Мне было всегда интересно, какие смыслы вкладываются, когда человек говорит «я – русский». Конечно, подразумеваются его предки и язык. Культура, носителем которой он является. Мифология, обычаи и ещё многих плохо определяемых, но важных вещей. Например, ценимые достоинства. Считается, что у англичан – чувство юмора. Например, когда Черчилль произнёс историческую разгромную речь против Чемберлена, он её закончил: «И ещё у него отсутствует чувство юмора».
Уверен: у русских самое дорогое достоинство – быть хорошим другом. Скажите кому-то, что он тупой, безответственный, лентяй, балабол, хулиган: реакция будет спокойной. Но на обвинение: ты плохой друг – последует искреннее возмущение на такой несправедливый навет.
К другим отношение менее трепетное. В друзья зачисляют даже просто хороших знакомых.
У меня много дорогих мне людей, которые тоже хорошо ко мне относятся. Но я не говорю – у меня много друзей.
Однажды жена разнимала дерущихся котов, и один её укусил. К ночи рука сильно распухла и опасно подскочила температура. В два часа ночи я позвонил академику, тогда главному кардиологу Москвы Ю.И. Бузиашвили с вопросом: что делать? «Вези срочно в Склиф, а я быстро найду того, кто попросит, чтобы её приняли». В Склифе врачи быстро и эффективно обработали укус, продемонстрировав ещё и отменное чувство юмора: «Вы что, не знали, что коты не чистят зубы?» – спросил хирург. Но для себя я осознал, что буду считать другом того, кому я не раздумывая могу позвонить посреди ночи. Так появился простой и чёткий критерий.
Есть у русских и качества, осложняющие им жизнь. Например, я спросил у 26-летнего сотрудника итальянского посольства – обаятельного умницы, блистательного работника – не хотел бы он жениться на москвичке? Его ответ – русские женщины красивые, с большой душой, но меня пугает статистика. Посмотрите, как легко они разводятся. Для итальянки это гораздо более серьёзная вещь. В Италии намного меньше разводов. Причина, по моим наблюдениям, в том, что русские гораздо менее склонны к компромиссам, чем другие этносы. Вспомните, любая коалиция у нас быстро разваливалась: Сталин – Бухарин – Зиновьев или Булганин – Хрущёв, Брежнев – Косыгин. Кто-то обязательно стремился стать царём горы. Вообразите себе у нас ситуацию, как в Германии, когда канцлер Ангела Меркель и социал-демократ Мартин Шульц наверняка сформируют общее правительство, хотя оба претендуют на пост канцлера.
Даже сильная любовь может оказаться на втором плане по сравнению с этой чертой характера.
Расскажу то, что наблюдал сам. Один из моих молодых близких друзей, абсолютный супермен – кандидат в мастера спорта по альпинизму и парусу, с высочайшим IQ, сверхуспешный строитель встретил необыкновенную девушку. Одну из самых красивых в Москве. Круглую отличницу и умницу. На моих глазах быстро развивалась взаимная любовь. У обоих масса достоинств. Но он никогда ни под кого не подстраивался. У неё тоже было свойство, блистательно описанное А.С. Пушкиным. Всё должно быть, как она решила. Всё по-ейному. Благо даже имя у девушки тоже было Татьяна.
Как только они встречались, появлялась вольтова дуга, начинало бить током. И несмотря на сильнейшую любовь, им не суждено было связать свои жизни.
На самом деле для хорошего брака приходится менять и укоренившиеся привычки, и, казалось бы, незыблемые установки. Приведу личный пример.
У меня рано умерла мама. Я жил один, и не менее трёх раз в неделю кто-то у меня ужинал. Я очень хорошо готовил. В МГУ отлично платили. Поэтому закупки на рынке чудесных отбивных, зелени, рассыпчатой картошки не были обременительны. Всю грязную посуду я складывал в отдельную раковину. Никогда её не мыл. Но раз в неделю приходили из фирмы «Заря» и всё добросовестно чистили. Ни у моих друзей, ни у очень больших начальников такой метод не вызывал неприятия. Когда Ирина Ивановна это увидела, ей стало дурно. После женитьбы, когда бы ни уходили гости, например, в час ночи, она обязательно сразу мыла всю посуду. Не могла лечь спать, пока всё не сверкало.
Теперь представьте, каково патологической чистюле находиться рядом с человеком, декларирующим: «Лучше жить в грязи, чем умереть в чистоте».
Ещё есть очень важные, глубинные вещи, о которых никогда не говорят. Например, я знаю, что для моей жены было бы очень важно венчание. Потому что оно связано не только с земной жизнью. У меня в программе было много крупных священников, включая патриархов Алексия и Кирилла. Считаю себя другом митрополита Марка. Абсолютно уверен в существовании Бога. Но не принадлежу ни к одной церкви. Поэтому пойти под венец никак не могу. А тут ещё известный юморист и очень верующий писатель Лион Измайлов говорит: «Ирочка, но вы же понимаете, что живёте с язычником». Но жена была готова пожертвовать очень многим для гармонии и согласия в семье.
Говорят, человек – это то, что он ест. По этому принципу ещё важнее, что видят его глаза. Представьте себе картину «Грачи прилетели». Жухлый снег, низкое серое небо, свет, в котором мало солнца. Это одна из самых важных классических картин, так как пейзаж наиболее созвучен русской душе. Потому что большую часть года нет яркого солнечного неба, напоённого солнцем воздуха, провоцирующих итальянскую экспрессивность и жизнерадостность.
Ещё реже в России случается радостная общественно-политическая атмосфера. Например, как в период хрущёвской «оттепели».
Хотя в материальном отношении в России всегда жили намного хуже, чем при Путине, нынешняя атмосфера осязаемо ухудшается. Дума без конца принимает законы, усиливающие наказания или вводящие новые. Силовики ведут себя так, что появляется предчувствие – движемся к 1937 году «лайт».
Из последних событий – шумные обыски и доставка к следователю К. Серебренникова. Мало у кого есть сомнение – это новая норма. Ведь не могли же Пинкертоны не знать о его славе и влиятельнейших друзьях. Как же они себя будут вести в отношении среднестатистического Иванова?
А бесконечные посадки медиков за очень малые суммы. Каждый чувствует себе уязвимым. Неужели непонятно: если коррупция не уменьшается, а маховик борьбы с ней ускоряет обороты – надо срочно менять курс.
Весьма деморализующий эффект дают ежедневные репортажи о ДНР. Вот показывают варварский обстрел жилых домов. Вот со свирепой антимосковской риторикой выступает парень с типично курской или смоленской физиономией. К этому маразму добавляется злобное выступление министра иностранных дел Климкина, человека с типично русскими внешностью и фамилией. Сюр усиливается, когда встык на экране появляется третье лицо государства – Валентина гарная дивчина Матвиенко или мэр второй столицы Георгий Полтавченко. Мне очевидна геополитическая необходимость не допустить вступление Украины в НАТО. Но конца этой истории пока не видно, и оптимизма в общую атмосферу репортаж с Незалежной не прибавляет.
Хотя экономика выравнивается, но у предпринимателей полностью отсутствует кураж. Возьмите политику ЦБ в отношении проштрафившихся банков. Кого заботит потеря больших сумм вкладчиков? Одному моему знакомому нечем платить сотрудникам, другой отрубил второстепенные контракты – и по принципу домино пошёл обвал у других.
Обстановка, когда от тебя ничего не зависит – ведь ты же хранил деньги в банке-лидере, – мощнейший деморализующий фактор.
А нарастающая клерикализация страны? Я лично имел возможность убедиться в существовании Бога. Это не отменяет того, что треть граждан – атеисты и им отвратительно сползание в средневековье.
А высказывание Хирурга Залдостанова о Константине Райкине? Он, конечно, имеет полное право озвучивать свои суждения. Однако когда их ретранслируют СМИ, как будто байкер – реинкарнация Григория Распутина, – появляются нерадостные параллели и ассоциации. В здоровом обществе такое было бы немыслимо. На глазах ухудшается качество государства. Исполняемость решений. Творческая интеллигенция как будто достучалась до начальства по поводу разрушения их любимого Коктебеля. Но отвратительный новодел там продолжается полным ходом.
Поскольку я враг тех, кто считает – чем хуже, тем лучше, очень хочу, чтобы начальство серьёзно учитывало атмосферу как во всём обществе, так и в его значимых составляющих.
Если атмосфера останется гнетущей, неожиданно появится острая жажда тотальных перемен. Примеров полно.