Аргументы Недели → Общество № 21(563) от 1.06.17 13+

Французский бизнес верит в будущее России

, 08:02

Президент страны совершил молниеносный и неожиданный визит во Францию. Новый президент Пятой республики Эммануэль Макрон, о котором каких только гадостей не писала российская пресса, оказался нормальным парнем, пригласив к себе в гости Владимира Путина. Фактически он прервал политическую блокаду Москвы. Мало того, во время их пресс-конференции мы узнали много интересного. В частности, о том, что крупный французский бизнес и не думал прерывать отношения с Россией даже под давлением США. Подтверждением этому служит работа мирового гиганта французской энергомашиностроительной компании Schneider Electric. Накануне Петербургского международного экономического форума заместитель главного редактора «Аргументов недели» Виктор Крестьянинов встретился с давним другом редакции президентом Schneider Electric в России и СНГ Йоханом ВАНДЕРПЛАЕТСЕ.

 - Ваша компания продолжает инвестировать в Россию в непростое для нашей экономики время. Выгодно ли вам тут работать?

– Schneider Electric – надёжный партнёр России и один из крупнейших инвесторов в её экономику. В течение десятилетий наша компания вносила значимый вклад в развитие промышленности России и стран СНГ: инвестировала, создавала новые заводы и рабочие места, обеспечивала работоспособность крупных промышленных, культурных, административных и инфраструктурных объектов.

Для нас российский рынок является одним из наиболее приоритетных. За последние 5 лет компания вложила в развитие производства, сервиса и инжиниринга на территории России более миллиарда долларов. Мы планируем и дальнейшие инвестиции в повышение локализации производства. Такая стратегия была заложена в основу развития ещё много лет назад.

Компания имеет в России 5 собственных заводов, логистические, научно-технические и инженерные центры. Это уникально. На предприятиях занято более 10 тысяч сотрудников. Российский рынок стал для нашей компании вторым в Европе и четвёртым в мире. К примеру, в прошлом году Schneider Electric отметила 50-летие завода «Потенциал». Он входит в состав нашей компании с 2008 года. Это одно из ведущих предприятий по производству электроустановочных изделий в России, расположенное в городе Козьмодемьянск в Республике Марий Эл.

Сейчас завод выпускает около 360 тысяч изделий в сутки. Каждая третья розетка или выключатель, проданные в России, созданы в цехах «Потенциала». Помимо электроустановочных изделий завод выпускает монтажные и распределительные коробки, пластиковые щитки, кабеленесущие системы. При этом активно развивается и экспорт: около 8% продукции «Потенциала» идёт в страны СНГ и дальнее зарубежье. «Потенциал» не уступает по качеству своей продукции европейским заводам Schneider Electric и по праву является лидером на своём рынке.

С момента покупки «Потенциала» его годовой оборот вырос в 3 раза. В период с 2012 по 2015 год объём инвестиций в это предприятие составил 420 миллионов рублей. Вложения в 2016–2017 годах составят ещё 240 миллионов. Всего в России в 2016 году компания реализовала проекты на 5 миллиардов рублей. Тот факт, что мы продолжаем инвестировать в Россию, даёт нам преимущество перед теми конкурентами, которые притормозили здесь свою деятельность.

– Вы хотите сказать, что кризисные явления в российской экономике почти не сказались на вашем бизнесе?

– Любой кризис – это новые возможности. По итогам 2016 года мы получили в России двузначный рост выручки. Причём в евро. То есть рост очень хороший. В России у нас есть существенное преимущество – мы занялись локализацией производства намного раньше конкурентов. На данный момент наши российские заводы являются очень конкурентоспособными в сравнении с теми компаниями, которые просто импортируют свою продукцию. Более того, российские заводы даже более конкурентоспособны, чем наши азиатские предприятия. Мы всё больше и больше экспортируем продукцию, произведённую в России. Причём даже в Восточную и Центральную Европу. Подобная конкурентоспособность позволяет захватывать новые рынки.

В России всегда нужно смотреть вперёд. Мы здесь – навсегда. Мы не из тех инвесторов, которые, когда ситуация становится чуть более напряжённой, сворачивают деятельность и уходят. Наоборот, в такой ситуации мы считаем, что появляются возможности ускорить нашу локализацию.

Я живу и работаю в России 25 лет и хорошо помню, как в 1998 и в 2008 годах находились скептики, которые кричали: «Россия для мирового рынка потеряна, мы уходим». И что? Сбылись их предсказания? Самое главное – нужно помнить: в нашей стране требуется наличие стратегического подхода, надо работать на перспективу, на будущее. С краткосрочными целями и проектами здесь можно не угадать, но в масштабах многих лет вы имеете все шансы выиграть.

– Каковы дальнейшие планы Schneider Electric по локализации производства?

–В этом году мы запустим в производство несколько новых линеек продукции для энергетики и промышленности. Это самые современные технологии, то, что мы называем технологии промышленного Интернета. Наша цель – продолжать повышать уровень локализации благодаря российским производителям. Они могут по конкурентоспособной цене поставлять свою продукцию Schneider Electric.

Единственное, что для нас очень важно, – мы никогда не идём на компромисс по качеству. Наши заказчики требуют высокого качества независимо от страны происхождения оборудования. Каждый год мы замечаем хорошую тенденцию в повышении доли российских комплектующих. Мы привлекаем средний и крупный бизнес, но есть возможности работать и с небольшими компаниями. На нашем заводе в Козьмодемьянске доля российских комплектующих в изделии доходит до 60%. По некоторым линейкам энергетического оборудования для сетей этот показатель составляет 80%.

Но есть продукты, по которым достичь такого уровня локализации невозможно по объективным причинам. К примеру, мы собираемся локализовать в России производство автоматических выключателей Masterpaсt MTZ. Для этого будет расширено производство в Ленинградской области. Сейчас они производятся во Франции. Мы проанализировали, и оказалось, что на заводе во Франции доля французских комплектующих в них – не более 30%. Потому что для производства таких выключателей мы покупаем микросхемы, сделанные на Тайване и в Китае. Уникальные компоненты идут и из стран Европы. Вообще на французских заводах у нас нет локализации выше 50%. Мы проводим политику повышения локализации в России, но живём и работаем в глобальном мире. Невозможно производить всё в рамках одной страны на 100%.

– Как обстоят дела с разработкой высоких технологий в России?

– Schneider Electric тратит более миллиарда евро в год на исследования и разработки. Лучшие технологии мы приносим в Россию. У нас много интересных проектов. Я бы назвал наиболее перспективными вложения в информационные технологии, энергоэффективность, промышленный Интернет и альтернативную энергетику. Развитие энергетики сейчас особенно актуально: мировая экономика требует всё больше энергоресурсов, но нельзя бездумно наращивать их потребление в ущерб экологии.

Поэтому наша компания разрабатывает и поставляет комплексные энергоэффективные решения для промышленных предприятий, объектов гражданского и жилищного строительства, центров обработки данных. Я уверен в огромном потенциале роста инновационной составляющей экономики страны.

Сейчас в Москве запускается новая линия по производству инверторов для солнечных электростанций, а также центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в области программного обеспечения для энергетики в «Сколково». В недавно построенном в Татарстане городе Иннополис будут использованы наши современные решения. Это место станет центром локализации НИОКРSchneider Electric.

Очень важно, чтобы Россия занималась диверсификацией экономики. Об этом постоянно говорили в течение 25 лет, но только сейчас я вижу, что государство стало много делать в этом направлении. Основным фактором, конечно, стало понимание, что сверхвысокие цены на нефть в обозримом будущем не вернутся. Россия либо всерьёз займётся диверсификацией экономики, либо забудет о бурном росте экономики.

При этом диверсификацией надо заниматься с акцентом на новые отрасли. Нужно вкладываться в те отрасли, за которыми будущее. В этом вопросе очень большую роль играет малый и средний бизнес. Я это хорошо вижу на примере малых предприятий Бельгии и Германии. Конечно, в этих странах есть гиганты бизнеса, но основа экономики страны – это малый и средний бизнес. Ему проще и быстрее удаётся найти и внедрить инновации.

Я думаю, что и в России государству надо не самому вкладывать деньги в инновации, а создать условия для вложения в них денег частными компаниями. Тогда, как по цепочке, инновации дойдут и до малого бизнеса, запустят в нём реакцию роста и стимулируют экономику, толкнут её вперёд.

– Отразились ли на вашей компании западные экономические санкции?

– Когда речь идёт о санкциях, для меня это как ураган на поверхности океана. На первый взгляд это выглядит страшно – волны, ветер. Но, когда вы ныряете чуть глубже, там всё так же спокойно – рыбки плавают, бизнес продолжается. Санкции напрямую на нас не влияют, потому что мы не относимся к той индустрии, на которую они распространяются.

Конечно, имеет место косвенное влияние. Финансовые ограничения негативно сказываются на наших российских заказчиках. Им сложнее получить финансирование. Если у наших партнёров возникают проблемы, это отражается на их инвестиционных планах – некоторые проекты откладываются. Так что определённое негативное влияние от санкций есть. Но преимущество, которым обладает Schneider Electric благодаря программе локализации, превышает негатив.

Как вы оцениваете российских сотрудников, работающих на предприятиях Schneider Electric?

– Высший класс! Мы очень довольны общим уровнем современного инженерного образования в России. Другое дело, что нехватка квалифицированных инженеров – это общемировая проблема. И в Европе, и в США. Поэтому у Schneider Electric очень много совместных проектов с ведущими университетами России и мира. Первый наш учебный центр в России был открыт 10 лет назад. С тех пор мы продолжаем сотрудничать со многими ведущими российскими вузами, чтобы повысить квалификацию студентов. У нас есть специальные лаборатории в университетах, в которых студенты изучают самые последние технологические новинки. Много выпускников затем становятся сотрудниками нашей компании.

Мы верим в Россию, мы верим в её будущее. А будущее – это молодое поколение. Вот так Schneider Electric вносит свой вклад в развитие России.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram