Президент страны совершил молниеносный и неожиданный визит во Францию. Новый президент Пятой республики Эммануэль Макрон, о котором каких только гадостей не писала российская пресса, оказался нормальным парнем, пригласив к себе в гости Владимира Путина. Фактически он прервал политическую блокаду Москвы. Мало того, во время их пресс-конференции мы узнали много интересного. В частности, о том, что крупный французский бизнес и не думал прерывать отношения с Россией даже под давлением США. Подтверждением этому служит работа мирового гиганта французской энергомашиностроительной компании Schneider Electric. Накануне Петербургского международного экономического форума заместитель главного редактора «Аргументов недели» Виктор Крестьянинов встретился с давним другом редакции президентом Schneider Electric в России и СНГ Йоханом ВАНДЕРПЛАЕТСЕ.
- Ваша компания продолжает инвестировать в Россию в непростое для нашей экономики время. Выгодно ли вам тут работать?
– Schneider Electric – надёжный партнёр России и один из крупнейших инвесторов в её экономику. В течение десятилетий наша компания вносила значимый вклад в развитие промышленности России и стран СНГ: инвестировала, создавала новые заводы и рабочие места, обеспечивала работоспособность крупных промышленных, культурных, административных и инфраструктурных объектов.
Для нас российский рынок является одним из наиболее приоритетных. За последние 5 лет компания вложила в развитие производства, сервиса и инжиниринга на территории России более миллиарда долларов. Мы планируем и дальнейшие инвестиции в повышение локализации производства. Такая стратегия была заложена в основу развития ещё много лет назад.
Компания имеет в России 5 собственных заводов, логистические, научно-технические и инженерные центры. Это уникально. На предприятиях занято более 10 тысяч сотрудников. Российский рынок стал для нашей компании вторым в Европе и четвёртым в мире. К примеру, в прошлом году Schneider Electric отметила 50-летие завода «Потенциал». Он входит в состав нашей компании с 2008 года. Это одно из ведущих предприятий по производству электроустановочных изделий в России, расположенное в городе Козьмодемьянск в Республике Марий Эл.
Сейчас завод выпускает около 360 тысяч изделий в сутки. Каждая третья розетка или выключатель, проданные в России, созданы в цехах «Потенциала». Помимо электроустановочных изделий завод выпускает монтажные и распределительные коробки, пластиковые щитки, кабеленесущие системы. При этом активно развивается и экспорт: около 8% продукции «Потенциала» идёт в страны СНГ и дальнее зарубежье. «Потенциал» не уступает по качеству своей продукции европейским заводам Schneider Electric и по праву является лидером на своём рынке.
С момента покупки «Потенциала» его годовой оборот вырос в 3 раза. В период с 2012 по 2015 год объём инвестиций в это предприятие составил 420 миллионов рублей. Вложения в 2016–2017 годах составят ещё 240 миллионов. Всего в России в 2016 году компания реализовала проекты на 5 миллиардов рублей. Тот факт, что мы продолжаем инвестировать в Россию, даёт нам преимущество перед теми конкурентами, которые притормозили здесь свою деятельность.
– Вы хотите сказать, что кризисные явления в российской экономике почти не сказались на вашем бизнесе?
– Любой кризис – это новые возможности. По итогам 2016 года мы получили в России двузначный рост выручки. Причём в евро. То есть рост очень хороший. В России у нас есть существенное преимущество – мы занялись локализацией производства намного раньше конкурентов. На данный момент наши российские заводы являются очень конкурентоспособными в сравнении с теми компаниями, которые просто импортируют свою продукцию. Более того, российские заводы даже более конкурентоспособны, чем наши азиатские предприятия. Мы всё больше и больше экспортируем продукцию, произведённую в России. Причём даже в Восточную и Центральную Европу. Подобная конкурентоспособность позволяет захватывать новые рынки.
В России всегда нужно смотреть вперёд. Мы здесь – навсегда. Мы не из тех инвесторов, которые, когда ситуация становится чуть более напряжённой, сворачивают деятельность и уходят. Наоборот, в такой ситуации мы считаем, что появляются возможности ускорить нашу локализацию.
Я живу и работаю в России 25 лет и хорошо помню, как в 1998 и в 2008 годах находились скептики, которые кричали: «Россия для мирового рынка потеряна, мы уходим». И что? Сбылись их предсказания? Самое главное – нужно помнить: в нашей стране требуется наличие стратегического подхода, надо работать на перспективу, на будущее. С краткосрочными целями и проектами здесь можно не угадать, но в масштабах многих лет вы имеете все шансы выиграть.
– Каковы дальнейшие планы Schneider Electric по локализации производства?
–В этом году мы запустим в производство несколько новых линеек продукции для энергетики и промышленности. Это самые современные технологии, то, что мы называем технологии промышленного Интернета. Наша цель – продолжать повышать уровень локализации благодаря российским производителям. Они могут по конкурентоспособной цене поставлять свою продукцию Schneider Electric.
Единственное, что для нас очень важно, – мы никогда не идём на компромисс по качеству. Наши заказчики требуют высокого качества независимо от страны происхождения оборудования. Каждый год мы замечаем хорошую тенденцию в повышении доли российских комплектующих. Мы привлекаем средний и крупный бизнес, но есть возможности работать и с небольшими компаниями. На нашем заводе в Козьмодемьянске доля российских комплектующих в изделии доходит до 60%. По некоторым линейкам энергетического оборудования для сетей этот показатель составляет 80%.
Но есть продукты, по которым достичь такого уровня локализации невозможно по объективным причинам. К примеру, мы собираемся локализовать в России производство автоматических выключателей Masterpaсt MTZ. Для этого будет расширено производство в Ленинградской области. Сейчас они производятся во Франции. Мы проанализировали, и оказалось, что на заводе во Франции доля французских комплектующих в них – не более 30%. Потому что для производства таких выключателей мы покупаем микросхемы, сделанные на Тайване и в Китае. Уникальные компоненты идут и из стран Европы. Вообще на французских заводах у нас нет локализации выше 50%. Мы проводим политику повышения локализации в России, но живём и работаем в глобальном мире. Невозможно производить всё в рамках одной страны на 100%.
– Как обстоят дела с разработкой высоких технологий в России?
– Schneider Electric тратит более миллиарда евро в год на исследования и разработки. Лучшие технологии мы приносим в Россию. У нас много интересных проектов. Я бы назвал наиболее перспективными вложения в информационные технологии, энергоэффективность, промышленный Интернет и альтернативную энергетику. Развитие энергетики сейчас особенно актуально: мировая экономика требует всё больше энергоресурсов, но нельзя бездумно наращивать их потребление в ущерб экологии.
Поэтому наша компания разрабатывает и поставляет комплексные энергоэффективные решения для промышленных предприятий, объектов гражданского и жилищного строительства, центров обработки данных. Я уверен в огромном потенциале роста инновационной составляющей экономики страны.
Сейчас в Москве запускается новая линия по производству инверторов для солнечных электростанций, а также центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в области программного обеспечения для энергетики в «Сколково». В недавно построенном в Татарстане городе Иннополис будут использованы наши современные решения. Это место станет центром локализации НИОКРSchneider Electric.
Очень важно, чтобы Россия занималась диверсификацией экономики. Об этом постоянно говорили в течение 25 лет, но только сейчас я вижу, что государство стало много делать в этом направлении. Основным фактором, конечно, стало понимание, что сверхвысокие цены на нефть в обозримом будущем не вернутся. Россия либо всерьёз займётся диверсификацией экономики, либо забудет о бурном росте экономики.
При этом диверсификацией надо заниматься с акцентом на новые отрасли. Нужно вкладываться в те отрасли, за которыми будущее. В этом вопросе очень большую роль играет малый и средний бизнес. Я это хорошо вижу на примере малых предприятий Бельгии и Германии. Конечно, в этих странах есть гиганты бизнеса, но основа экономики страны – это малый и средний бизнес. Ему проще и быстрее удаётся найти и внедрить инновации.
Я думаю, что и в России государству надо не самому вкладывать деньги в инновации, а создать условия для вложения в них денег частными компаниями. Тогда, как по цепочке, инновации дойдут и до малого бизнеса, запустят в нём реакцию роста и стимулируют экономику, толкнут её вперёд.
– Отразились ли на вашей компании западные экономические санкции?
– Когда речь идёт о санкциях, для меня это как ураган на поверхности океана. На первый взгляд это выглядит страшно – волны, ветер. Но, когда вы ныряете чуть глубже, там всё так же спокойно – рыбки плавают, бизнес продолжается. Санкции напрямую на нас не влияют, потому что мы не относимся к той индустрии, на которую они распространяются.
Конечно, имеет место косвенное влияние. Финансовые ограничения негативно сказываются на наших российских заказчиках. Им сложнее получить финансирование. Если у наших партнёров возникают проблемы, это отражается на их инвестиционных планах – некоторые проекты откладываются. Так что определённое негативное влияние от санкций есть. Но преимущество, которым обладает Schneider Electric благодаря программе локализации, превышает негатив.
– Как вы оцениваете российских сотрудников, работающих на предприятиях Schneider Electric?
– Высший класс! Мы очень довольны общим уровнем современного инженерного образования в России. Другое дело, что нехватка квалифицированных инженеров – это общемировая проблема. И в Европе, и в США. Поэтому у Schneider Electric очень много совместных проектов с ведущими университетами России и мира. Первый наш учебный центр в России был открыт 10 лет назад. С тех пор мы продолжаем сотрудничать со многими ведущими российскими вузами, чтобы повысить квалификацию студентов. У нас есть специальные лаборатории в университетах, в которых студенты изучают самые последние технологические новинки. Много выпускников затем становятся сотрудниками нашей компании.
Мы верим в Россию, мы верим в её будущее. А будущее – это молодое поколение. Вот так Schneider Electric вносит свой вклад в развитие России.