«Российский фонд мира» недавно отпраздновал день рождения. Эта общественная организация, появившаяся в СССР, имеет 56-летнюю историю. Вице-президент РФМ и председатель Комиссии Общественной палаты России по развитию общественной дипломатии Елена Сутормина рассказывает о том, как выглядит борьба за мир в XXI веке.
– Елена Васильевна, главной целью Фонда мира изначально считалось развитие дружбы между народами и продвижение образа страны-миротворца. Как вы справляетесь с этим сейчас, когда внешнеполитическая обстановка накалена?-
- Вы правы, обстановка сегодня сложная. С одной стоны работаем в условиях информационной войны – в противовес потоку лжи, который льется на нашу страну. С другой, мы видим, что выстраиваются более плотные партнёрские отношения (конечно, в данном случае я говорю о странах-участницах таких объединений, как БРИКС и ШОС). Наш основной принцип – отвечать не словом, а делом. Мы осуществляем гуманитарные проекты, проводим дни дружбы, фестивали культур, где люди из разных государств имеют возможность общаться, узнавать друг друга и видеть, что Россия на самом деле не такая, какой ее показывают, скажем, европейские и американские СМИ.
Так, например, мы ежегодно принимаем в Москве победителей олимпиад по русскому языку из Словакии и Болгарии, организуем для них насыщенную культурную программу. Все эти ребята – школьного возраста, что очень важно: они приезжают в Россию без предубеждения, с большим интересом. Их мнение о стране складывается на основе личного опыта, а не государственной пропаганды.
Каждое лето мы проводим международные лагеря мира в Московской и Орловской областях, где собираются дети из разных регионов России, а также из Южной Осетии, Вьетнама и многих других стран. Реализуются проекты и за рубежом: уже три года «Российский фонд мира» совместно с Общественной палатой РФ реализует проект по изучению русского языка и литературы «Русский уголок». Мы разработали специальные, можно даже сказать уникальные, мультимедийные пособия, в которых учебный материал подаётся в игровой форме и очень легко запоминается. Дети слушают наши сказки, отвечают на вопросы, решают различные увлекательные задачки. «Уголок» хорош тем, что его в буквальном смысле можно разместить в любом уголке: достаточно стола и компьютера, чтобы начать учиться. Поэтому он пользуется огромной популярностью: мы отправили уже 4 тысячи пособий на юго-восток Украины, в Австрию, Словакию, Словению, Грузию, Австралию и США. Сейчас готовим груз для Вьетнама.
– Весной прошлого года в СМИ появились сообщения о том, что планируется открытие русской школы в Техасе. Что вдвойне удивительно, инициатива исходила от местных властей города Хьюстон. К вам обращались за содействием. Какова сейчас ситуация со школой?
– Пока она не открыта. Движущей силой, как всегда в таких случаях, являлись наши соотечественники. Они готовы были взять на себя все организационные вопросы, но для проектов такого уровня нужна государственная поддержка, а Россотрудничество пока буксует. Я сделала все возможное со своей стороны: направила необходимые запросы и обращения, также написала в Минобрнауки, МИД России, отправила обучающие пособия «Русского уголка» в Хьюстон.
Концепция русской школы за рубежом сегодня крайне важна – нам нельзя упускать молодёжь. Сейчас в разных странах активно открывают свои школы турки. И мы не должны, если можно так сказать, сдавать позиции. Ведь ситуация складывается не радужная: в Болгарии, например, старшее поколение уходит, а младшее совсем не говорит по-русски, все деловые переговоры осуществляются на английском языке. В Киргизии – чем дальше от центра, тем меньше вывесок на русском и русскоговорящих людей, несмотря на то, что наш язык там второй государственный. Три года назад Фонд мира открыл центр изучения русского языка в киргизском городе Ош. А в сентябре 2016 года появилась школа имени А.П. Чехова с углубленным изучением русского языка и литературы в Бишкеке. Там работают очень серьезные преподаватели. В выпускном классе ученики будут сдавать ЕГЭ, и с набранными баллами смогут поступать в российские вузы. Разумеется, это делает школу очень востребованной.
– В некоторых странах школы открывают русские иммигранты. Бывают случаи, когда они сталкиваются с противодействием со стороны местных властей или жителей?
– В Украине (за исключением юго-востока) или в Грузии просто так не откроешь. Наряду с тем, что страны декларируют готовность к развитию сотрудничества, сокращается число учебных часов, ощущается нехватка кадров – поэтому русскоязычных школ пока мало, и большинство из них держится на энтузиастах. Как в той же Грузии или Словении. И, конечно, мы со своей стороны работаем над изменением этой ситуации.
– Возвращаясь «обратно в Россию»: в конце прошлого года РФМ и ОП РФ провели фотоконкурс «Отдыхаем в России». Вы планируете сделать его регулярным. Можете сказать, каков практический «выхлоп» этой в общем-то симпатичной идеи? Не получается ли, что предпочитающие заграничный отдых и внутренний туризм все равно остаются при своем?
– Продвигая этот конкурс, мы использовали разные инструменты: и традиционные СМИ, и социальные сети. И тем самым обеспечили хорошую рекламу разным уголкам нашей страны, а значит, привлекли внимание потенциальных туристов. Это уже немало. Развернулась масштабная информационная кампания: люди делились лучшими снимками, рассказывали о самых красивых местах России. Так начал формироваться новый тренд – отдых внутри страны. Мы уже договорились в Ростуризмом, что в рекламных материалах в разных регионах будут использованы фотографии наших победителей.
– Из ваших интервью видно, что вы человек, нацеленный на результат. Как вы оцениваете эффективность мероприятий, проведенных Фондом?
– В целом могу сказать, что мы хорошо поработали. Например, в Марафоне добрых дел приняли участие более 60 тысяч человек из 1300 городов страны. Они собирали макулатуру, устраивали субботники, сдавали мусор на переработку. Тысячи экземпляров обучающих пособий «Русского уголка» разлетелись по всему миру. Сотни человек посетили наши благотворительные концерты в Международном доме музыки, не имея возможности самостоятельно купить билет. Но как амбициозный человек скажу, что нам еще многое предстоит сделать и надо работать дальше!