24 апреля 1915 года – чёрный день не только в истории армянского народа, но и всего мира. Тогда в Константинополе начался массовый арест политических, культурных, религиозных и интеллектуальных элит. Впоследствии всё это привело к геноциду, который унёс жизни около 1,5 млн человек, и кампании по уничтожению культурного наследия Армении. Ежегодно в этот день десятки тысяч армян совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване, а в армянских церквях во всём мире проводятся траурные службы.
Поэтому поводу 21 апреля в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвящённая Дню памяти жертв геноцида армянского народа. В ней приняли участие патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсисян, посол Армении в РФ Вардан Тоганян, а также российский музыкант, композитор, продюсер, режиссёр театра и кино Стас Намин.
Главной темой стало обсуждение геноцида как явления, а также понятий гуманизма и толерантности. Кроме того, очень важными были слова посла Армении Вардана Тоганяна о том, что, после того как два года назад, когда отмечали 100-летие страшной даты, Армянская апостольская церковь официально канонизировала жертв геноцида и причислила к лику святых, – стало понятно, что впредь траурные мероприятия проводиться не будут. «Мы решили, что наш ответ этой дате должен быть «культурным», – сказал архиепископ.
И в этом действительно заключается глубокий смысл – когда-то младотурки совершали бесчеловечные преступления, чтобы уничтожить армян не просто физически, но и выжечь их культурный код, лишить исторической памяти. К счастью, добиться этого не удалось, культура жива, и прошедшие подряд три мероприятия – 22, 23 и 24 апреля в Москве – прямое тому доказательство. Все они прошли при поддержке Министерства культуры Республики Армения, посольства Армении в РФ и Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви.
Стас Намин, который, по его словам, родился и вырос в Москве, но всю жизнь ощущал себя армянином, объяснил, почему так важно провести в эти дни именно культурные мероприятия: «Мы как народ пережили очень сложную историю. Но мы не только физически выжили, не только сохранили государственность, но и сохранили культуру, которая является главным критерием значимости генетического кода народа».
22 апреля в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва. Оркестр исполнил Симфонию №3 одного из крупнейших композиторов ХХ века Арама Хачатуряна и симфонию Centuria S‑Quark, которую Стас Намин начал писать в 2014-м, а закончил в 2016 году, когда на студии Abbey Road (Лондон, Великобритания) состоялась запись его симфонии в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
Centuria S-Quark – это одночастная симфония, время звучания которой составляет чуть больше 40 минут, но по насыщенности и разнообразию она не уступает широкомасштабным симфоническим полотнам. По-русски название произведения следует трактовать как «Предсказание...», которое заключается в глобальном апокалиптическом разрушении и нежно-интимном зарождении новой хрупкой жизни. Именно так, по-христиански, воспринимает судьбу мира Стас Намин.
Музыкант, продюсер, режиссёр Стас Намин, посол Армении в РФ Вардан Тоганян, архиепископ Езрас Нерсисян
Исполнявший эти произведения Российский национальный оркестр был создан Михаилом Плетнёвым в 1990 году. РНО сотрудничал со многими ведущими мировыми исполнителями, такими как Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и другие. Сам Михаил Плетнёв по праву считается одним из лучших в мире среди пианистов, композиторов и дирижёров.
Второе культурное мероприятие, которое прошло в Москве и посвящено Дню памяти и 300‑летию образования епархии Армянской апостольской церкви в России, состоялось 23 апреля. В этот день в зале торжеств московского храмового комплекса ААЦ прошла премьера фильма «Древние храмы Армении», режиссёром которого был Стас Намин, а Чулпан Хаматова читала закадровый текст. Также в ленте принял участие Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II.
«Наши храмы – это говорящие свидетели нашей истории. Наши храмы – это страницы нашей славы, наших страданий, наших трудностей, говорящие свидетели пережитых нами трагедий», – говорит в фильме Его Святейшество Католикос всех армян Гарегин II.
«Древние храмы Армении» родились во время путешествия Стаса Намина по родине своего деда Анастаса Микояна. Несколько лет назад он посетил массу живописных мест, в том числе многочисленные древние храмы, которые и заснял на плёнку. Среди них монастыри Гегард, Эчмиадзин, Хор Вирап, город Алаверди и находящиеся в его окрестностях древние монастыри Санаин и Ахпат, побережье Севана, Арцах и бессчётное количество старейших христианских храмов.
Кстати, к 300-летию образования епархии Армянской апостольской церкви в России, 16 апреля по случаю праздника Светлого Воскресения Христова, в Россию была привезена одна из величайших святынь христианского мира – Скеврский реликварий. В нём хранятся мощи Святых апостолов Петра, Павла, Варфоломея и Фаддея, Святого Григория Просветителя, Святого Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Григория Богослова и других. В 2000 году стараниями архимандрита Езраса Нерсисяна реликварий, до того принадлежавший Императорскому Эрмитажу, был передан армянской церкви, и теперь он ежегодно выносится на поклонение верующим.
24 апреля, в театре «Гавит», на территории комплекса резиденции Российской и Ново-Нахичеванской епархии состоялась ещё одна премьера. Теперь уже спектакля Театра Стаса Намина «В горах моё сердце» по мотивам произведений Уильяма Сарояна.
Для тех, кто не знает, Сароян – американский писатель армянского происхождения. Продуктивный прозаик, который обращался к самым различным жанрам и темам – от своей исторической родины («Армянин и армянин») до пацифизма («Приключения Весли Джексона»). В 1940 году он был удостоен Пулитцеровской премии за лучшую драму «Лучшие годы вашей жизни», от которой, правда, отказался, а также «Оскара» в 1944 году за лучший литературный первоисточник («Человеческая комедия»). Как рассказывал Стас Намин, писатель попал в США в детстве с родителями именно из-за геноцида, который навсегда остался «болью в его сердце». Во многих произведениях Сарояна эта тема есть, но спрятана между строк – открыто говорить о геноциде тогда было запрещено.
Основа сюжета пьесы Стаса Намина – это непридуманные истории об армянах, которые эмигрировали в США. Оторванные от родины, они продолжали сохранять любовь к жизни и веру в то, что все трудности преодолимы. Яркие персонажи и пронзительные сюжеты Сарояна соединились в новой постановке Театра Стаса Намина, которая основана на произведениях «В горах моё сердце», «Человеческая комедия», «Меня зовут Арам». Главным посылом постановки стало то, что бережно хранимые традиции и бессмертный дух древнейшей Армении передаются из поколения в поколение с великой добротой и состраданием. А потому этот дух вечен.
И всё это – память о своих корнях, желание жить – было сохранено несмотря на то, что в ходе «варварской акции», как её назвал архиепископ Езрас Нерсисян, было безвозвратно утрачено более 22 тыс. древних рукописей, разрушено 2200 церквей и монастырей и погибли почти половина всех живущих в то время армян.
Но при всей той боли, что выпала на долю армян, глава епархии подчеркнул, что скорбь о жертвах геноцида не должна превратиться в ненависть и побудить отвечать злом на зло. Весь армянский народ помнит свою историю и, как сказал Езрас Нерсисян, «считает своим долгом передать её новым поколениям, чтобы не появились новые гитлеры». Поэтому это великое мужество – ответить на зло своими культурными произведениями.
Справка «АН»
Стас Намин – российский музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссёр театра и кино. Создатель и лидер группы «Цветы». Организатор первого независимого продюсерского центра SNC, откуда вышли многие отечественные рок- и поп-звёзды, группы «Калинов мост», «Бригада С», «Моральный кодекс», «Сплин» и многие другие. В том числе созданная и спродюсированная Наминым группа «Парк Горького». Организатор первых в стране музыкальных фестивалей и частных антреприз: концертного агентства, студии дизайна, фирмы грамзаписи, радиостанции, телекомпании и т. д. В конце 1980‑х – начале 1990-х г-н Намин также создал и спродюсировал Московский симфонический оркестр (МСО), шоу «Балет на льду» (Moscow on Ice), первый в стране Театр мюзикла. Организатор крупнейших независимых международных и межгосударственных фестивалей культуры в стране и в мире.
Экспериментировать с симфонической музыкой Стас Намин начал ещё в 1990-х годах. Созданный им Московский симфонический оркестр записал первые пять частей его симфонической сюиты «Осень в Петербурге». А после 2010-го композитор практически полностью сконцентрировался на симфонической музыке. Он завершил работу над «Осенью в Петербурге» – написал для неё ещё три части, и впервые все восемь частей прозвучали в Московском международном доме музыки в 2012 году в исполнении Русского федерального симфонического оркестра. Сегодня симфоническая сюита Намина звучит в исполнении разных оркестров как в России, так и за рубежом. В 2014-м Стас Намин приступил к работе над новыми симфоническими произведениями, одним из которых и стала Centuria S-Quark.