Альберт Анатольевич ЛИХАНОВ – известный писатель, посвятивший себя юношеству. Именно из его литературных, гуманистических представлений выросла ещё в 1987 году идея Детского фонда. Приближается 30-летие этой самой гуманистической организации нашей страны. Неудивительно, что на вопрос главного редактора «Аргументов недели» Андрея УГЛАНОВА, каким ему видится идеальное детство, этот умудрённый опытом человек ответил словами заголовка.
- Любимым и любящим.
– 1 июня – Международный день защиты детей. Он учреждён вскоре после войны в 1949 году во Франции Всемирной демократической федерацией женщин и проводится с 1950 года. В нашей стране со дня своего основания его организует ваш фонд. Как я понимаю, 30 лет подряд. И все эти годы вы его, ни разу не пропустив, открываете. Можете ли признать 1 июня вашим профессиональным праздником?
– Нет, конечно! Этот день должен стать праздником для детей, но не для взрослых. Взрослые должны бы в этот день подводить итоги своей вины, своих провалов и неудач. Часто спрашивают: день защиты детей от кого? Увы, часто от взрослых. А если за социальные провалы отвечает государство, то оно ведь не безличностно, а вполне персонифицировано. Идеальный статус детства нужно формировать разнообразно, широко, многомасштабно. Но моральная формула состоит именно в этом: дети должны быть любимыми и любящими.
– Каков масштаб праздника нынче?
– Масштаб – традиционный. 17 лучших театров Москвы делают фонду благотворительные подарки – бесплатные спектакли для детей. А мы привозим в Москву детей – 10 354 человека из 24 регионов и 7 стран СНГ. Все спектакли открываются одномоментно. На сцену выходят члены нашего правления и поздравляют детей. На сцену, например, Театра Станиславского и Немировича-Данченко выйдет ректор Московского гуманитарного университета профессор Игорь Михайлович Ильинский. Год назад у него был большой и памятный юбилей, так он написал заранее каждому гостю, что ему не надо подарков и цветов, но пусть они бросят посильный денежный взнос в копилки Детского фонда, которые встречали участников торжества. На собранные 300 тысяч рублей мы купили оборудование, спортинвентарь, одежду, подарки детям из двух маленьких противотуберкулёзных санаториев на севере Камчатки и с доброй помощью авиакомпании «Сибирь» отправили их к месту назначения. Вот и таким образом мы реализуем нашу программу «Детский туберкулёз», на которую уже израсходовали 12 миллионов народных рублей. Но из 140 таких санаториев по всей стране помогли пока только двадцати. Приглашаем присоединиться к этой программе всех, в том числе и юбиляров, которыми бывают не только отдельные персоны, но и корпорации, банки, предприятия. Когда-то именно они были нашими главными помощниками.
– Что будет в Большом театре?
– Этот театр помогает нам беспрерывно 30 лет. На сцене состоится концерт воспитанников Московской академии хореографии под руководством ректора, народной артистки России М.К. Леоновой. Перед концертом мы вручим высшую награду Международной ассоциации детских фондов – «Золотую медаль Льва Толстого» – Большому театру и Иосифу Кобзону, послу доброй воли Детского фонда, члену правления со дня основания. В трудные годы он всегда с нами, всегда помогает и словом, и делом. Был председателем попечительского совета программы «Фронтовые дети Чечни», дал личные средства на сложные операции, протезы, покупку квартир и даже домов 80 детям, получившим огнестрельные ранения.
Хочу напомнить, что «Золотую медаль Льва Толстого», который был не только нашим классиком, но ещё и педагогом, в разные годы получили создатель противополиомиелитной сыворотки американец Альберт Сэбин; выдающаяся писательница Астрид Линдгрен; исполнительный директор ЮНИСЕФ в 80-е годы XX века врач Джеймс Грант; Международная организация «Киндердорф-SOS» и Всемирная организация скаутов; знаменитая католическая монахиня мать Тереза; директор детдома из Ташкента великая Антонина Хлебушкина – в годы войны она вывезла из-под Сталинграда целый эшелон осиротевших ребятишек... Немногие, но избранные граждане и организации, защищающие детство. Мы очень гордимся этими всемирными звёздами, сотрудничали с ними, считаем их своими союзниками.
– Но есть у вас и оппоненты?
– Без этого не бывает, особенно если озвучиваешь острые проблемы. Ваша газета писала о нашем независимом докладе «Детство в омуте лукавства, или С кем воюют ювеналы», подготовленном опытными психологами-практиками нашего некоммерческого научно-исследовательского Института детства, членами правления Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой. Мы разослали этот документ, выпущенный в журнальной форме, всем возможным управляющим структурам государства – «от» и «до». Получили добрую сотню ответных мнений. И нет ни одного несогласного. Но вот беда, холодок некий чувствуется. Это тоже неплохой показатель. Разные сферы по-разному трактуют права ребёнка, где одно из самых главных – право на жизнь, безопасность и семью. И общественная организация, особенно такая, как наша, имеющая отделения в 74 регионах России, не просто может, но и должна иметь своё мнение по острым аспектам защиты детства. Тем более что основано оно на сильнейшем фактическом материале и убедительнейших доводах. Мы делаем это не в пику государству, а в помощь ему. К счастью, происходит позитивный поворот к нам администрации президента; первого заместителя главы администрации по внутренней политике С.В. Кириенко и его управлений; Министерства образования РФ и Военно-исторического общества России, работающего под эгидой Министерства культуры РФ. Нам помогают не на словах, а на деле. Я этому очень рад. Ведь В.В. Путин не раз повторял, что часть государственных полномочий не грех передать гражданскому обществу.
– Формула замечательная, но не всеми понимаемая. Как это трактует Детский фонд? Например, в сфере сиротства, чему вы отдали столько сил?
– Как вы знаете, в 1988 году мы создали в стране систему семейных детских домов. Жена и муж могли взять не менее 5 сирот, получая от государства средства на воспитание каждого ребёнка. Мама считалась старшим воспитателем государственного детдома, обеспечивалась социальным пакетом: стаж, больничный, отпускные, зарплата, разумеется. Было принято пространное и очень конструктивное Постановление Совета Министров СССР. Мы создали 368 таких семей, где граждане выполняли государственные обязательства! Но в 1996 году правительство РФ действия того решения Союзного Совмина «на территории РФ» прекратило. Замечу в скобках, в других странах СНГ его не прекратили, а превратили в обновление законодательства, сохранив главные позиции первоначального замысла. Ну а в России семейные детские дома, будучи переведёнными в режим приёмных семей (договор подряда, отсутствие соцпакета), от имени своего – семейный детский дом – по крайней мере неофициально, не отказались, а развивали и расширяли свои семьи.
И вот совсем недавно я побывал в станице Афипской Краснодарского края в семейном детском доме Николенко – Людмилы Петровны и Николая Николаевича. Оба они мелиораторы по образованию, вырастили шестерых кровных и за долгие 29 лет существования СДД – 37 приёмных детей, создали свой духовой оркестр, и не раз этот оркестр приезжал в Колонный зал на юбилеи Детского фонда, где выступал с неизменным успехом.
Но я впервые приехал в этот дом. Не дом, а домище, настоящий комплекс. Для ребят – комнаты на двоих, санитарный и социальный комфорт. На кухне, большущей, по семье, огромный стол и за ним множество ребятишек – в семье 33 внука, а поскольку, подрастая, приёмные и родные дети женились и выходили замуж, на праздники собираются больше 100 человек. Это, так сказать, к вопросу о демографии. Немаловажному, между прочим, особенно в среде когда-то и кем-то отвергнутых детей. Теперь ни о какой отверженности речи нет. Наоборот, все призваны, все нужны и при деле.
К огромному дому примыкает профессиональное тепличное хозяйство, круглый год выдающее овощи на семью и продажу. А далее – почти заводские мастерские, где ремонтируют не только легковые машины, но и автобусы, подчеркну, – школьные. Дети семьи Николенко создали автомобильное предприятие и управляют 30 автобусами и 60 такси! Я был в диспетчерской, где наёмные работники (диспетчеры) круглые сутки регулируют движение машин этого автохозяйства. И этот, в сущности, завод, носит семейный характер!
Вот всё не перестаю думать: как же адаптивен наш народ, в том числе молодой, – ведь это дело придумали уже дети Николенко. Они владеют множеством продвинутых навыков – при мне говорили о сварочных работах на газопроводе местного масштаба – они не нытики, не иждивенцы, а работники. Создавшие и развивающие своё дело.
И мне козырь в руки – это и есть развёрнутый проект нашего фонда, когда семья сама себя самовоспроизводит, находит себе социальное применение, не бездельничает, не висит, повторюсь, на шее у казны, а сама себя организует и укрепляет. Родительская заслуга состоит здесь в том, что Николенко дали детям заботу о них и право самосозидания. Кстати, в соседстве с родительским домом построены ещё пять – это новые, молодые побеги большой семьи.
– Может быть, это походит на практику Антона Семёновича Макаренко?
– С одним расширением: всё делает коллектив в форме большой семьи. Для социальной конфигурации наших времён более чем удачная трансформация.
– В каких ещё формах вы видите исполнение гуманитарных и даже государственных прав вашей неправительственной организации?
– Мы можем работать на стыке междисциплинарных интересов, как это уже реализуется нашей программой «Звуки жизни». Речь идёт о детях, рождённых совершенно глухими. Новые достижения медицины позволяют таким детям до 5 лет имплантировать специальные датчики. Это операция. Материалы для неё – 1,5 миллиона рублей, включая специальный слуховой аппарат. Но потом – ребёнка надо «подключить» к жизни, к её звукам, к умению говорить, петь, танцевать. А это уже не медицина, а специальная социальная педагогика. Здесь нужны логопеды, сурдологи, психологи, которые учат не только ребёнка, но и его родителей.
Вот эту-то вторую часть (не медицинскую) мы и смоделировали, получив небольшой грант, выпустив методическое пособие. 30 детей с мамами в том числе привезли из Екатеринбурга в наш реабилитационный центр и стали свидетелями чудесных превращений: дети учились произносить первые слова под крышей Детского фонда.
Сейчас поданы документы на новый, более масштабный грант, и будет обидно, если наша, общественного фонда, высокотехнологичная и в высшей степени гуманная программа не состоится без финансовой поддержки.
Печалимся мы, что в Крыму, освобождённом от спуда прежней розни, влачит жалкое существование санаторий «Бригантина» на берегу моря, когда-то принадлежавший нам и отнятый против закона прежними правителями этой республики. Если бы нам его вернули и поддержали этот возврат экономически, в стране появился бы эффективный санаторий высокого класса, каким он и был когда-то под нашим управлением. И это тоже важная, более чем государственная тема – летний отдых, а санаторный тем более – в большом дефиците у детства.
– В этот праздник детей, как вы верно сказали, желаем вам, чтобы возможности Детского фонда возрастали, а власть эффективнее поддерживала вашу борьбу за детство!