Аргументы Недели. Вятка → Общество

Интернет сегодня — это фактически коммунальная услуга

, 08:26

В канун Дня радио директор Кировского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Валов рассказал о тенденциях в развитии связи в регионе

С чем ассоциировалась связь лет сто назад? С телеграммами, телефонистками, коммутаторами, с «Алле, барышня – Смольный!». В конце прошлого века – с массовой телефонизацией, первыми сотовыми телефонами, зачатками интернета, электронной почтой. Сейчас все это тоже никуда не делось, но в авангарде телекома уже «маршируют» мессенджеры, соцсети, облачные технологии и т.п. В канун Дня радио — профессионального праздника всех связистов — мы пообщались с директором Кировского филиала ПАО «Ростелеком» Евгением Валовым. Компания является крупнейшим оператором связи, которая по-прежнему обслуживает телефонную и телеграфную инфраструктуру. В то же время «Ростелеком» — одна из самых технологичных компаний, лидер по выводу на рынок и внедрению современнейших телекомуслуг.

Евгений Владимирович, давайте обрисуем общую картину. Сейчас коммуникации в регионе обеспечивают несколько операторов фиксированной и мобильной связи. Как происходит между ними взаимодействие, какова роль «Ростелекома» как правопреемника организаций, которые обеспечивали связь в прошлые века?

- На сегодняшний день состояние телекоммуникационной системы в Кировской области отличается в зависимости от места.. Если в областном центре процент проникновения проводных технологий достаточно высок, то за его пределами доступ по ним в основном предоставляет только «Ростелеком». При этом в силу географических, ландшафтных особенностей региона у нас до сих пор существуют определенные территории, где возможности получения услуг связи ограничены или полностью отсутствуют. Одномоментно эту проблему, очевидно, не решить, так как высокая стоимость строительства и содержания сетей связи сведет на ноль все усилия одного оператора. Поэтому мы с коллегами по цеху развиваем партнерские схемы взаимодействия, совместно используя инфраструктуру другу друга в виде аренды каналов связи, участков кабеля или кабельной канализации, а также в формате виртуальных операторов связи (MVNO). Являясь владельцем наиболее масштабной инфраструктуры связи, «Ростелеком» зачастую выступает центральным звеном в системе межоператорского взаимодействия.

Что касается услуг связи, то сегодня главным сервисом является, безусловно, доступ в интернет, который сейчас не просто развлечение. Это прежде всего транспортная среда для самого разнообразного контента: видео, голоса, данных. Для населения это фактически коммунальная услуга наравне с отоплением, водоснабжением и пр., а для госучреждений или коммерческих организаций – неотъемлемая часть производственного процесса.

- Наследство и багаж, который достался «Ростелекому» от прежних времен, он помогает или наоборот обременяет компанию в условиях рынка?

- Наследство «Ростелекома» долгое время являлось предметом бурного обсуждения в профильных кругах, особенно радикально настроенными лицами периодически высказывались идеи в духе «отнять и поделить» имеющиеся у «Ростелекома» кабельную канализацию, сети доступа и пр. При этом мало кто задумывался о том, что «отнять и поделить» — этого мало. Нужно еще обслуживать и развивать эту инфраструктуру, что требует колоссальных финансовых вложений. Сегодня от той инфраструктуры мало что осталось – кабельная канализация переустроена в связи с разрушением от старости прежней, медножильный кабель сотнями километров заменен на оптоволоконный. Далеко не каждый оператор может себе позволить такие расходы.

Что касается конкуренции, то сегодня рынок Кировской области достиг зрелости, когда технологические и ценовые предложения игроков находятся примерно на одном уровне, и конкурентная борьба разворачивается в рекламной и сервисной плоскостях. Все операторы фиксированной связи строят свои сети FTTx/xPON по единым общеотраслевым принципам, не являющимся каким-то эксклюзивом, а разницу между 3G и 4G в сетях подвижной радиосвязи пользователь может заметить только во время загрузки на свое пользовательское устройство тяжелого контента, например, фильма. На первый план сегодня выходят простота и удобство использования, многообразие и доступность сопутствующих сервисов (VAS), качество и комфорт взаимодействия с оператором по вопросам сервисной поддержки.

 

 

- «Ростелеком» активно осваивает и предлагает новые услуги. Прежде всего, для бизнеса. Какова их доля сейчас в сравнении с традиционными? Что сейчас самое популярное среди этих новых услуг?
- Согласно последнему отчету компании по итогам 2016 г. доля цифровых сервисов в выручке составила 44%. Помимо доступа в Интернет, VPN-каналов, интерактивного телевидения серьезно нарастили свою долю такие услуги как «Новая телефония», «Виртуальный ЦОД», «Защита от DDoS-атак», «Web-видеоконференция» и пр. Если говорить непосредственно про Кировскую область, то у нас наибольшим спросом пользуется «Новая телефония» (Виртуальная АТС) как наиболее понятный, «коробочный» сервис. Кроме того, мы наблюдаем постепенный рост интереса к «Виртуальному ЦОДу»: сегодня в Кировской области услугу подключают как коммерческие, так и государственные заказчики. Хотя, конечно, пока далеко не в таких объемах, как «Новую телефонию», это более узконаправленный продукт.

 

 
- Многих кировчан интересует вопросы развития, расширения охвата оптикой новых поселков. Какие у компании планы в этом году?
- Развитие сетей связи у «Ростелекома» происходит по двум направлениям. Первое – это строительство и модернизация собственных линий связи. В прошлом году по данной программе оптика была проложена до последнего ранее неохваченного этой современной технологией района – Афанасьевского В рамках этого же процесса мы активно переключаем на ВОЛС жилые и коммерческие объекты, уже имеющие наши медные линии связи, строим оптические линии в коттеджные поселки. Второе – это работа в рамках федеральной программы по устранению цифрового неравенства. За период с 2014 по 2016 г. по данной программе в Кировской области было подключено 46 населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек. В 2017 г. мы планируем в рамках проекта УЦН подключить по оптике еще 16 населенных пунктов, в которых будут организованы точки доступа в интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram