Селенге и ее притоках не просто затрагивают интересы двух государств — России и Монголии, они напрямую повлияют на объект всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал и на жизнь наших внуков и правнуков. «Мы обсуждаем судьбу будущих поколений — спешка здесь недопустима», — считает депутат Государственной думы РФ Михаил Щапов. Напомним, что депутат подготовил письмо участникам общественных слушаний по строительству ГЭС. Адаптированная копия документа была передана монгольским СМИ.

«Уже сейчас мир сталкивается с нехваткой питьевой воды, в будущем, по прогнозам, Байкал может стать важнейшим источником этого жизненно необходимого ресурса не только для нашей страны и наших соседей, но и, возможно, для всего мира, — говорится в обращении Михаила Щапова. — Поэтому, обсуждая сегодня любые проекты, так или иначе касающиеся озера, мы должны думать не только о своих интересах здесь и сейчас, но и о судьбах будущих поколений.

Надеюсь, именно с позиции защиты интересов будущих поколений в апреле и мае на территории России представители группы МИНИС провели общественные обсуждения технического задания к проведению очень важных исследований: региональной экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду и социальных последствий (РЭО, ОВОС и СП). Думаю, я выражу общее мнение россиян: мы отдаем должное этому дружескому жесту со стороны Монголии.

В то же время, при всем уважении к специалистам группы МИНИС и той огромной работе, которую они проделали для организации этих слушаний на территории России, я должен отметить целый ряд серьезных противоречий с точки зрения российского и международного экологического права.

В частности, вызывает недоумение очередность, точнее ее отсутствие, этапов подготовки проекта. Стандарты Всемирного банка, который рассматривает возможность выдать кредит правительству Монголии на строительство Шурэнской ГЭС и гидросооружений на реке Орхон, обязывают МИНИС провести сначала региональную экологическую оценку — определить все влияющие на Байкал экологические факторы, а затем на основе данных РЭО подготовить техническое задание, по которому будет проводиться ОВОС и СП. Однако специалисты МИНИС вынесли на общественное обсуждение сразу технические задания на РЭО, ОВОС СП. Это все равно что пытаться одновременно строить фундамент дома, стены и крышу.

Этот вопрос не раз задавали на общественных обсуждениях и в Бурятии, и в Иркутской области. Представители группы МИНИС объяснили это ограниченностью во времени и средствах. Но ведь качественная подготовка — это залог успеха. Монголия намерена намного больше средств потратить на сами ГЭС. Причем средств заемных, которые нужно будет отдавать, еще и с процентами. Не лучше ли отвести необходимое время и деньги на исследования, которые, возможно, еще покажут, что строить данную ГЭС, а значит и влезать в огромные долги, нецелесообразно? И тем самым сэкономить ресурсы экономики, деньги налогоплательщиков?

Подчеркну, что Россия, понимая свою ответственность перед миром за судьбу Байкала, фактически взяла на себя инициативу по проведению региональной экологической оценки и ведет эту работу за счет бюджета РФ. Уже готовы исследования возможных изменений гидрологического режима Селенги и Байкала — колебаний стока Селенги и уровня озера, полноводности притоков, уровня подземных вод. На следующем этапе будут изучаться все возможные последствия, в том числе и для прилегающих территорий — для этого потребуется более широкий круг международных экспертов, и, значит, могут быть привлечены экспертные и финансовые ресурсы Всемирного банка, о которых говорили специалисты МИНИС.

Хочу еще раз зафиксировать: речь не идет об интересах только России или только Монголии. Байкал — будущее поколений всего мира. Мы несем ответственность за крупнейший мировой источник питьевой воды, мы отвечаем перед миллиардами будущих жителей всей планеты. В таком вопросе не может быть чрезмерно тщательных исследований или излишне долгих согласований.

Международное сообщество еще в 1991 году приняло Конвенцию Европейской экологической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция начала действовать с 1997 года, к ней уже присоединились порядка 50 стран. Она дает нам такой правовой инструмент, как стратегическая экологическая оценка (СЭО), которая предполагает оценку всех вероятных экологических последствий, в том числе связанных со здоровьем населения, полный охват экологического влияния проектов, планов и программ, оговаривает участие общественности и учет ее мнения. Такая оценка дает возможность рассмотреть больше альтернативных вариантов еще до стадии разработки проектов, оценить их воздействие не только на экологию, но и на виды деятельности человека на охватываемой территории на многие десятилетия вперед.

Учитывая масштаб проектов МИНИС и их возможные последствия для всего мирового сообщества, стратегическая экологическая оценка должна быть проведена обязательно и в первую очередь. А ее результаты лечь в основу всех прочих исследований и оценок — РЭО, ОВОС и СП.

В конце 2016 года Россия и Монголия договорились о создании рабочей группы для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым строительством ГЭС на Селенге и ее притоках. Эта группа как раз и должна выработать исходные параметры и определить необходимый состав международных экспертов для проведения стратегической экологической оценки. Российская сторона утвердила свою часть рабочей группы, теперь мы очень ждем, когда свою часть группы представит Монголия.

На мой взгляд, на прошедших слушаниях мы все должны были в первую очередь обсудить реализацию этих и других мероприятий и замечаний к техническому заданию на проведение региональной экологической оценки (РЭО). И только после этого переходить к обсуждению оценки воздействия на окружающую среду и социальных последствий (ОВОС и СП) проектов строительства ГЭС на притоках реки Селенга».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram